Доклад "Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из ДОО в начальную школу"
материал

Мирович Светлана Георгиевна

Доклад Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе ДОО в начальную школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mirovich.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

                                                                                 Подготовила: Мирович С.Г.


«Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л. А. Венгер.

История свидетельствует: самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения, но система дошкольного образования России, как по содержанию, так и по организации, была и остаётся передовой.

Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в  жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психо-эмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.

И важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь мы, взрослые. Мы должны для него создать такие условия, которые обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Как таковая подготовка должна заключатся в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждении интереса к школе и учению.

Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптациoнно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.

В соответствии с этими принципами в нашей группе была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.

В подготовительной группе нами был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые явились заключительной частью всей работы нашего педагогического коллектива по подготовке к школе:

- посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;

- информирование учителей начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;

- обзорная экскурсия по школе (библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка) ;

- посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе;

- приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;

- посещение урока в первом классе;

- родительское собрание перед окончанием учебного года на тему: «Ребенок на пороге школы :Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».

В группе выделена «учебная зона» под названием «Я будущий школьник». В учебном центре находятся материалы для образовательной деятельности: письменно-канцелярские принадлежности, прописи, кассы цифр, букв, слогов, счетный материал, геометрические фигуры, цвета.

Над доской можно увидеть ленту с классификацией звуков, на гласные и согласный, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, счёт до двадцати.

Кроме ОД проводилась работа по ознакомлению детей с новыми словами, использовались дидактические игры ("Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", «Звук потерялся", «Цепочка слов", "В портфеле лежат. ", "Что изменилось? ", "Скажи, какие это часы", "Назови океаны и континенты") .

В уголке природы и экспериментирования находятся годовой календарь, картинки и плакаты по тематике, например, зимующие и перелетные птицы, животных средней полосы, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов и картотека разнообразных игр.

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учетом возраста и гендерного воспитания. В центре сюжетно-ролевых игр атрибуты, пособия, оборудование располагаются так, чтобы дети могли подбирать игрушки и атрибуты для комбинирования их под свои творческие замыслы.

В течение года была организована и проводилась сюжетно – ролевая игра «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности. А организация игры "в школу" после посещения детьми школьного класса, когда один ребёнок исполняет роль учителя, а остальные дети – учеников, сидящих за партами, научил детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.

В уголке строительства располагаются кубики (деревянные, пластмассовые, «лего», строительные наборы. Здесь же есть маленькие игрушки: машинки, человечки, животные.

В уголке «Умные ладошки» располагаются материалы для художественного творчества. Для изобразительной деятельности: карандаши, мелки, краски акварельные и гуашь, кисти, фломастеры, трафареты.Для других видов деятельности: пластилин, бумага и картон разных цветов и форматов, ткань, нитки, природный и бросовый материал, клей, ножницы.

В книжном уголке находится художественная литература соответственно возрасту. Альбомы загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, учении, книге, а также дидактические игры, художественная литература на школьную тематику. Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках (С. Баруздин «Кто сегодня учитель?», А. Бартo «Подружки идут в школу» и др., что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Провели конкурс чтецов (стихи были посвящены школе).

В группе создан уголок патриотического воспитания «Наша Родина Россия» для воспитания гражданственности, этнотолерантности к народам, населяющим Россию и уважения к традициям людей других национальностей, посредством обогащения представления детей о национальностях. У детей воспитывается чувство любви к России, желание участвовать в сохранении и преумножении ее богатств. Немалую роль в подготовке ребенка к школеиграет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение его представлений о людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

Уголки безопасности по ППБ и ПДД. Здесь находятся картотеки дидактических игр, наглядно - демонстрационные материалы для формирования безопасного поведения в повседневной жизни и на дороге. В уголке имеется набор транспортных средств, иллюстрации с изображением пожарной безопасности транспортных средств.

В пространстве группы выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и способствует развитию творческих способностей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

В уголке находится традиционное и нетрадиционное оборудование для физического развития детей.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения. На прогулках дети играют в спортивные и подвижные игры.

В угол театральной деятельности находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

В музыкальном уголке: металлофон, погремушки, ложки, свистульки, бубны, дудки, колокольчики, трещотка и др.

В конце был проведен заключительный праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школa!»

Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно поместить различную информацию, но и оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»«Готовим руку к письму»«Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»; «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»; проводились индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей, разрабатывались памятки, буклеты с информацией о готовности детей к школе,

Также проводились: родительский клуб «Роль семьи в воспитании будущего школьника»; анкетирование «Ваше отношение к проблеме преемственности детского сада и школы»; совместный праздник с участием родителей «День Матери»«День защитника Отечества». Родители принимали участие в выставке поделок «Причуды осени». Посещали родители и открытые занятия в ДOУ. В конце года был проведен родительский клуб «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителей начальных классов школ города) .

Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов ДОУ и семьи.

Среда развития ребёнка, идущего в школу, в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное – «среда обитания» ребёнка-дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.

А занятия в детском саду по подготовке детей к школе, существенно отличаются по своей форме и содержанию, но приближенны к школьному типу.

В школе на первоклассника буквально обрушивается информационный вал. Здесь всё сразу: и новые правила поведения, и учебная программа. Поэтому мы и готовим малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь здесь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра в «школу». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была только понятна ребёнку, но и прочувствована им.

Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы, разработанная и проводимая нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу комплексно-целевой программы, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению преемственность школы и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптационно - развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу

    Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Дошкол...

Выступление на тему: "Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из ДОО в начальную школу"

«Быть готовым к школе уже сегодняне значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значитбыть готовым всему этому научиться»Л. А. Венгер. Проблема обеспечения непрерывности до...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

     Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...

Проект по преемственности ДО и НОО - "Адаптация обучающихся при переходе из ДОУ в начальную школу"

Актуальность проблемы адаптации ребенка к школе заключается в том, что изменяется социальная ситуация развития ребенка. Переход ребёнкадошкольника в школьную образовательную среду- это переход в иное ...

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ – КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА ОТ ДОУ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Материал предназначен для старших воспитателей ДОУ, методистов, воспитателей, родителей дошкольников....