Наставничество как метод подготовки педагогов ДОУ к конкурсам профессионального мастерства
статья

Коник Евгения Игоревна

Представлен материал из опыта работы творческих групп ДОУ по подготовке педагогов к конкурсам профмастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx68.66 КБ

Предварительный просмотр:

Коник Евгения Игоревна, учитель-логопед

МБДОУ д/с № 6 г. Белгорода

Наставничество как метод подготовки педагогов ДОУ к конкурсам профессионального мастерства

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, должен стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Для этого существуют конкурсы профессионального мастерства.

 Кто же сможет помочь творческому педагогу представить себя в лучшем виде на конкурсе? Конечно же, наставник.

Принимать участие в данных конкурсах или нет, каждый педагог решает для себя сам (самовыдвиженец) или же кандидатура может быть отобрана руководителем ДОУ или предложена коллективом. Педагог - участник конкурса должен помнить: конкурс профессионального мастерства – не только испытание для самого педагога, но и публичная форма представления организации, потому что за его действиями видно лицо руководителя и ДОУ в целом. Поэтому при подготовке к конкурсам создается творческая группа, состоящая из числа педагогов ДОУ. Они и будут выступать наставниками  конкурсанта на протяжении всего конкурса.

Кто входит в творческую группу в первую очередь:

  1. Старший воспитатель - руководитель и координатор творческой группы.
  2. Участники и победители конкурсов прошлых лет: понять степень ответственности и нюансы участия в профконкурсах может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в подобном конкурсе.
  3.  Опытные, активные, творческие педагоги ДОУ.

Все этапы и результаты работы творческой группы согласуются, контролируются и корректируются руководителем ДОУ.

Важно: в результате подготовки к конкурсным мероприятиям примерно 90% работы должно быть выполнено самим конкурсантом и только оставшиеся 10% командой творческой группы.

После утверждения состава творческой группы, кратко определяются ее основные цели и задачи, и составляется  план заседаний (дни и время, удобное для всех участников творческой группы и конкурсанта).

Первым этапом работы конкурсанта с наставниками будет  детальное изучение Положения конкурса: основных его этапов и сроков их проведения, изучение требований и критериев оценки конкурсных мероприятий.

На данном этапе зачастую, познакомившись с положением о конкурсе (особенно, если это молодой специалист или педагог, кандидатуру которого выдвинула администрация), конкурсант не понимает и не знает с чего нужно начать и как действовать. Возникает чувство страха, сильного волнения, сомнения, неуверенность в своих возможностях, нехватка времени и пр. Поэтому, на данном этапе, главная помощь наставников заключается не столько в теоретической помощи, сколько в психологическом сопровождении и поддержке будущего участника конкурса, развитие у него уверенности в себе и своих силах. Доброжелательное общение, уважительное отношение к трудностям и страхам конкурсанта создают позитивную внутреннюю и внешнюю атмосферу.

На этом этапе также очень важно, чтобы участники, призёры и победители предыдущих конкурсов поделились личным опытом («все не так страшно, как кажется»).

Помимо этого мотивировать педагога к участию в конкурсе, повысить его самооценку, помочь почувствовать поддержку и одобрение коллектива помогает руководитель ДОУ. Конкурсант должен почувствовать, что участие в конкурсе – это честь и доверие коллектива определенному педагогу. Руководитель на педагогическом часе заверяет, что участнику конкурса гарантируется поддержка всего коллектива. Также руководитель со своей стороны предоставляет конкурсанту:

-дополнительное свободное время для подготовки к конкурсу (если возможно частично освободить конкурсанта от его основной работы);

-необходимое технологическое оборудование;  

-материалы для изготовления атрибутов, пособий.

На данном этапе наставниками и психологом ДОУ может быть организован с конкурсантом психологический тренинг «Я знаю, я умею, я смогу!».

Следующим этапом работы творческой группы и конкурсанта будет детальное изучение целей, задач, содержания, сроков, требований и критериев оценки конкурсного (-ых) мероприятия (-ий) первого этапа конкурса. Ниже будут рассмотрены основные направления работы наставников с конкурсантом на примере такого конкурсного мероприятия как «Самопрезентация».

Если обозначить коротко, то это будет:  

- изучение критериев оценки согласно Положению и вида подачи материалов (страница в интернете, текстовый документ в творческом формате, видеоролик о себе, публичное выступление лично перед жюри  или дистанционно в режиме он-лайн);

- индивидуальное консультирование наставниками конкурсанта по конкретному виду самопрезентации;

- рассмотрение материалов самопрезентации, подготовленных конкурсантом, соотнесение с критериями оценки по Положению, внесение корректив;

- «проигрывание» (репетиция, рассмотрение) самопрезентации, утверждение итогового варианта.  

