Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей.
консультация

Гузеева Марина Владимировна

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?

Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве. Не поможет здесь и наличие в жизни ребенка ситуаций, казалось бы, нерегламентированного поведения (игры с игрушками, игра в песочнице, бег во дворе). В них он находится наедине с собой, а значит — остается таким, какой есть. Развития не происходит.

Чтобы оно началось нужен « внешний иной»- не такой как я ,непохожий.    Для ребенка им может стать взрослый, а пространством развития, среди прочего, ситуация диалога. Причем такого где взрослый и ребенок будут равны , т.е когда ребенок и взрослый, вместе ищут ответ на важный для каждого из них вопрос, пока остающийся без ответа.

 Основная цель данного пособия- помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Диалектическое мышление –одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в обьектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи. Диалектическое мышление можно развивать путем решения диалектических мыслительных задач погружения в значимые для ребенка противоречивые ситуации. Диалектическое мышление органично присуще детскому возрасту. В основе предлагаемой в пособии системы работы лежит структурно-диалектический подход в психологии, разрабатываемый научно-исследовательским коллективом под руководством доктора психологических наук ,профессора Н. Е. Вераксы , описавшего диалектические структуры. Их применение позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические задачи.

В диалектические структуры можно отнести :

-диалектическое превращение

-диалектическое  обьединение;

- опосредствование ;

- диалектическое обращение;

-диалектическое отожествление.

В ходе работы ребенку не предлагается никаких « знаний по философии» и описание философских концепций .Авторы пособия ориентируются на другое необходимое свойство любой философии – обязательное присутствие размышления.

По словам великого отечественного философа А.Ф. Лосева, изучать философию- это учиться думать. Но нельзя думать просто так, думать можно только по поводу конкретного содержания. Таким  содержанием являются философские понятия , которые можно обозначить словами обычного языка, а не специфически  философскими терминами. Схема построения работы с детьми заключается в постановке ряда задач ,решить которые можно, только применяя  конкретные диалектические мыслительные действия, т.е. прописывается диалектическая структура философских понятий, преобразуемая  в задачи интересные дошкольнику по сюжету.                                                                   В качестве таких понятий были выбраны « Движение»  и           «Развитие».

Диалог с детьми не должен иметь жестких ограничений  по времени как в большую ,так и меньшую сторону, длится до тех пор ,пока дети вовлечены и голос ребенка слышен – у детей  возникают новые идеи ,вопросы и мнения . Таким образом , любое занятие может растянуться  на две- три встречи , или наоборот быть очень коротким.

Главное доверие к детям в решении проблем ,уважение к их идеями понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, сообразуясь с интересующими детей аспектами, но оставаясь при этом в рамках общей схемы оперирования противоположностями .

В процессе такого общения в группе появляется много материальных « следов», занятий ,рисунков, результатов работы с  идеями, вопросами гипотезами; фото детей , отражающих  их изменение ; фото родителей ,материалов о Земле в Древности и т.п.

Важно выделить в группе место для их размещения ,так чтобы дети могли обращаться с ними в течении дня, видели подтверждение своего участия в жизни группы и опыта размышлений, опыта дискуссии .Это поможет укрепить взаимопонимание между  взрослыми и детьми ,ведь дети чувствуют, что воспитатель их уважает  и им с ним интересно.

Так как для детей такие занятия – просто игра ,рисование, прогулка, и т.п. , педагог не подводит итоги ( в виде вывода связанного с основной задачей )- ни для отдельных занятий, ни  для каждого цикла в целом .

Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой  диалектического мышления , а путем  обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий  в другой деятельности ( общение с родителями ,игры со сверстниками и т.п.                             Состоящийся диалог  развивает и обогащает обе стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_dialog_guzeeva.docx15.3 КБ
Файл razvivayushchiy_dialog_guzeeva.pptx418.71 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?

Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве. Не поможет здесь и наличие в жизни ребенка ситуаций, казалось бы, нерегламентированного поведения (игры с игрушками, игра в песочнице, бег во дворе). В них он находится наедине с собой, а значит — остается таким, какой есть. Развития не происходит.

Чтобы оно началось нужен « внешний иной»- не такой как я ,непохожий.    Для ребенка им может стать взрослый, а пространством развития, среди прочего, ситуация диалога. Причем такого где взрослый и ребенок будут равны , т.е когда ребенок и взрослый, вместе ищут ответ на важный для каждого из них вопрос, пока остающийся без ответа.

 Основная цель данного пособия- помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Диалектическое мышление –одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в обьектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи. Диалектическое мышление можно развивать путем решения диалектических мыслительных задач погружения в значимые для ребенка противоречивые ситуации. Диалектическое мышление органично присуще детскому возрасту. В основе предлагаемой в пособии системы работы лежит структурно-диалектический подход в психологии, разрабатываемый научно-исследовательским коллективом под руководством доктора психологических наук ,профессора Н. Е. Вераксы , описавшего диалектические структуры. Их применение позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические задачи.

В диалектические структуры можно отнести :

-диалектическое превращение

-диалектическое  обьединение;

- опосредствование ;

- диалектическое обращение;

-диалектическое отожествление.

В ходе работы ребенку не предлагается никаких « знаний по философии» и описание философских концепций .Авторы пособия ориентируются на другое необходимое свойство любой философии – обязательное присутствие размышления.

По словам великого отечественного философа А.Ф. Лосева, изучать философию- это учиться думать. Но нельзя думать просто так, думать можно только по поводу конкретного содержания. Таким  содержанием являются философские понятия , которые можно обозначить словами обычного языка, а не специфически  философскими терминами. Схема построения работы с детьми заключается в постановке ряда задач ,решить которые можно, только применяя  конкретные диалектические мыслительные действия, т.е. прописывается диалектическая структура философских понятий, преобразуемая  в задачи интересные дошкольнику по сюжету.                                                                   В качестве таких понятий были выбраны « Движение»  и           «Развитие».

Диалог с детьми не должен иметь жестких ограничений  по времени как в большую ,так и меньшую сторону, длится до тех пор ,пока дети вовлечены и голос ребенка слышен – у детей  возникают новые идеи ,вопросы и мнения . Таким образом , любое занятие может растянуться  на две- три встречи , или наоборот быть очень коротким.

Главное доверие к детям в решении проблем ,уважение к их идеями понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, сообразуясь с интересующими детей аспектами, но оставаясь при этом в рамках общей схемы оперирования противоположностями .

В процессе такого общения в группе появляется много материальных « следов», занятий ,рисунков, результатов работы с  идеями, вопросами гипотезами; фото детей , отражающих  их изменение ; фото родителей ,материалов о Земле в Древности и т.п.

Важно выделить в группе место для их размещения ,так чтобы дети могли обращаться с ними в течении дня, видели подтверждение своего участия в жизни группы и опыта размышлений, опыта дискуссии .Это поможет укрепить взаимопонимание между  взрослыми и детьми ,ведь дети чувствуют, что воспитатель их уважает  и им с ним интересно.

Так как для детей такие занятия – просто игра ,рисование, прогулка, и т.п. , педагог не подводит итоги ( в виде вывода связанного с основной задачей )- ни для отдельных занятий, ни  для каждого цикла в целом .

Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой  диалектического мышления , а путем  обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий  в другой деятельности ( общение с родителями ,игры со сверстниками и т.п.                             Состоящийся диалог  развивает и обогащает обе стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области Воспитатель : Гузеева Марина Владимировна

Слайд 2

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей

Слайд 3

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому? Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве. Не поможет здесь и наличие в жизни ребенка ситуаций, казалось бы, нерегламентированного поведения (игры с игрушками, игра в песочнице, бег во дворе). В них он находится наедине с собой, а значит — остается таким, какой есть. Развития не происходит.

Слайд 4

Чтобы оно началось нужен « внешний иной »- не такой как я ,непохожий. Для ребенка им может стать взрослый, а пространством развития, среди прочего, ситуация диалога. Причем такого где взрослый и ребенок будут равны , т.е когда ребенок и взрослый, вместе ищут ответ на важный для каждого из них вопрос, пока остающийся без ответа.

Слайд 5

Основная цель данного пособия- помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Диалектическое мышление –одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в объектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи. Диалектическое мышление можно развивать путем решения диалектических мыслительных задач погружения в значимые для ребенка противоречивые ситуации. Диалектическое мышление органично присуще детскому возрасту. В основе предлагаемой в пособии системы работы лежит структурно-диалектический подход в психологии, разрабатываемый научно-исследовательским коллективом под руководством доктора психологических наук ,профессора Н. Е. Вераксы , описавшего диалектические структуры. Их применение позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические задачи.

Слайд 6

Диалектическое мышление присуще детскому возрасту Форма мышления, позволяющая видеть противоречия и продуцировать на их основе новые идеи.

Слайд 7

Основные диалектические мыслительные действия Диалектическое превращение Диалектическое объединение Диалектическое опосредствование Диалектическое обращение Диалектическое отождествление

Слайд 8

Диалектическое превращение : означает: для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположные объекты, идеи, явления, ситуации. Это базовое действие творческого мышления, потому что без превращения можно только усовершенствовать старое, а не создать новое. Настоящее новое всегда отрицает старое, всегда противоположно ему. Если мы говорим, что старое можно оставить, но доработать и улучшить, то мы занимаемся полезным делом (создаём новую модель автомобиля или стиральной машины), но это не творчество. Обратим внимание на разницу между двумя конструкторами: первым, который говорит, что для быстрого движения транспорта нужно усиливать то, что тянет за собой груз (дорабатывать упряжь, чтобы в ней умещалось больше лошадей, изготавливать более качественное топливо для мотора и т. п.), и вторым конструктором, который предлагает не тянуть груз, а толкать его сзади – и придумывает реактивный двигатель, ракету. Первый конструктор движется в уже заданной логике (тащить за собой груз и свой же вес), а второй оказывается от этой логики и меняет её на противоположную. И именно второй производит качественный рывок в науке, технике, жизни.

Слайд 9

Диалектическое объединение: ( «Движется или не движется?») структура любого развивающегося объекта состоит из взаимно отрицающих друг друга противоположностей. Любое развитие рождается из внутренней борьбы. Если нет внутреннего конфликта (например, если только одна потребность, или все потребности направлены на достижение одной цели, или какая-то потребность значительно сильнее остальных и поэтому в сложной ситуации выбора всегда выходит на первый план), то необходимости в появлении ещё одной потребности не возникает. А вот когда потребности равноценны и человек не может отказаться от реализации какой-то из них. Тогда возникает необходимость в диалектическом мыслительном действии опосредствовании.

Слайд 10

Диалектическое опосредствование: («Что одновременно и движется, и не движется?») если существует какая-либо пара отрицающих друг друга противоположностей, стремящихся к взаимно истреблению , то всё равно обязательно есть объекты, в которых эти противоположности будут присутствовать одновременно, не уничтожая друг друга. Продуктивное разрешение конфликта состоит в одновременной реализации противоположных, отрицающих друг друга потребностей. Диалектическое опосредствование предполагает способность находить такое решение, при котором обе взаимоисключающие потребности будут реализованы в конкретных действиях и в результате будут удовлетворены.

Слайд 11

Диалектическое обращение : Всё анализируя какой-либо процесс, можно предположить, что то, что изначально являлось окончанием процесса, результатом, можно рассматривать как его начало, а то, что описывалось как начальное состояние, как причина наоборот, является следствием и состоянием, к которому процесс стремится. Это позволяет совершенно по – новому оценить себя в ситуации и найти новую точку, с которой можно начать движение к, казалось бы, уже недостижимой цели. (художник улучшал картину мастера прошлого, подкрашивал её; теперь реставратор для улучшения это соскабливает)

Слайд 12

Диалектическое отождествление : предполагает то, что мы считали противоположностями, на самом деле можно рассматривать как одно и то же. В результате там, где была явная не допустимая борьба. Обнаруживается абсолютное единство .

Слайд 13

В ходе работы ребенку не предлагается никаких « знаний по философии» и описание философских концепций .Авторы пособия ориентируются на другое необходимое свойство любой философии – обязательное присутствие размышления. По словам великого отечественного философа А.Ф. Лосева, изучать философию- это учиться думать. Но нельзя думать просто так, думать можно только по поводу конкретного содержания. Таким содержанием являются философские понятия , которые можно обозначить словами обычного языка, а не специфически философскими терминами. Схема построения работы с детьми заключается в постановке ряда задач ,решить которые можно, только применяя конкретные диалектические мыслительные действия, т.е. прописывается диалектическая структура философских понятий, преобразуемая в задачи интересные дошкольнику по сюжету. В качестве таких понятий были выбраны « Движение» и «Развитие».

Слайд 14

Диалог с детьми не должен иметь жестких ограничений по времени как в большую ,так и меньшую сторону, длится до тех пор ,пока дети вовлечены и голос ребенка слышен – у детей возникают новые идеи ,вопросы и мнения . Таким образом , любое занятие может растянуться на две- три встречи , или наоборот быть очень коротким. Главное доверие к детям в решении проблем ,уважение к их идеям и понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, сообразуясь с интересующими детей аспектами, но оставаясь при этом в рамках общей схемы оперирования противоположностями . В процессе такого общения в группе появляется много материальных « следов», занятий ,рисунков, результатов работы с идеями, вопросами гипотезами; фото детей , отражающих их изменение ; фото родителей ; ,материалов о Земле в Древности и т.п.

Слайд 15

Важно выделить в группе место для их размещения ,так чтобы дети могли обращаться с ними в течении дня, видели подтверждение своего участия в жизни группы и опыта размышлений, опыта дискуссии .Это поможет укрепить взаимопонимание между взрослыми и детьми ,ведь дети чувствуют, что воспитатель их уважает и им с ним интересно. Так как для детей такие занятия – просто игра ,рисование, прогулка, и т.п. , педагог не подводит итоги ( в виде вывода связанного с основной задачей )- ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом . Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой диалектического мышления , а путем обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности ( общение с родителями ,игры со сверстниками и т.п. ) Состоящийся диалог развивает и обогащает обе стороны.

Слайд 16

Литература Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. « Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства».

Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства»....

Презентация "Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей".

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи....

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4-7 лет.

Аннотация: статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу....

Образовательное событие как инструмент развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие-это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключи...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...