Открытое занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир бумаги»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Симаченко Оксана

Cформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

г. Раменское

Цель: формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  • Формировать представление о свойствах бумаги, видах.
  • Закрепить знания детей о способах письма до момента создания бумаги.
  • формировать интерес в познавательно исследовательской деятельности;
  • Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать память, внимание, наблюдательность.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
  • Развивать связную речь с последовательным изложением своих мыслей, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов.
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, аккуратность при проведении экспериментов.
  • Воспитывать экономное и бережное отношение к изделиям из бумаги, природе в целом.

Предварительная работа: беседы на тему: «История возникновения бумаги»; «Секреты обыкновенной бумаги»; рассматривание коллекции «Такая разная бумага», «Назначение разных видов бумаги»; чтение художественной литературы: сказка Д. Новака «Сказка о бумажной балерине», С. Михалков «Простой бумаги свежий лист!..»; разучивание физминуток и  пальчиковых игр.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая познавательно – исследовательская деятельность детей, дидактические игры.

Словарная работа: активизировать словарь детей, пополнить словарь новыми    понятиями: папирус, береста, пергамент,

Материалы и оборудование: интерактивная доска, прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, цветная. Карандаши, ножницы, вода (в ёмкости).

Демонстрационный материал: презентация, видеоматериал.

Структура занятия состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: (Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».)

Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

- Тогда смелее в путь.

2.Основная часть:

Воспитатель: В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель: Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

Воспитатель:  Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

Воспитатель: Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я». 

Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, цветной картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу).            и т.д. 

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, все справились.

 

- А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё? Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.

Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

(Слайд 2) -В Греции писали на сырых глиняных плитках, их высушивали на солнце. Для закрепления букв.

(Слайд 3) Позже, Риме стали писать на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. И это был существенный прогресс т.к. слой воска позволял стирать старые буквы и писать новые.

(Слайд 4) -В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только они больших размеров.

 (Слайд 5) Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов и их сворачивали в свитки.  

(Слайд 6) На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ презентации). Это очень прочный материал. Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью и книга напоминала сундук. Такое сходство дополняли застёжки, а иногда и замки. Такие книги были объёмными и занимали много места.

(Слайд 7) А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Береста это наружная часть коры.

(Слайд 8) Но шло время и появился новый материал. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае в 105 г. н.э. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

-Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.

Ребята, подскажите мне, из чего изготавливают бумагу в наше время? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм о том, как изготавливают бумагу в современном мире.

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Воспитатель: Ребята, какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

(Дети перечисляют бумажные предметы) - плакат, письмо, альбом, книга, деньги, салфетка, упаковка, коробка, обои и т.д.

Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

По бумаге я бегу, все умею, все могу  (бег на месте)

Хочешь домик нарисую                        (встать на носочки, руки вверх, изображая         крышу)

Хочешь елочку в снегу                        (присесть, руки вниз в стороны)

Хочешь дядю                                         (показать усы)

хочешь сад                                            (повороты в стороны, руки вверх)

Мне любой ребенок рад                      (прыжки на месте)

 

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, показываете знаком(нет). Будьте внимательными:

Бумажная книга                Бумажный стул
Бумажные обои                 Бумажная  обувь
Бумажный  фантик           Бумажное пальто
Бумажная газета               Бумажный  шкаф

Бумажный альбом            Бумажное яблоко

Бумажные деньги             Бумажная дверь.

Воспитатель:  А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.

Опыт № 1 «Бумага мнется»

А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности (картон, газетная и обойная бумага) и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Значит делаем вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.

 Опыт № 2 «Бумага режется»

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу).

Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? (Ответы детей: тонкая бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение) Какой сделаем вывод?

Вывод: картон толще, чем бумага - второе свойство.

Опыт № 3 «Бумага рвется»

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,  

Третье свойство бумаги -  бумага рвется.

Пальчиковая гимнастика:

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт № 4 «Бумага намокает»

Для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?

(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный - четвёртое свойство.

Опыт № 5 «Бумага летает» 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Опыт № 6 «Бумага скручивается» 

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

3.Заключительная часть:

Подведение итогов:

Воспитатель:  И так, ребята, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. А теперь, нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять?  Какими свойствами обладает бумага?

Дети: Бумага мнется.

 Бумага рвется.

 Бумага можно резать.

 Бумага намокает.

 Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

Воспитатель: Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.

Воспитатель: Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"

Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе " Волшебный магнит"

Занятие по эксперементированию на котором дети знакомятся со свойствами магнита....

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Задачи: 1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, умение а...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВОЛШЕБНАЯ КАРТА"

занятие для детей подготовительной группы на начало учебного года для закрепления пройденного материала старшей группы....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в подготовительной группе " Волшебное электричество"

Занятие по экспериментированию  в подготовительном возрасте развивает у детей стремление к  поисково-познавательной деятельности, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализи...