Технологическая карта по развитию речи на тему: пересказ Л.Касиля "Сестра"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Канева Елена Викторовна

 Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

      Цель: Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной картинке.

            Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст рассказа последовательно, воспитывать уважение к защитникам Родины

- словарь и грамматика: учить понимать смысл образных выражений

- звуковая культура речи: упражнять в отчётливом произнесении слов.

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка.

Мольберт, листы для мнемотаблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение C:\Users\Windows8\Desktop\брусничка-340x160.png

«Брусничка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной  к школе  группе

 Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»F:\развитие речи сестра\img1_363.jpg

                                                                                                                                            Составила: Канева Е.В. воспитатель                                                                                                

                                                                                                                      подготовительной  к школе  группы                                                                                                               «Солнышко»

с. Белоярск 2024 г

 Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

        Цель: Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной картинке.

        Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст рассказа последовательно, воспитывать уважение к защитникам Родины

- словарь и грамматика: учить понимать смысл образных выражений

- звуковая культура речи: упражнять в отчётливом произнесении слов.

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка.

Мольберт, листы для мнемотаблицы

 

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога: Методы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность

воспитанников

Результат

Психологический

настрой

Учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта, снять психическое напряжение.

Воспитатель:

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, собери.

Дети встали, потянулись и друг другу  улыбнулись,

(дети становятся в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга, улыбаются друг другу).

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы. (сжимаем и разжимаем ладони)

Два больших и крепких малых (пальцы рук здороваются)

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

Собираются в круг по зову воспитателя

Психологическая

готовность

Мотивация к деятельности

Мотивация на познавательную деятельность 

Д/и «Скажи наоборот» 

Например: Холодный – горячий, круглый – квадратный и т.д.

Мир -…

Горе  -….

Поражение -…

Защищаться  – ….

Строить –…

Сильный  -…

Враг - ….

Ответы детей.

У детей появляется мотивация к деятельности.

Основная часть

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,что 79 лет, как окончилась Великая Отечественная война. Когда война началась, не было еще на свете ни ваших родителей, ни ваших дедушек и бабушек. Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины спали спокойно, на нашу страну напали фашисты - немцы.

Началась Великая Отечественная война. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады и школы.

Война была очень страшной и жестокой. Много людей погибло в этой войне. Народ не жалел своей жизни, чтобы остановить врага. Наравне с мужчинами сражались и старики, и женщины и даже дети. Старики и дети помогали партизанам, разведчикам и солдатам, а молодые девушки были снайперами, летчиками, медицинскими сестрами. На войне люди помогали друг другу.

Задание 

«Объясни слова»

Отечество – (Россия, страна в которой мы живём)

Ветеран - (старый опытный воин, участник прошедшей войны)

Подвиг  - (героический поступок)

Герой  – (человек, совершивший поступок, необычный по своей храбрости).

Солдат – (человек, сражавшийся за Родину, не жалеет сил)

Задача детей объяснить слова

Задание 

«Закончи предложение словом Война».

Мотивация на познавательную деятельность 

В июне 1941 года началась…

Мы хотим, чтобы не было ….

Много книг написано о …

Солдаты совершали подвиги на …

Ответы детей.

Проговаривают предложение.

У детей появляется мотивация к деятельности.

Чтение рассказа.

Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра» и составление плана пересказа.

- Но на войне были и женщины-медсёстры, которые вытаскивали раненых солдат с поля боя. Об одной такой медсестре я сейчас прочитаю вам рассказ. Он называется «Сестра», написал его Лев Кассиль.

Физминутка

Физминутка.

«Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз – рывок (прыжок),

Два – рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

Дети выполняют движения согласно тексту

Дыхательное упражнение

«Пулеметчик»

Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та].

Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

    Дети выполняют упражнение

  Практическая работа

Чтение 

рассказа и беседа по содержанию. Составление таблицы.

-А теперь составляем схему рассказа (Мнемотаблица).

Выполнение практического задания

Задание 

«Синквейк к слову СЕСТРА».

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сестра

Храбрая, смелая

Помогает, лечит, перевязывает

Надежный помощник врача во время операции

Медицинская сестра

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с таким интересным словом – СИНКВЕЙН. Сейчас мы с вами попробуем составить к слову сестра.

Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Знакомство с новой технологией.

Анализ результатов деятельности

Научились  передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. 

Ответы детей по результатам деятельности.

Ожидаемые результаты: С помощью мнемотаблицы легко запомнить рассказ, пересказать его. Научились работать с технологией Синквейн.

        

Приложение 1.

Рассказ ЛКассиля «Сестра»

Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно-пуля в груди мешает.

Лежит и думает: "Конец мой приходит. Умру сейчас. " И глаза закрыл. И думать перестал.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой.

Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,-медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт, и начинает перевязывать рану-осторожно, чтобы не больно.

"Кругом бой, а она приползла", -подумал Иван и спросил:

-Умру?

-Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

-Спасибо, сестрица!-говорит Иван Котлов.

-Дозвольте узнать, как вас зовут.

-Надя зовут,-отвечает,-Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит.

Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!

Приложение 2.

Мнемотаблица

F:\развитие речи сестра\Безымянный.png

F:\развитие речи сестра\Безымянный.png

F:\развитие речи сестра\Безымянный.png

МИР - ВОЙНА

ГОРЕ- РАДОСТЬ  

ПОРАЖЕНИЕ- ПОБЕДА

ЗАЩИЩАТЬСЯ  – НАПАДАТЬ

СТРОИТЬ – ЛОМАТЬ

СИЛЬНЫЙ  - СЛАБЫЙ

       ВРАГ - ДРУГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики"

НОД  по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики".Образовательная область: Социально -коммуникативное развитие.Цель: Рассказ по картине «Дети игра...

технологическая карта по развитию речи на тему "Весна пришла"

Возрастная группа: старшая группа 5-6летЦель: Расширение представления о временах года.Задачи: формировать представления о времени года «весна» и ее признаках....

Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания".

Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания". Аннотация: Педагог вовлекает детей в занятие через загадывание загадок о вре...

Технологическая карта по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна село Юва

технологическкая карта нод по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна...

Технологическая карта по развитию речи на тему сказка в обработке А. Н. Толстого «Хаврошечка»

Технологическая карта занятияФИО участника:Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитиеТема занятия: сказка в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка"Возрастная группа: ст...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...