Определение правил : ТСО в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
консультация

Терехова Наталья Юрьевна

Как часто воспитатели увлекаются созданием красивой, на их взгляд, презентации для детей; перенасыщают ее спецэфффектами, текстами... Данный материал поможет педагогам понять, как точно, разумно и, главное, профессионально,  использовать возможности ТСО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Определение правил:

ТСО в образовательной деятельности  с детьми дошкольного возраста»

В Профессиональном стандарте «Педагог», говорится о том, что педагог должен обладать такими трудовыми действиями, как формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
Владеть ИКТ компетентностями:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.


Презентация – это краткое и наглядное предоставление информации, помогающее докладчику более детально раскрыть суть его работы.


Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации.

Мультимедийная презентация — это интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю». 

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Создать мультимедийную презентацию можно с помощью программы PowerPoint, которая входит в состав пакета программ Microsoft Office. каждый  слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.

ВАЖНО: 

  • Презентация – это иллюстрация к НОД, а не развлечение

Основные требования к мультимедийной презентации:

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле. Высокое разрешение картинки - 2592Х1944; низкое разрешение картинки – 300Х225.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, группа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

Параметры страницы:

- Размер слайдов - экран;

- Ориентация - альбомная;

- Ширина - 24 см.;

- Высота - 18см.;

7. Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».

8. Оформление слайдов:

- смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans M

- написание: нормальный, курсив, полужирный;

- цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда. Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

9. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается. В презентациях точка в заголовках ставится.

10. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

11. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

12. Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

13. Отсутствие грамматических и других ошибок.

14. На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, другой для заголовка, третий для текста.

15. Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word;  диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.или табличного процессора MS Excel.

16. Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

17.  Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

18. Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

19. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия. 

- не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

- не рекомендуется использование побуквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х анимационных эффектов на одном слайде. Анимация не должна быть навязчивой!

- анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

- не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

ВАЖНО:

  • Презентация отображается по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается). Текст должен быть хорошо виден на любом экране.
  • В презентации размещать только оптимизированные (уменьшенные) изображения.
  • Проверить «формальные» критерии презентации можно с помощью программы Текстозавр.
  • Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний аудитории слушателей, для которых демонстрируется презентация.

При применении мультимедийной презентации в деятельности с детьми дошкольного возраста важно учитывать:

  • Соблюдение ограничения времени работы с экраном (просмотр через проектор)– не более 25 минут за НОД, с обязательным чередованием деятельности, смены поз, движения, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.
  • Педагогу следует понимать, что просмотр презентации детьми дошкольного возраста не может быть самостоятельной, только в сочетании с объяснениями и комментариями педагога.
  • Презентация должна быть продумана: цель, задачи, результат ее использования, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение задач НОД, а не на развлечение детей.
  • Презентация не должна заменять практическую деятельность детей. В презентациях можно показать то, что невозможно осуществить на практике.
  • После создания и оформления презентации, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям просмотра.
  • Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание: трудно одновременно слушать музыку и речь. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.
  • Презентация для дошкольников – это иллюстративный ряд, выносить на слайды слова педагога не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. Текст, который следует проговаривать педагогу в качестве комментария к содержанию слайда, необходимо размещать в «ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ».
  • Целесообразней создавать не полную презентацию к НОД, а фрагменты – модули, которые можно включать в НОД на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. (Flash Video — формат файлов, медиаконтейнер, используемый для передачи видео через Интернет. Используется такими сервисами видеохостинга как YouTube, Google Video, Вконтакте  и другими). Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению, к практической деятельности.
  • Учитывать уровень восприятия ребенка-дошкольника: не размещать на слайде более 2 картинок одновременно.
  • Все используемые в презентации материалы имеют своих авторов, будь-то фотографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы. И если вы сами не являетесь автором, необходимо разместить в конце презентации ссылки на странички в Интернете, где вы нашли эти файлы, либо выходные данные диска или книги, если вы таковыми пользовались. Конечно, по закону, надо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но автор не всегда известен, поэтому лучше не брать на себя ответственность и возложить ее на владельцев сайтов в Интернете, которые разместили файлы в сети. Ваша задача – как минимум дать ссылку на использованный источник.
  • Ну и, конечно, не забывайте о собственных авторских правах! Подписывайте свои презентации и другие авторские материалы. В противном случае, при копировании ваших материалов кем-то где-то вам будет трудно доказать свое авторство, а плагиат очень распространен. Уважайте свой труд! 

 

Критерии оценивания презентации

(складываются из требований к их созданию)

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы 

Дидактические и методические цели

и задачи презентации

Соответствие целей поставленной теме

Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

     Соответствие целям и задачам

Содержание умозаключений

Вызывают ли интерес у аудитории

Количество (рекомендуется для запоминания    

аудиторией  не более 4-5)

Содержание

Достоверная информация об исторических справках

 и текущих событиях 

Все заключения подтверждены достоверными источниками

Язык изложения материала понятен аудитории

Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации

для создания проекта – презентации

 

Графические иллюстрации для презентации

Статистика

Диаграммы и графики

Экспертные оценки

Ресурсы Интернет

Примеры

Сравнения

Цитаты и т.д.

Подача материала

проекта – презентации

 

Хронология

Приоритет

Тематическая последовательность

Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы

во время проекта – презентации

 

От вступления к основной части

От одной основной идеи (части) к другой

От одного слайда к другому

Гиперссылки

Заключение

 

Яркое высказывание - переход к заключению

Повторение основных целей и задач выступления

Выводы

Подведение итогов

Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

     Шрифт (читаемость)

Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

Элементы анимации

Техническая часть

Грамматика

Подходящий словарь

Наличие ошибок правописания и опечаток