«Музейная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ.»
методическая разработка на тему

Ахметшина Оксана Анатольевна

Посещение музея -  событиев жизни ребенка.Подлинные исторические экспонаты оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей,а это безусловно неоценимо в формировании личности и духовно-энтелектуального потенциала общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmetshina_oksana_anatolevna.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ахметшина Оксана Анатольевна  

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 60»,  

г. Уфа, Республика Башкортостан 

 

ТЕМА: «Музейная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ.» 

 

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Э. К. Суслова. 

 

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом . Не случайно его называют информационно- коммуникативной системой . С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции . Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований. 

В нашем дошкольном учреждении музей функционирует с 1995 года. Первоначально он представлял собой башкирскую комнату, оформленную в башкирском народном стиле. В настоящее время наш музей значительно вырос: в нем представлено более 100 экспонатов. 

В 2007 году музей прошел регистрацию, получил статус этнографического музея и обрел название: «Земля отцов».  

Зачем же ДОУ нужен этнографический музей? Каковы его функции? Каково его значение? Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Эти и другие задачи успешно реализуются в рамках нового педагогического направления музейной педагогики. Сегодня под этим термином «музейная педагогика» понимается не только работа на музейной экспозиции, но и особый раздел педагогической науки, содержание которой - передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х годов,  и было заимствовано из немецкой терминологии. Основной целью музейной педагогики является включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. Основные задачи музейной педагогики: формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником ,музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; формировать уважение к другим культурам, готовность понимать систему иных ценностей. Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых,  опыта работы музейных педагогов (Т.Н. Панкратова Т.В.,  Чумалова),  позволили выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы: социальных ролей; создание игровых ситуаций; практическое манипулирование с предметами; использование ассоциативных связей, театрализации; самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.  

Этнографический музей в ДОУ выполняет следующие функции: пополнение фондов; систематизация; сохранение; демонстрация подлинников. 

С учетом его категории, объектами хранения и демонстрации в нем в первую очередь являются подлинные предметы народного быта. Здесь, как и в профессиональном этнографическом музее, происходит прямой контакт с увековеченным человеческим опытом. Это непосредственное общение с прошлым не способны заменить никакие средства массовой информации. Однако, кроме перечисленных 4-х функций, этнографический музей ДОУ имеет пятую, не менее важную функцию. Он выступает как особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Реализуя национально-региональный компонент дошкольного образования, педагог формирует у детей дошкольного возраста этническую идентичность, предполагающую восприятие образа своего народа как положительного, естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами. Также музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей, формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Земли.  

Кроме этнографического музея, бывают еще исторические, художественные, литературные, музыкальные, технические, краеведческие и т.д. В ДОУ музей в первую очередь обеспечивает восприятие народной культуры через все органы чувств. Использование музеев в образовательно-воспитательной работе - дело не простое. Введение в словарь ребенка давно исчезнувших слов, названий, обозначений‚ звучаний вместе с ним не всегда понятных по смыслу , организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. 

 Формы работы объединяются в следующие направления: 

1. Образовательное учреждение планирует экскурсии, циклы занятий B музейной аудитории и на экспозиции, т.е. те формы, B процессе реализации которых дошкольники постигают смысл культуры, быта искусства на музейной экспозиции по плану, заданному музеем, в ходе занятий, строящихся на базе разработанных в музее методик. 

2. Музейная педагогика в образовательном учреждении. Здесь речь идет о работе музейных сотрудников в ДОУ. 

Содержание учебного плана позволяет: развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к произведениям изобразительного искусства и архитектуры, а также обычаев; быта и др.; способность активно.  творчески воспринимать их. , формировать интерес к личности творца, художественных ценностей  предметов быта и т.п. Воспитывать осознание целостности всех сфер человеческой культуры.  Нацеливать познавательную деятельность детей на постижение и освоение этой целостности- показывать своеобразие национальной культуры в контексте европейской и мировой культуры. 

