Православные ценности в патриотическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Карнаухова Серине Врежиковна

XII Епархиальные Рождественские образовательные чтения 

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

 

 

Название номинации: Православие и образование, воспитание

 

Название доклада: Православные ценности в патриотическом воспитании дошкольников

 

 

Фамилия, имя, отчество: Карнаухова Серине Врежиковна

 

Название места работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» (МБДОУ «ДС «Сказка»)

 

Наименование муниципального образования: город Муравленко

 

Наименование муниципального образования: город Муравленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

К.Д. Ушинский [13, с. 145]

Актуальность и новизна. Коренные преобразования в стране конца XX – начала XXI веков предопределили не только новый вектор политического, экономического и социального развития, но и во многом способствовали трансформации мышления населения государства, изменению духовного облика российской нации. Слом в государственном развитии не мог не сказаться на духовно-нравственном потенциале российской системы воспитания, что повлекло спад в патриотическом развитии страны. Сегодня, в эпоху новой глобальной конфронтации, вопрос о чувстве патриотизма и любви к Родине имеет особое значение, причем, как для каждого человека в отдельности, так и для государства в целом.

Ответом на глобальные вызовы современности является комплексное решение вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения. Задачей современного дошкольного образовательного учреждения выступает организации педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством ознакомления с традиционными духовно-нравственными ценностями, приобщения дошкольников к культурному наследию своего народа.

Постановка проблемы. В то же время анализ исследований, посвященных анализу практической деятельности дошкольных образовательных учреждений [8, 11] позволяет установить противоречие между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточным разнообразием методического материала по формированию первичных ценностных представлений, связанных с патриотическим воспитанием, включая недостаточное осмысление связи между истинными православными ценностями и развитием патриотизма.

Гипотеза: системная работа с дошкольниками и родительским сообществом позволит достичь положительных результатов: повысится уровень патриотического развития, расширятся представления дошкольников о культуре, наследии, православных ценностях, народных и семейных традициях; повысится родительская компетентность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Основные положения. Проблема патриотического воспитания дошкольников получила значительное развитие в отечественной педагогике: так, непреходящее значение идей имеют работы А.С. Макаренко [10], В.А. Сухомлинского [12], К.Д. Ушинского [13]). В то же время, наряду с теоретическим исследованием проблемы, постепенно повышается уровень нормативно-правового и методического сопровождения вопросов, связанных с формированием патриотизма в российском обществе: наблюдается планомерное расширение границ предмета воспитательской деятельности в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], формирование контура целей и ключевых мероприятий по формированию патриотизма среди детей путем разработки новых регламентирующих документов и органов управления, государственных программ и регионального законодательства [2, 3, 4, 5].

По результатам проведения диагностических заданий [6, 7] среди воспитанников МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко выявлен недостаточный уровень развития патриотизма. В целях комплексного решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей с сентября 2022 г. реализуется проект «Юный патриот», целью которого выступает организации педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей. Срок реализации – 4 года. Содержание практической деятельности включает проведение работы с воспитанниками, родителями и педагогами.

Работа с детьми включает проведение занятий два раза в месяц (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Предусмотрено проведение занятий в группе, на лице, в спортивном и музыкальном зале. Тематическое планирование разработано по следующим темам: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мой детский сад», «Где эта улица, где этот дом», «Моя малая Родина», «Ненцы, ханты и селькупы – коренные народы Ямала», «Богатство Ямала», «Знаменитые люди», «Православные ценности», «Никто не забыт, ничто не забыто». Темы повторяются в каждой возрастной группе, варьируется их содержание, объем, сложность, методы, приемы и формы работы. Деятельность носит интеграционный характер: каждая тема предполагает проведение игр, продуктивных видов деятельности. Итоги работы над каждой темой представляются во время семейных развлечений, тематических выставок, оформления проектов, участия в акциях и т.д. Используемые методы – игровые, словесные, наглядные, практические, исследовательская деятельность.

Выводы. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию занимает важное место в педагогической практике, и особенно актуально формирование комплексных подходов к решению данного рода задач сегодня, как ответ на глобальные вызовы современности. Целенаправленная работа по развитию патриотизма глубоко опирается на традиционные патриархальные ценности – деятельная любовь к ближнему, уважение и почитание своих истоков, культуры, а также человеческой жизни как высшей ценности. Актуальность проблемы подтверждена результатами теоретического исследования патриотического воспитания в классической и современной педагогической литературе, а также эмпирическими данными, полученными на базе МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко. Опора на православные ценности в развитии патриотизма видится перспективным направлением развития взаимодействия православия и воспитания.

В заключение следует вспомнить слова Д.С. Лихачев, который, говоря о патриотизме, указывал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать… Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму»

Скачать:


Предварительный просмотр:

XII Епархиальные Рождественские образовательные чтения  

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Название номинации: Православие и образование, воспитание

Название доклада: Православные ценности в патриотическом воспитании дошкольников

Фамилия, имя, отчество: Карнаухова Серине Врежиковна

Название места работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» (МБДОУ «ДС «Сказка»)

Наименование муниципального образования: город Муравленко

Наименование муниципального образования: город Муравленко


«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

К.Д. Ушинский [13, с. 145]

Актуальность и новизна. Коренные преобразования в стране конца XX – начала XXI веков предопределили не только новый вектор политического, экономического и социального развития, но и во многом способствовали трансформации мышления населения государства, изменению духовного облика российской нации. Слом в государственном развитии не мог не сказаться на духовно-нравственном потенциале российской системы воспитания, что повлекло спад в патриотическом развитии страны. Сегодня, в эпоху новой глобальной конфронтации, вопрос о чувстве патриотизма и любви к Родине имеет особое значение, причем, как для каждого человека в отдельности, так и для государства в целом.

Ответом на глобальные вызовы современности является комплексное решение вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения. Задачей современного дошкольного образовательного учреждения выступает организации педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством ознакомления с традиционными духовно-нравственными ценностями, приобщения дошкольников к культурному наследию своего народа.

Постановка проблемы. В то же время анализ исследований, посвященных анализу практической деятельности дошкольных образовательных учреждений [8, 11] позволяет установить противоречие между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточным разнообразием методического материала по формированию первичных ценностных представлений, связанных с патриотическим воспитанием, включая недостаточное осмысление связи между истинными православными ценностями и развитием патриотизма.

Гипотеза: системная работа с дошкольниками и родительским сообществом позволит достичь положительных результатов: повысится уровень патриотического развития, расширятся представления дошкольников о культуре, наследии, православных ценностях, народных и семейных традициях; повысится родительская компетентность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Основные положения. Проблема патриотического воспитания дошкольников получила значительное развитие в отечественной педагогике: так, непреходящее значение идей имеют работы А.С. Макаренко [10], В.А. Сухомлинского [12], К.Д. Ушинского [13]). В то же время, наряду с теоретическим исследованием проблемы, постепенно повышается уровень нормативно-правового и методического сопровождения вопросов, связанных с формированием патриотизма в российском обществе: наблюдается планомерное расширение границ предмета воспитательской деятельности в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], формирование контура целей и ключевых мероприятий по формированию патриотизма среди детей путем разработки новых регламентирующих документов и органов управления, государственных программ и регионального законодательства [2, 3, 4, 5].

По результатам проведения диагностических заданий [6, 7] среди воспитанников МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко выявлен недостаточный уровень развития патриотизма (Приложение – рис. 1). В целях комплексного решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей с сентября 2022 г. реализуется проект «Юный патриот», целью которого выступает организации педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей. Срок реализации – 4 года. Содержание практической деятельности включает проведение работы с воспитанниками, родителями и педагогами.

Работа с детьми включает проведение занятий два раза в месяц (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Предусмотрено проведение занятий в группе, на лице, в спортивном и музыкальном зале. Тематическое планирование разработано по следующим темам: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мой детский сад», «Где эта улица, где этот дом», «Моя малая Родина», «Ненцы, ханты и селькупы – коренные народы Ямала», «Богатство Ямала», «Знаменитые люди», «Православные ценности», «Никто не забыт, ничто не забыто». Темы повторяются в каждой возрастной группе, варьируется их содержание, объем, сложность, методы, приемы и формы работы. Деятельность носит интеграционный характер: каждая тема предполагает проведение игр, продуктивных видов деятельности. Итоги работы над каждой темой представляются во время семейных развлечений, тематических выставок, оформления проектов, участия в акциях и т.д. Используемые методы – игровые, словесные, наглядные, практические, исследовательская деятельность. Содержание работы с родительским сообществом и педагогами представлено в Приложении (рис. 2).

Выводы. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию занимает важное место в педагогической практике, и особенно актуально формирование комплексных подходов к решению данного рода задач сегодня, как ответ на глобальные вызовы современности. Целенаправленная работа по развитию патриотизма глубоко опирается на традиционные патриархальные ценности – деятельная любовь к ближнему, уважение и почитание своих истоков, культуры, а также человеческой жизни как высшей ценности. Актуальность проблемы подтверждена результатами теоретического исследования патриотического воспитания в классической и современной педагогической литературе, а также эмпирическими данными, полученными на базе МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко. Опора на православные ценности в развитии патриотизма видится перспективным направлением развития взаимодействия православия и воспитания.

В заключение следует вспомнить слова Д.С. Лихачев, который, говоря о патриотизме, указывал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать… Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму» [9].


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  3. Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
  4. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2017 № 103-ЗАО «О патриотическом воспитании граждан в Ямало-Ненецком автономном округе.
  5. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2021 № 426-П «Об утверждении комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе на 2021 - 2024 годы».
  6. Алексеева О.П., Петропавловская Л.В. Задания для маленьких патриотов // Ребенок в детском саду. 2010. № 2. С. 39-42.
  7. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  8. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // ПНиО. 2018. №5 (35). С. 110-117.
  9. Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. – 1980. – № 2. 
  10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936–1939. – М.: Педагогика, 1984. – 809 с.
  11. Пантелеева Н.Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. №2. С. 13-20.
  12. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / [вступит. статья Л. Голованова]. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 175 с.
  13. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности / сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 572 с.


Приложение

Рис. 1. Уровень патриотизма дошкольников МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко

Рис. 2. Содержание работы с родителями и педагогами в рамках реализации проекта «Юный патриот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему: «Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников».

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему:«Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников»....

СТАТЬЯ Народность и православные традиции в системе патриотического воспитания дошкольников.

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные инст...

Ценность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях глобальных вызовов XXI ВЕКА.

Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...