Использование дидактических игр
консультация (средняя группа)

Воропаева Ольга Владимировна

Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didakticheskih_igr.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр

Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Значимость использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы — А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.   

Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют  развитию познавательных и умственных способностей, в игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

При разработке и подборе дидактических игр требуется соблюдение следующих условий:

-  подборка дидактических игр согласно возрасту детей;

- мобильности (легко переносится в любое игровое пространство);

- полифункциональности (то есть выполняет разные функции, способно решать различные дидактические задачи, может быть использовано в других видах детской деятельности);

- создания эмоционального фона при создании игровой ситуации;                       

- практичность в использовании (не требует специального оборудования и определенных физических усилий ребенка, педагогов и родителей);

-  безопасность в процессе выполнения игрового задания;

-  сочетаемость с другим игровым оборудованием.

В процессе организации образовательной деятельности с включением дидактических игр необходимо придерживаться следующих правил:

-  задания подбирать с учетом их возрастающей сложности (от простого к сложному);

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение; учитывать определенный имеющийся жизненный опыт ребенка;

-    соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и подкреплялась его интересом к играм и занятиям, способствовать формированию положительной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Методическая разработка "Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи"

Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.- подготовка детей к усвоению чтения; - обучение детей умению подбирать слова с за...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...