«Музейная работа с детьми дошкольного возраста»
презентация к уроку (средняя группа)

В условиях Доу невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому такие выставки названы «мини – музеями».

Мини – музей – это результат общения совместной работы детей и их родителей. 

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музейная работа с детьми дошкольного возраста » Подготовила : Воспитатель Сивашова Анна Николаевна

Слайд 2

В ДОУ решаются задачи приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого , проявляется большой интерес к традициям, истории, культуре к малой родине. Целью музейной педагогике: Приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Основными задачами мини-музеев являются: 1. Образовательная. Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом. 2. Развивающая. Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса. 3. Воспитательная. Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Слайд 3

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. В условиях Доу невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому такие выставки названы «мини – музеями ». Мини – музей – это результат общения совместной работы детей и их родителей. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Слайд 4

Тематика мини-музеев. Может быть разнообразной: «Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе; « Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей; «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

Слайд 5

«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ); «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками; «Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

Слайд 6

«Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок; Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства; Картинная галерея; Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья; «Воинской доблести и славы» и др.

Слайд 7

Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) -Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д ) Познавательное развитие з накомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа. Речевое развитие р асширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари. Художественно – эстетическое развитие (ИЗО) -Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.

Слайд 8

Социально – коммуникативное развитие - Решение задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к Родине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров . Художественно – эстетическое развитие (музыка) Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

Слайд 9

Где расположить мини- музей? Народная мудрость гласит : «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей часов может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Слайд 10

В мини-музее воспитатель проводит с детьми «искусствоведческие беседы» и «занятия-путешествия» музейного содержания. Здесь дети готовятся к посещению музея, повторно «проживают» свои впечатления, просматривая музейные материалы. Воспитатель приобщает детей к созданию в детском саду своего мини- музея , рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, поощряет активность и любознательность ребенка. При организации мини-музея в группе педагог может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу , использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Слайд 11

Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми, коллекции, альбомы фотографий и рисунков. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом , задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Слайд 12

Образцы музеев

Слайд 13

МИНИ –МУЗЕЙ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА » МИНИ –МУЗЕЙ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА »

Слайд 14

МИНИ –МУЗЕЙ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА »

Слайд 15

МИНИ – МУЗЕЙ «ТЕАТР СКАЗОК»

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ.»

Посещение музея -  событиев жизни ребенка.Подлинные исторические экспонаты оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей,а это безусловно неоценимо в формировании личности и духовно-энтел...

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...

Сценарий методического объединения по музейной технологии как инновационной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Создание условий развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога ...

Сценарий методического объединения по музейной технологии как инновационной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: формирование теоретических знаний у педагогов о способах, формах и методах организации мини-музея в ДОУ № 29.Задачи:Формировать компетентность педагогов в вопросах  музейной технологии.Изуч...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...