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты, за исключением наиболее ценных, не следует держать за стеклом. Они должны быть в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. На все музейные экспонаты заводится картотека. В каждой карточке дается правильное название предмета, краткая информация о нем. Кроме этого на каждом экспонате должна быть этикетка c названием предмета и ‚ если это предметы башкирского. быта, то на двух языках. 

Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде и тем более, воссоздать историко- этнографические реалии в художественных произведениях. 

Музей должен быть наполнен звуками и запахами. Соответственно подобранные народные мелодии могут сопровождать процесс созерцания и труда, а аромат сосны в условной избе усилит ощущение присутствия. 

Музей в помещении детского сада, созданный для детей, - особое место. Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение музея должно превратиться B интереснейшее событие. Для самых маленьких, впервые попавших в музей, проводятся экскурсии-путешествия B историю отдельных вещей и традиций быта в целом  (историю утюга, старого зеркала, самовара.) Музейные экспонаты начинают играть роль театрального реквизита. Вот почему целый ряд занятий может быть построен в форме инсценировок. Например, гостеприимные хозяева башкирской юрты могут предложить детям стать участниками посиделок. 

В музее достаточно успешно проходят тематические занятия не только по народоведению, но и по истории, литературе, экологии, и другим образовательным дисциплинам. Однако почти на всех перечисленных видах занятий музей имеет лишь прикладное значение. Специфические формы его работы отражает особая дисциплина - музейное дело. 

Музейное дело имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы. Передача информации может проходить через экскурсии, музейные занятия, тематические вечера, музейные олимпиады, конкурсы. Однако ведущей формой работы музея являются экскурсии. 

Этапы подготовки и проведения музейной экскурсии: 

1. Определение темы и содержание экскурсии. 

2. Составление плана экскурсий. 

3. Целенаправленный показ экспозиций  ( собственно экскурсия). 

Экскурсия состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной. 

Перед осмотром экспозиций экскурсовод-воспитатель определяет тему и задачи экскурсии и подводит детей к пониманию основного содержания. Очень важно в вводной части дать установку на восприятие как рассказа, так и на осмотр экспонатов. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. 

 

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода( если его нет, то самого воспитателя), зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации детей, к которым относятся вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания. 

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии, если она предполагается. 

Старшие дошкольники вполне могут воспринимать сведения ‚ которые даются в музее, приобщаться к мировой художественной культуре средствам музея. Подготовка детей старшего дошкольного возраста направлена на расширение и улучшение знаний с установкой на поисковую деятельность. Очень важно, чтобы эмоции детей при этом были положительные, а накопление знаний было делом приятным и занимательным. 

В результате увеличения объема знаний, создание проблемных ситуаций, стимулирования интереса. Ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем. 

Итак, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать следующее: 

А) Информация должна быть объективной, четкой, доступной. 

Б) Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии. 

B) Эмоциональный фон экскурсии должен идти по-нарастающей. 

Г) Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод‚ что посещение музея - событие в жизни ребенка. непосредственное знакомство с коллекциями музеев. Подлинные исторические экспонаты оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это безусловно неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. 

 

ЛИТЕРАТУРА. 

 

Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова. « Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших дошкольников .»  М.‚ 2000г. 

Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. Организация досуга детей в семье .М.‚ 2001г. 

Найденова Е. Этнографический музей в ДОУ. Дошкольное воспитание М.,, 2001 г. 

Доронова Т. Развитие эстетического восприятия у дошкольников. Дошкольное воспитание №2,2002  

М.Мацкевич. Педагогическая деятельность музея. Дошкольное воспитание №11, 2002 г. 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...

Сценарий методического объединения по музейной технологии как инновационной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Создание условий развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога ...

Сценарий методического объединения по музейной технологии как инновационной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: формирование теоретических знаний у педагогов о способах, формах и методах организации мини-музея в ДОУ № 29.Задачи:Формировать компетентность педагогов в вопросах  музейной технологии.Изуч...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Музейная работа с детьми дошкольного возраста»

В условиях Доу невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому такие выставки названы «мини – музеями».Мини – музей – это результат обще...