Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Малашенко Мария Юрьевна

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Малашенко Мария Юрьевна

                                                                     Воспитатель

                                                                     МБДОУ д/с 1

                                                                     г. Кропоткин

 

                            Развитие мелкой моторики детей

                             старшего дошкольного возраста

Одной из самых актуальных проблем в образовании сегодня является готовность детей к школе. Это происходит по следующим причинам: у них быстро устают руки, они теряют нить работы, не могут правильно написать алфавит и не успевают за темпом работы. Успех в школе напрямую зависит от уровня школьного функционирования и интеллектуального развития дошкольника. Что касается готовности к школе, то большинство родителей направляют все свои силы на обучение грамоте. Взрослые не осознают, насколько важно тренировать мелкую моторику детей, которая является одной из главных предпосылок для успешного письма в более позднем возрасте.

Что такое мелкая моторика и почему детям важно ее развивать?

Мелкой моторикой называют тонкие движения мышц руки. Пальцы человека имеют множество нервных окончаний, которые передают полученные сигналы в соответствующую часть мозга. Простое поглаживание ладони ребенка не останется незамеченным для мозга.

Чем больше видов сигналов получает мозг, тем быстрее он развивает свои многочисленные способности. Кроме того, центры, отвечающие за языки движения пальцев, расположены в человеческом мозге очень близко друг к другу. Стимулируя мелкую моторику и тем самым активизируя соответствующие области мозга, можно активизировать и соседние области, контролирующие язык.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика- это скоординированное действие нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании со зрительной системой, для выполнения тонких и точных движений руками и пальцами. Термин "ловкость" часто  используется для обозначения мелкой моторики.

Мелкая моторика включает в себя целый ряд движений, от примитивных жестов до очень тонких движений, которые используются при письме.

Значение мелкой моторики.

Движения рук имеют основополагающее значение для развития у детей навыков самообслуживания.

Степень развития навыков является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Движения рук влияют на развитие моторных функций речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память и внимание.

Организованные виды деятельности.

Области, в которых они могут быть успешно применены для развития ручной ловкости.

Когнитивные:

Социализация (игровая деятельность).

Труд(самообслуживание).

Безопасность (поддержание жизни и здоровья).

Познание и язык (развитие языка, сенсорное развитие, продуктивная деятельность).

Формирование первичных математических представлений (число и счет, форма, размер и пространственная ориентация).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (детские песни в пальчиковой гимнастике, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка,  аппликация).

Физическое воспитание:(физическая стимуляция, пассивная гимнастика (массаж)

Предметно-развивающая образовательная среда.

В группе была создана среда для развития необходимых предметов, были приобретены и изготовлены игры и пособия для развития двигательных навыков. Для обогащения деятельности детей использовались разнообразные материалы: оригами, тестопластика , бисероплетение нанизывание бусин. Речевые материалы включали загадки, скороговорки, гимнастику и короткие стихи.

Рисование, лепка, аппликация, сборка и различные ремесленные занятия - все это эффективные способы подготовки детей к письму. Все они способствуют развитию навыков.

Дети используют различные материалы для моделирования, например, камешки, семена растений и крупы для создания узоров. Это трудное, но увлекательное занятие развивает концентрацию внимания и улучшает сенсорно-моторные навыки, такие как координация глаз-рук, моторная координация и точность.

Бумага - знакомый и универсальный материал, и детей увлекают возможности изготовления бумажных поделок для игр и спектаклей.

Используя ножницы и клей, дети учатся правильно использовать материалы и инструменты, развивают практические навыки, а так же мелкую моторику изобразительно-моторную координацию.

Развитие графической моторики очень важно для "тренировки руки". Особое место здесь занимают раскрашивание и трафаретирование фигур и предметов с помощью карандашей и цветных карандашей. Трафареты выполняются на различных предметах, таких как овощи, фрукты, керамика. Раскрашивание используется для подчеркивания. Поэтому для формирования тонких движений пальцев рук необходимы различные приемы и методы работы для достижения рабочего результата. Результаты работы по развитию мелкой моторики рук видны по интересу детей к различным видам деятельности.

Поэтому я стараюсь дать детям возможность насладиться творческим процессом, получить удовольствие от того, что они делают сами, и научить их тому, что любую работу или занятие можно делать с интересом.

Необходимо продолжать изучать новые методики, способствующие развитию мелкой моторики, моторики всего тела и независимости, а так же развивать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Программа "Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр и упражнений на развитие тонкой моторики руки....

Индивидуальный образовательный маршрут - форма сопровождения по развитию мелкой моторике детей старшего дошкольного возраста

- Актуальность темы- Зачем нужно развивать мелкую моторику?- Основные направления работы с детьми- Взаимодействие субъектов- Рекомендации...

Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Все специалисты, работающие с детьми знают, что для развития речи большое значение имеет уровень развития мелкой моторики. Мной составлен перспективынй план развития мелкой моторики, в котором предусм...

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.

С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.  Эта  проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольног...