Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Свет»
проект (подготовительная группа)

Белякова Мария Викторовна

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о свете через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №14 «Сказка»

города Дубны Московской области

Познавательно-исследовательский проект

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Свет»

Воспитатель М.В. Белякова

Дубна – 2021г.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Продолжительность: проект краткосрочный, одна неделя, (22.11.2021г.-26.11.2021г.)

Актуальность:

Как известно, огромное значение в развитии личности ребёнка, процессах социализации имеет познание дошкольником окружающего мира через исследовательскую деятельность. Как показывает практика, опыты, эксперименты способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности.

Внедрение проектной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Помогает выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию.

Проблема:

Мир полон компьютеров, электронных чудес, от которых ребёнку всё труднее и труднее отказаться. Именно опыты помогут отвлечь ребёнка от компьютерной зависимости, а также дать ответы на разные вопросы, почему бывает радуга, откуда берется тень, почему животные видят в темноте?

Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей об источниках света (природных и рукотворных), о значении света в жизни всего живого на планете и об использовании искусственных источников света людьми.

Задачи:

Образовательные задачи:

- обогатить знания детей об источниках света (природных и рукотворных), о значении света в жизни всего живого на планете и об использовании искусственных источников света людьми;

- обогатить словарный запас детей новыми терминами по заданной теме.

Развивающие задачи:

- развитие познавательной активности детей, путем создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию;

- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы;

- развитие внимания, навыков связной речи, зрительной, слуховой чувствительности. 

Воспитательные задачи:

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- формировать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты:

У детей обогатится субъектный опыт в умении экспериментировать, синтезировать полученные знания, будут развиты творческие способности и коммуникативные компетенции, усилится интерес к разным видам деятельности и желание творить и исследовать вместе с взрослыми

Этапы реализации проекта:

I.        Подготовительный этап

  1. Подбор методического материала, игрового материала, художественной литературы, создание развивающей среды в группе, атрибутов для театра.
  2. Просмотр научного фильма «Где спит солнышко?»
  3. Создание коллекции светящихся приборов.
  4. Организация наблюдений за солнцем, луной.

II.        Основной  этап

Раскрытие проекта через различные виды деятельности детей в рамках образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие

  1. Коммуникативная деятельность во время образовательных развивающих ситуаций:
  • «Гуляем в жаркий солнечный день»
  1. Игровая деятельность:
  • «Полезно - вредно»

Познавательное развитие:

  1. Коммуникативная деятельность:
  • Просмотр научного фильма «Где спит солнышко?»
  • Просмотр обучающих мультфильмов «Свет и тень», «Фиксики»
  • «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»
  • Беседы: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар», «Свет и его назначение»
  1. Игровая деятельность:
  • «Соедини по точкам»
  • «Сравнение по форме, размеру, цвету»
  • Дидактическая игра «Рукотворный – нерукотворный мир»
  • Игра «Чья тень?»
  • Игра «Солнечные зайчики»
  • «Волшебные стёкла»
  1. Исследовательская деятельность:
  • Опыт «День - ночь»
  • Опыт «Свет движется по прямой»
  • Опыт «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы»
  • Опыт «Образование теней»
  • Опыт «Почему путешествует тень?»
  • Опыт «Изгиб света»
  • Опыт «На свету и в темноте» и т.д.
  • Проведение опытов в лаборатории  «Наураша», модуль «Свет»

Речевое развитие

  1. Коммуникативная деятельность:
  • Отгадывание и придумывание загадок
  • Стихи с движениями: «Заботливое солнышко», «Солнце вышло из-за тучки», «Солнышко лучистое»
  • «Узнай героя по тени»
  • «Подскажи словечко»
  • «Скажи ласково»
  • «Составь предложение»
  1. Восприятие художественной литературы:
  • «Сказка о лунном лучике»
  • Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах»

Художественное-этетическое развитие

  1. Восприятие картин великих художников:
  • В. Коваль «Лунный свет»
  • И. К. Айвазовского «Буря на море ночью»
  • И.К. Айвазовского «Лунная дорожка»
  • Рисование пейзажа «Лунная ночь»

  1. Восприятие музыки. Слушание:
  • Е. Романова «Музыка света»
  • Л.В. Бетховен «Лунная соната»
  • Клод Дебюсси «Лунный свет»
  1. Театрализованная деятельность:
  • Теневой театр по русским народным сказка

Физическое развитие

  1. Двигательная деятельность:
  • Подвижные игры «День – ночь», «Совы и мыши»

  1. Заключительный этап

Продукты проекта.

  1. Рисунки
  2. Картотека опытов и экспериментов со светом.
  3. Картотека загадок об источниках света.

Итог проекта.

  1. Выставка рисунков: «Мой лучший световой рисунок» (песочная анимация).

Использованная литература

  1. Шарипо А.И. Секреты знакомых предметов. Свеча. – СПб.: Речь, 2009.
  2. Зубкова Н.М. Пять тысяч - где, семь тысяч - как, сто тысяч – почему. – СПб.: Речь 2008.
  3. Дыбина О. В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Издательство Т.Ц. Сфера 2001.
  4. Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. – ТЦ. Сфера, 2014.
  5. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. – СПб.: Издательство Европейский дом, 2005.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  8. Интернет- ресурсы:

http://onlinemultfilmy.ru/fiksiki/ Сказка о лунном лучике

https://www.youtube.com/watch?v=2KVLURaW8xE

https://www.youtube.com/watch?v=GTPfEBrgqfA

http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka12_4_2.htm Стихи о солнышке

http://vmirepozitiva.ru/skazka-o-lunnom-luchike.html

http://www.youtube.com/watch?v=TeuMRSyMhmI https://www.youtube.com/watch?v=KObGsy3JJzg  «Музыка света»


Приложение 1

Картотека опытов

«Смена дня и ночи»

   1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус (свет в помещении выключить).

   2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.

Вывод: Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени - ночь.

     Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.

«Свет движется по прямой»

Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка.

    В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На  стопку  книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки.

Результат: через оба отверстия видишь свет

Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Результат: свет не виден.

Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

«Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы»

Материал: книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик.

Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.

Результат: за книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.

Вывод:  книга, картон - непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.

«Образование теней»

Материал: настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).

Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой-машиной.

Результат: чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень

Вывод:  если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

«Изгиб света»

  Материал: прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.

   Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.

Результат: когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.

Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.

        


Приложение 2

Загадки на тему:   «Источники света»

ОГОНЬ

  1. Дрожит свинка,

         золотая щетинка.

  1. Без рук, без ног –

          на гору ползет.

  1. Жевать –не жую,

          а все поедаю.

  1. По деревне прошел –

       

  1. Накормишь –живет,

          напоишь –умрет.

  1. Красная собака

          В печи гуляет.

          Никогда не лает,

         А руки кусает.

          ничего не осталось.

СПИЧКИ

  1. В деревянном домике

          Поселились гномики.

          Уж такие забияки –

          Раздают всем огоньки.

  1. Меня с домика берут,

          Головой о стенку трут.

         Я от этого сержусь

         И в миг пламенем зажгусь.

ОГОНЬ НА ЛУЧИНЕ

  1. Золотая пятерочка

          По жердочке бежит.

  1. Красненький петушок

          По жердочке бежит.

  1. Красненький котик

          По грядочке ходит,

         Крошечки ронит.

СВЕЧА

  1. Стоит столбом,

          Горит огнем:

          Ни жару,

          Ни пару,

         Ни угольев.

  1. Стоит столб,

          Горит свет,

          А углей нет.

  1. Сам наг,

          А рубашка в пазухе.

  1. Тело бело,

          Душа льняная,

          Маковка золотая.

  1. Таять может, да не лед.

           Не фонарь, а свет дает.

  1.  Голова огнем пылает,

          Тело тает и сгорает.

          Я полезной быть хочу:

          Лампы нет – я посвечу.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»

знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в город Здоровья»

Программное содержание: «Познание»: -уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми;-обобщ...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект НОД  познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Вода – удивительное чудо!»

ФГОС нацеливает педагогов на развитие у дошкольников любознательности, стремлению познать причинно- следственные связи предметов и явлений окружающего мира.Задача педагога – дать возможность дет...

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...