Технологическая карта по развитию речи на тему сказка в обработке А. Н. Толстого «Хаврошечка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Пигли Валерия

Технологическая карта занятия

ФИО участника:

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: сказка в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка"

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: объяснение поступков героев через чтение сказки в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка" и закрепление последовательности событий сказки в дидактической игре на ИКТ-оборудовании, отражение особенностей героев в продуктивной деятельности – лепка.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомится с героями, узнать, как разворачиваются события в сказке.

Развивающие: охарактеризовать главных героев -Хаврошечку, мачеху; сравнить поведение героев, характеристику и их поступки.

Воспитательные: соблюдать правила игры, проявлять уважение друг к другу; высказать свое отношение к героям рассказа.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: выстроить в ряд последовательность событий в сказке.

Дидактическая задача: закреплять последовательность событий в сказке в процессе дидактической игры.

Техническая: тренироваться сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Изобразительная: проявлять интерес к изобразительной деятельности.

Словарная работа: листвицы, сучки.

Планируемый результат занятия: объясняют поступки героев сказки «Хаврошечка»; характеризуют героев; соблюдают правила игры; закрепляют последовательность событий в сказке; сглаживают поверхность формы, делают предметы устойчивыми, проявляют интерес к изобразительной деятельности. 

Подготовительная работа: дидактическая игра, подготовка раздаточного материала, иллюстрации из произведения А.Н. Толстого «Хаврошечка», подготовка аудиосообщения, подготовка материалов для творчества.

Материалы и оборудование: документ-камера, SMART доска, ноутбук.

Не забывайте: физ минутка после прочтения,техника безопасности с доской, напоминание про осанку.

после ИКТ игры зрительная гимнастика, напоминание про осанку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Мезенцева Валерия Алексеевна

№ участника: 

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: сказка в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка"

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: объяснение поступков героев через чтение сказки в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка" и закрепление последовательности событий сказки в дидактической игре на ИКТ-оборудовании, отражение особенностей героев в продуктивной деятельности – лепка.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомится с героями, узнать, как разворачиваются события в сказке.

Развивающие: охарактеризовать главных героев -Хаврошечку, мачеху; сравнить поведение героев, характеристику и их поступки.

Воспитательные: соблюдать правила игры, проявлять уважение друг к другу; высказать свое отношение к героям рассказа.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: выстроить в ряд последовательность событий в сказке.

Дидактическая задача: закреплять последовательность событий в сказке в процессе дидактической игры.

Техническая: тренироваться сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Изобразительная: проявлять интерес к изобразительной деятельности.

Словарная работа: рябая, сучки.

Планируемый результат занятия: объясняют поступки героев сказки «Хаврошечка»; характеризуют героев; соблюдают правила игры; закрепляют последовательность событий в сказке; сглаживают поверхность формы, делают предметы устойчивыми, проявляют интерес к изобразительной деятельности.  

Подготовительная работа: дидактическая игра, подготовка раздаточного материала, иллюстрации из произведения А.Н. Толстого «Хаврошечка», подготовка аудиосообщения, подготовка материалов для творчества.

Материалы и оборудование: документ-камера, SMART доска, ноутбук.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Привлечь внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельность

Воспитатель зазывает детей.

Эй, ребята, не робей!

Подходите все скорей!

Тут не будете скучать –

Будем весело играть!

Ребята, по пути в сад, волшебная белочка, передала мне письмо. Это письмо написал нам наш знакомый, Знайка. Хотите прочесть его?

Дорогие ребята, я открываю новый книжный магазин и мне отправили новую партию книг со сказками. А в них есть сказка, которую вы начинали читать в библиотеке, называется она «Хаврошечка» переписанная автором Алексеем Николаевичем Толстым. Но вот не задача, все фигурки по мотивам этой сказки поломались в посылке и мне не чем украсить стеллаж с новыми книгами. Поможете мне ребята украсить стеллаж?

Ребята хотите помочь Знайке?

А как мы можем помочь Знайке?

Присаживайтесь на свои места. Спины держим ровно руки положите на колени.

Словесный метод, практический (игровой)

Отвечают на вопросы

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью и замотивированы на ее выполнение

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Заинтересовать детей к предстоящей деятельности, мотивация на решение проблемной ситуации

Напомнте, к какому жанру относится произведение «Хаврошечка»?

 Сказка— это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Но до этого сказка «Хаврошечка» была русской народной сказкой, а переписал ее для детей Алексей Николаевич Толстой.

Посмотрите внимательно на портрет писателя.  Великий писатель, он создал сборники интересных детских сказок. И обрабатывал народные сказки.

Сегодня мы продолжим читать сказку «Хаврошечка»

Мне очень нравится эта сказка, в детстве мне ее читала бабушка, эта сказка очень поучительная. В ней рассказывается о трудолюбивой девочке и коровушке, которая была другом и помогала ей.

А давайте вспомним, о чем же мы читали ранее?

Как вы думаете, что же будет дальше в сказке?

Настя как ты считаешь? А как считаешь ты Юля?

Хотите узнать, что же было дальше в сказке?

 Словесный метод (беседа), прием: постановка проблемного вопроса

Слушают

Высказывают предположения

Рассматривают портрет писателя

Поставлена проблема, которую дети буду решать

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Прочитать басню, в процессе продемонстрировать иллюстрации к ней. Закрепить представление детей о главных персонажах – их поступках.

Спины ровно, руки на коленях.

Ребята, в этом произведение будут незнакомые нам слова такие как «рябая» и «сучки». Рябая — означает пятниста или пёстрая. А слово «сучки» означает веточки не большого размера.

Эта сказка очень поучительная, слушаем внимательно и запоминаем как вели себя герои в сказке.

Словесные (вопросы детям), чтение произведения, наглядные (рассматривание иллюстраций)

Рассматривают иллюстрации

Слушают басню

Отвечают на вопросы

Прослушана басня, рассмотрены иллюстрации. Сформировано представление о главных персонажах и их поступках.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Провести дидактическую игру на SMART оборудовании, в процессе которой дети смогут закрепить последовательность событий рассказа Александра Раскина «Как папа укрощал собачку»

«Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: "Заходи",

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди»

Спины держим ровно, руки на коленях. Когда я буду читать вы можете смотреть на иллюстрации. Итак, начинаем читать.

Чтение сказки.

- Ребята, какой по характеру была Хаврошечка в этой сказке?

- Какой была мачеха?

- Как вы думаете, почему мачеха так плохо относилась к Хаврошечке?

-- Кто из героев совершал хорошие поступки, а кто плохие?

 Как вы думаете, почему коровушку закололи?

- Что корова сказала сделать Хаврошечке?

Что-то мы совсем засиделись предлагаю немного размяться. Повторяйте за мной.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

А теперь давайте сыграем в игру.

Вижу, вы меня внимательно слушали, а сможете ли вы вспомнить последовательность событий в сказке. Девочки, напомните правила пользования при работе с доской.

Правильно, на расстоянии вытянутой руки и работать только чистыми сухими руками.

Я приглашаю вас поиграть и вспомнить последовательность событий в сказке.

Посмотрите, перед вами два игровых поля. Ваша задача заключается в том, чтобы вы установили правильную последовательность событий в сказке. Кто справится быстрее и сделает все правильно, получит медаль.

Итак, на старт, внимание, марш!

Наши глазки устали, поэтому предлагаю сделать упражнение.

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

- Ребята теперь, нам необходимо помочь Знайке слепить фигурки из прочитанной сказки.

Каких героев вы запомнили?

- Правильно ребята. Давайте тогда пройдем в уголок творчества.

Присаживайтесь на стулья, спины держим ровно.

Напомните, как мы обращаемся с пластилином?

 И прежде, чем начать, давайте разомнём наши пальцы.

Этот пальчик — дедушка;

Этот пальчик — бабушка;

Этот пальчик — папочка;

Этот пальчик — мамочка;

Этот пальчик — я;

Вот и  вся моя семья!

Выполнение творческой деятельности.

Юлечка какую фигурку ты будешь лепить?  Настя, а ты какую фигурку решила слепить?

Девочки не забывайте хорошо разминать пластилин.

Настя какой цвет ты взяла для платья? Почему ты его взяла?

Практический(игровой) метод (дидактическая игра)

Словесный метод (вопросы к детям)

Играют в дидактическую игру на SMART – оборудовании, соблюдают правила игры. Отвечают на вопросы по произведению

Определили и закрепили последовательность событий басни, в процессе выполнив все игровые задания

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия, сформулировать совместно с детьми главную мысль прочитанного произведения.

- Что было сложнее всего?

- Чему вас научила эта сказка?

- Что вам понравилось делать больше всего?

- Как бы вы поступили на месте Хаврошечки?

- А у вас есть друзья?

Ребята, вы слепили прекрасные фигурки. Я отнесу их Знайке в его новый книжный магазин. А когда магазин откроется, мы обязательно придем туда посмотреть на украшенный стеллаж и за новыми книгами в нашу группу.

- Какие книги вы бы хотели взять?

Мы обязательно найдем их и приобретём эти книги в группу.

Словесный (вопросы детям)

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления о проведенной игре и прослушанном произведении.

Проведена рефлексия, дошкольники имеют представление о главной мысли произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "В гостях у сказки"

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: " В гостях у сказки"...

технологическая карта по развитию речи на тему "Весна пришла"

Возрастная группа: старшая группа 5-6летЦель: Расширение представления о временах года.Задачи: формировать представления о времени года «весна» и ее признаках....

Технологическая карта ООД развитие речи «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, формирование знаний у детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»Задачи: Совершенствовать умение пер...

Технологическая карта по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна село Юва

технологическкая карта нод по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна...

Технологическая карта по развитию речи сказка Морозко

Технологическая карта НОД по развитию речи.Образовательная область: речевое, социально – коммуникативное, познавательное развитие.Тема: «Русская народная сказка «Морозко»...

Технологическая карта по развитию речи на тему: пересказ Л.Касиля "Сестра"

Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»      Цель: Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной картинке....