Экологическая тропа
проект
Объекты экологической тропы
1. «Огород»;
2. «Береза» (дерево лиственное);
3. «Цветник»;
4. «Сосна» (дерево хвойное);
5. «Пень» (насекомые);
6. «Сирень» (кустарник);
7. «Метеостанция»;
8. «Мини-лаборатория»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
Объекты экологической тропы
1. «Огород»;
2. «Береза» (дерево лиственное);
3. «Цветник»;
4. «Сосна» (дерево хвойное);
5. «Пень» (насекомые);
6. «Сирень» (кустарник);
7. «Метеостанция»;
8. «Мини-лаборатория»;
1. «Огород»
Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.
Для формирования представлений о разнообразии растений, дети старших групп, выращивают разнообразные сорта огурцов, томатов, кабачков, баклажанов, тыквы.
Выращивают овощние культуры: зеленные ( салат), пряно-вкусовые (петрушка), луковые (лук репчатые, лук- батун), капустные (белокачанная), корнеплоды (морковь, свекла, редис), бобовые(фасоль, горох). Ягодные кустарники: красная смородина, малина.
Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для приготовления пищи.
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
Группы общеразвивающей направленности для детей | |||
3- 4 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Учить отличать и называть по внешнему виду: - овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.); - фрукты (яблоко, груша, персик и др); - ягоды (малина, смородина и др). Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать, оно может засохнуть и т.п.) | Продолжать знакомить с фруктами, овощами, ягодами и грибами | Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений. | Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян и др.) |
Продолжать знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) |
2. «Береза» (дерево лиственное)
Обращается внимание ребят на то, что Береза - лиственное дерево с белым стволом (с белой (реже темной) корой), тонкими ветвями с сердцевидными листьями и пышной кроной.
Много слов прекрасных сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного.
Береза - самое обычное дерево наших лесов, выделяется, прежде всего, белым цветом своей кроны. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах остается что-то вроде белого порошка – это белужин, высыпается из клеток коры. Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Они легко отслаиваются, через них внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза начнет по каплям сочится прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, т.к. оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения. Цветки березы распускаются одновременно с листьями. Крупные соцветия – сережки видны всем. Ветер раскачивает ветку дерева вместе с длинными сережками, и иногда становится видным оболочка пыльцы.
Ученые насчитали около 65 видов берез. В средней полосе расселилась береза, повисая или бородавчатая – это самая знакомая нам березка.
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
Группы общеразвивающей направленности для детей | |||
3- 4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травенистыми растениями | Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и другие) | Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». | Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Как сказывается на здоровье человека окружающая среда: чистые воздух, вода, лес, почва? |
Учить замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных. |
3. «Цветник»
Выбор и посадка подходящих цветов это заключающая и самая важная стадия создания цветника. В соответствии с выбранной цветовой гаммой вам нужно высаживать цветы в цветнике. Подробнее о выборе цветов, их ассортименте, рекомендациях об уходе вы можете почитать у нас на сайте, но учтите лишь несколько дополнительных деталей о цветах:
— Рассадка цветов. Необходимо точно уяснить: как лучше высаживать в землю те или иные цветы: рассадой или семенами, с поливом или в сухую землю. Какое время благоприятно для посадки цветов и как долго держится цвет нужно знать, для того чтобы ваш цветник не утратил свой праздничный вид за пару дней.
— Уход за цветами. Цветы могут быть многолетними или однолетними, устойчивыми к холоду или нет. Эту особенности необходимо учитывать для ухода за цветами. Кроме того, некоторые цветы нуждаются в удобрении, и подрезании. Из постоянного ухода цветника можно выделить полив и подрезку увядающих соцветий. Полив всего цветника будет проходить одновременно, и цветы, требующие кардинально разного количества влажности, могут не ужиться рядом.
4. «Сосна» (дерево хвойное)
Сосна́ (лат. Pínus) — род растений из семейства Сосновые (лат. Pinaceae).
Есть две версии происхождения латинского названия. Первая версия: от кельтского слова pin, что означает — скала, гора, то есть растущая на скалах. Вторая версия: от латинских слов pix, picis, что означает — смола, то есть смолистое дерево.
Существует от 105 до 125 видов сосен, которые рассеяны по всему Северному полушарию до полярного круга. В умеренном и холодном климате они образуют леса на равнинах, в тёплом обитают в горах.
Описание
Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные, реже мелкие, иногда почти кустарники.
Листья игольчатые, сидят пучками по 2—5 на укороченных побегах и окружены у основания плёнчатыми влагалищами. Сохраняются на побегах в течение нескольких лет. Иногда, чаще всего в результате повреждений, наносимых насекомыми, на сосне развиваются розеточные побеги. Такие побеги чрезвычайно коротки и имеют пучки коротких и широких игл.
Мужские стробилы собраны колосом у основания молодых веточек. Пыльцевые мешочки раскрываются продольной трещиной. Женские стробилы в шишках, расположенных в верхней части дерева.
Шишки яйцевидные или продолговатые, обыкновенно поникшие, а при зрелости опадающие целиком. Они состоят из черепитчато-сложенных плодовых чешуй, деревянистых или кожистых, утолщённых на конце в виде гранёного щитика. Эти чешуи сначала плотно сомкнуты, при полной же зрелости расходятся, обнажая семена, которые находятся по 2 против каждой чешуи. Семена большей частью крылатые, реже без крыла, с твёрдой оболочкой в виде орешка. В зародыше может быть от 4 до 15 семядолей.
Из видов, растущих дико в России и сопредельных странах, больше всего заслуживает внимания Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.). Это большое дерево до 40 м высоты с кроной — в юности пирамидальной, в старости же зонтикообразной. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4—5 см длины. Кора красно-бурая.
Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.
5. «Пень» (насекомые)
Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
Группы общеразвивающей направленности для детей | |||
3- 4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.) | Расширять представления детей о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) | Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомыми (пчела, комар, муха и др.) | Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в дуплах, ульях). Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). |
6. «Сирень» (кустарник)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сирень (лат. Syringa) — род кустарников, принадлежащий к семейству Маслиновые (лат. Oleaceae). Сюда относится до 10 видов, распространенных в диком состоянии в Юго-Восточной Европе (Венгрия, Балканы) и по Азии, преимущественно в Китае.
Содержание
Своё родовое название сирень получила в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии — наяды Сиринги.
Листья у сирени супротивные, обыкновенно цельные, реже перисто-раздельные, опадающие на зиму.
Цветы белые, лиловые или розовые, расположены в метелках, которыми оканчиваются ветви. Чашечка маленькая, короткая, колокольчатая о четырех зубчиках. Венчик обыкновенно с длинной цилиндрической трубкой (реже, как, например, у амурской сирени — с укороченной трубкой) и плоским четырехраздельным отгибом. Тычинки две, прикрепленных к трубке венчика. Завязь одна с двураздельным рыльцем.
Плод — сухая двустворчатая коробочка.
Все виды сирени отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах. Особенно сильно распространена сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L.) — роскошный кустарник, чрезвычайно выносливый, который отлично растет на открытом воздухе как на юге, так и на севере Европы и украшает весной сады крупными соцветиями своих душистых цветов. Кроме основной формы с лиловыми цветами, в культуре возникли разновидности с белыми и розоватыми цветами. Они употребляются также для выгонки в оранжереях, так что почти всю зиму можно иметь свежие цветы сирени. Этот вид дико растет на Балканах.
Кроме обыкновенной сирени, можно упомянуть еще сирень персидскую (Syringa persica L.) с более узкими, иногда перисто-раздельными листьями, сирень венгерскую ( Syringa Josikoe Jacq.) с цветами без запаха, родом из Венгрии; Syringa Emodi Wall. родом с Гималаев; Syringa japonica Maxim из Японии. В Китае растет дико несколько видов сирени. В пределах России на Амуре встречается сирень амурская ( Syringa amurensis Rupr.).
СИРЕНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ
Описание. Кустарник с сердцевидными листьями и сиреневыми мелкими душистыми цветками, собранными в пирамидальные метелки. Высота 2—8 м.
Время цветения. Май.
Распространение. Встречается в значительной части России, широко культивируется как декоративное растение.
Местообитание. Культивируется в парках, садах, палисадниках, в диком виде встречается в кустарниковых зарослях.
Применяемая часть. Цветки и листья.
Время сбора. Май.
Химический состав. Цветки содержат эфирное масло и глюкозид сирингин. Растение ядовитое.
Применение. Цветки сирени обладают потогонным, противомалярийным и обезболивающим действием. Листья способствуют созреванию нарывов и очищению их от гноя.
7. «Метеостанция»
Метеостанция включает в себя:
- флюгер, указывающий направления ветра,
-вертушку, показывающую силу ветра,
- осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке),
- термометры, расположенные в тени и на солнечном участке,
- стенд с временами года и календарем погоды.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления .
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды
Дети учатся замечать изменения в природе.
8. «Мини-лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы
- для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал),
- необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей).
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
Группы общеразвивающей направленности для детей | |||
3- 4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Представления о свойствах - воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается); - песка (сухой – рассыпается, влажный – лепится). | Представления о свойствах песка, глины, камня | Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растениях. | Наблюдение за явлениями природы, как дождь, град, туман |
9. «Птичий столб».
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего столба» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....