Прежде всего, наставник знакомит коллегу с тем, что самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете.

Наставникам надо сориентировать конкурсанта на то, что речь идет именно о конкурсной самопрезентации. Основная её цель - изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выполнении этого задания, целесообразно ознакомить жюри с тем, кем является конкурсант:

-его базовое образование,

- должность;

- опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования:

- какова степень новизны данного опыта: что нового привнесено конкурсантом в методы преподавания и формы воспитательной работы с детьми;

- какова результативность его профессиональной деятельности;

- за счет чего удается получать высокие результаты;

- условия достижения результатов (например, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно просто перечислить их; важно показать их эффективность, подтвердив это 1 - 2 примерами из личной практики);

- жизненные приоритеты;

- отношение к детям, коллегам, профессии;

- перспективы профессиональной деятельности.

 При этом следует подчеркнуть, что от конкурсанта требуется представление прежде всего достижений в своей профессиональной деятельности, опыта внедрения инноваций, взаимодействия с родителями обучающихся, коллегами, педагогами других общеобразовательных организаций и др.

Самопрезентация сопровождается мультимедийной презентацией или другими формами подачи информации (выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей) содержащими описание опыта профессиональной деятельности участника, используемых им технологий и методик.

Наставник знакомит конкурсаната с основными требованиями к публичному выступлению. По статистике страх публичного выступления стоит на втором месте после страха смерти. По данным психологов, публика на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% - что мы говорим. Следовательно, в данном случае значение имеет не только то, о чем и как говорить, но и как выглядеть.

При формировании первого впечатления одежда всегда воспринимается как знак привлекательности или непривлекательности. Чем больше силуэт одежды приближен к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус в глазах воспринимающих – это одежда делового стиля. А также у женщин необходимо соответствие прически и макияжа  демонстрируемому профессиональному имиджу. Цвет одежды также играет важную роль (в российской традиции поднимают статус ахроматические цвета (черный, белый, серый)). Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений.

При подготовке речи, необходимо объяснить конкурсанту, что нужно собрать информации больше, чем нужно использовать – это резервные знания, которые могут понадобиться ему при ответах на вопросы жюри, выступление должно быть записано, каждый абзац должен состоять из трёх – пяти предложений, чтобы их было легко найти при зрительном обращении к тексту.

Наставник может познакомить конкурсанта с методом ассоциации для запоминания текста. Выступление не «с листа» всегда смотрится выигрышно.

Следует особенно продумать начало выступления и его окончание. Объем выступления должен соответствовать временному регламенту.

Начало выступления - наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории.

Лучше всего начинать выступление:

- с истории потрясающего факта;

- с вопроса слушателям (Знаете ли вы, что…?);

- с замечания касающегося непосредственно аудитории;

- с цитаты известного человека;

-  с показа какого-либо предмета.

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

-резюмировать основные положения выступления;

- призвать к действию, если это уместно;

- сделать подходящий комплимент;

- вызвать смех;

- использовать подходящую цитату;

- создать кульминацию;

Постараться закончить выступление нужно прежде, чем этого захочет публика.

Необходимо продумать свою речь, избавиться от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга. Интонационный настрой речи должен быть живым, бодрым, настойчивым. Наставник является первым слушателем конкурсанта, следит за орфоэпическими характеристиками речи, ударением. Можно сделать аудиозапись презентации, чтобы прослушать выступление, поработать над скоростью, силой звука, дикцией.

Видеозапись наставником презентации конкурсанта поможет дать рекомендации по мимике и жестам. Конкурсант не должен выступать в застывшем положении, но недопустима и излишняя жестикуляция, которая выглядит как некая суматошность. Нужно стараться избегать закрытых поз – скрещенных рук и ног – это мешает собеседникам в полной мере воспринимать информацию. Не использовать ненужных и раздражающих жестов; не теребить волосы; не чесаться, не зевать, не тереть лоб и др.

Выступление дома перед большим зеркалом помогут проанализировать невербальные средства общения и избежать ошибок.

Большое значение имеет правильно подготовленная компьютерная презентация.

Выделяются следующие правила создания компьютерной презентации:

Правило 1. Содержание презентации должно быть четко структурировано: каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего.

Правило 2. Краткость представленной на слайдах информации. После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Сокращая, продумывать, что именно услышит и увидит аудитория, ведь публика видит конкурсанта впервые и не знает ни его заслуг, ни предыдущих разработок. Чтобы убедить слушателей необходимо выделить, прежде всего, суть (сущность) личного профессионального опыта и показать его эффективность. Не рекомендуется накладывать на один слайд множество фотографий, схем, ссылок, так как очень часто наложения, из-за того что на разных компьютерах установлены разные версии программ и приложений, презентации могут «зависнуть», и выступающий окажется в неудобном положении. Не нужно загружать текстом слайды выступления. В этом случае нагрузка на зрителя будет двойной – ему надо и слушать и читать тексты на экране.

Правило 3. Лаконичный дизайн. В презентации следует избегать громоздких схем и таблиц, использования белого шрифта на желтом или голубом поле, большого количества анимационных эффектов, которые могут отвлекать слушателей.

Если в Положени конкурса профмастерства речь идет о таком варианте самопрезентации как «видеопрезентация» наставникам следует указать конкурсанту на некоторые важные моменты при ее реализации:

- составить текст самопрезентации, используя рекомендации данные ранее.

- во время записи необходимо держать фокус взгляда на камеру и это достаточно непросто;

- если конкурсант плохо запоминает текст – записывать видео нужно небольшими частями. По окончании записи первой части нследует остановиться секунд на пять, продолжая смотреть в глазок камеры. Это существенно облегчит работу монтажера;

- не следует замирать в неподвижности, взгляд должен быть живым, энергетика – позитивной, крайне желательно проявить эмоции, уместны улыбка и немного юмора;

- скорость и громкость речи должна быть комфортна для восприятия;

- необходимо постоянно следить за лишними междометиями и иным «словесным мусором»;

- для избегания ситуации появления непредвиденных шумов – непосредственно перед съемкой у компьютера или телефона следует выключить звук, снимать видео нужно за закрытой дверью, не записывать его в пустых комнатах из-за возможного эха;

- одежда не должна сковывать конкурсанта и доставлять ему дискомфорт. Цвет одежды для кадра также имеет значение: черный – делает человека старше, красный/фиолетовый цвет – не любит камера. Предпочтительны - коричневый, желтый, серый, зеленый, бежевый, любые экологические тона. Также необходимо избегать полосок, клетки, горошка и сливания с фоном;

- фон для записи задает тему:  лучше выбирать нейтральные стены с минимальными акцентами;

- зафиксировав первую запись, нужно внимательно просмотрите её, учесть все отрицательные нюансы и тренироваться и практиковаться до тех пор, пока результат не удовлетворит всех.

Итоговый вариант можно показать родственникам, друзьям, коллегам и любому человеку, чьему мнению конкурсант доверяет. Соберав обратную связь, нужно учесть ее, подправить то, что необходимо.

Помимо этого крайне важны общие технические требования к качественной видеопрезентации:

- высокое качество камеры для съемки;

- съемку видео рекомендуется производить в закрытом изолированном пространстве, в случае записи вне помещения – следует использовать дополнительные средства для усиления громкости и четкости голоса;

- крайне желателен высокий уровень освещенности;

- записывающее устройство (видеокамеру или смартфон) лучше зафиксировать в статичном держателе;

- съемка на телефон производится только в горизонтальном положении;

- лицо должно находиться не далее чем на 1 метр от видеокамеры.

По такому же принципу проводится работа наставников над подготовкой конкурсанта к другим мероприятиям конкурса профмастерства.  То есть, каждый этап конкурса – это как бы повторение пройденного. Как и на первом этапе здесь важны внешний вид и речь, невербальные средства общения и деловой этикет.

Список использованных источников:

  1. Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Овсянникова Е. М. Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №3 (82).  С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/3590-nastavnichestvo-kak-effektivnaya-forma-raboti
  2. Зайцева О. Д., Литовченко А. И. Эффективная практика педагогического опыта: помощь молодому специалисту в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства // Наука и образование: поиск перспектив модернизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июля 2021г.: Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021.  С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/2676-effektivnaya-praktika-pedagogicheskogo-opita


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

Приказ № 111 "О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""

"О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""...

Методические рекомендации «Подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства»

Рекомендации из опыта работы по подготовке к участию в конкурсах...

Эссе «Я педагог» на городской конкурс профессионального мастерства «ИСКУССТВО БЫТЬ В ПРОФЕССИИ», 2018 уч.год.

Эссе «Я педагог» Все начинается с детства. Я с невероятной теплотой в сердце вспоминаю свое, без преувеличения, счастливое детство. В нем было все, и праздники, и походы, и зимние вых...

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Участие педагогов ДОУ в конкурса профессионального мастерства в 2019-2020 учебном году

Мониторинг участия педагогов к профессиональных конкурсах...