Использование приемов мнемотехники в музыкальном развитии детей
методическая разработка (подготовительная группа)

Захарова  Анна Юрьевна

использование мнемотехники на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx143.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в музыкальном развитии детей

Музыка – это мир красоты и мир волшебного искусства. Занятия музыкой способствуют развитию речи детей, обогащают духовно. Она является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Поэтому эффективно использовать данную образовательную технологию по практическому обучению детей пению. Она предполагает разработку и использование мнемосхем в разучивании песен, танцев, игре на детских музыкальных инструментах. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания.

Теоретическим фундаментом решения задач музыкального развития являются исследования Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, которыми было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А мнемотехника– это часть моделирования.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая способствует развитию дошкольника – является пение. При проведении музыкальных занятий музыкальные руководители сталкиваются с проблемой: детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен во время пения. Перед музыкальным руководителем и педагогами группы стоит задача – развитие связной речи у детей.  А ведь пение в процессе развития речи - необходимый для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности и роль пения в полноценном развитии ребёнка велика. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Опираясь на исследования великих людей, можно сделать вывод, что мнемотехнику нужно использовать на музыкальных занятиях. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.п. В мнемосхемах к песням используются маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать логическую цепочку в разучивании текста.

Теоретические и практические наработки позволяют выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

На первом этапе можно использовать мнемотехнику для сообщения детям общих знаний о музыке : «Что такое музыка?», о ее выразительных средствах («Громко – тихо», «Медленно – быстро», «Весело – грустно», о ее жанрах (Марш – танец - песня).

На занятии детей можно познакомить с мнемотаблицей «Что такое музыка?» Рассказать детям, что есть удивительный мир звуков, но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ.

Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан.

Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант.

Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты.

Музыку можно исполнять и другим важным инструментом, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей.

Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня.

На втором этапе работы можно использовать мнемотаблицы для разучивания потешек, распевок, песенок. Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

 

Пример разучивания песни, используя мнемотаблицы.

Песня «Урожай собирай» муз. А. Филлипенко

1.Мы корзиночки несем,Хором песенку поем.

 C:\Users\Skazka\Desktop\Grass_Two_Sitting_Wicker_basket_Little_girls_Book_570844_300x168.jpg  Урожай собирай и на зиму запасай!  

                                                                    C:\Users\Skazka\Desktop\images.jpgОй да, собирай И на зиму запасай

 2. Мы ребята молодцы, собираем огурцы,

           C:\Users\Skazka\Desktop\1630392198_15.jpg И фасоль, и горох, урожай у нас неплох.

Ой да, и горох. C:\Users\Skazka\Desktop\img_user_file_564bfc4b7743c_22.jpgУрожай у нас неплох.

  3.И пузатый кабачок отлежал себе бочок,

   C:\Users\Skazka\Desktop\1662369614_j-70.jpg                                                                                         

Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.

Ой да, не зевай, А в корзинку полезай.

   4. Едем-едем мы домой на машине грузовой.

               C:\Users\Skazka\Desktop\изображение-темы-те-ежки-фермы-86646474.jpg                                                             

Ворота открывай — едет с поля урожай.

C:\Users\Skazka\Desktop\castle-medieval-doors-cartoon-ancient-fortress-wooden-gates-medieval-kingdom-castles-gate_229548-1252.jpgОй да, отворяй —Едет с поля урожай.

Составляя таблицы можно использовать картинки, которые были бы детям понятны. Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовали и что он обозначает. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.

Этапы разучивания песни, используя мнемотаблицы:

  1. Прослушивание песни.
  2. Беседа о характере песни и ее содержании.
  3. Рассматривание таблицы.
  4. Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
  5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
  6. Пение без мнемотаблицы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста. Этот метод приобщает детей к подлинному искусству, формирует их музыкальный вкус, прививает любовь к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. Ушин...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника  как  совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации....