Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию "ПЛАСТИЛИША"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании педагогического совета

Протокол от 30.05.2023 г.

№ 4

РАССМОТРЕНО

 

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5

г. Бирюсинска

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ                 детским садом № 5 г.     Бирюсинска

__________Злобина З.А.

 

Приказ от 31.05.2023 г.

№ 32

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

по художественно-эстетическому развитию

 «Пластилиша»

 

           

 

                            Адресат программы –  дети 5-7 лет

            Срок реализации –  2 года

 

 

            Разработчик программы:

                  Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирюсинск 2023-2024

 

 

Содержание

 

 

1.«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

2

1.1 Пояснительная записка

2

1.2 Цели и задачи

4

1.3 Содержание программы

5

1.4 Планируемые результаты программы

6

2.«Комплекс организационно-педагогических условий»

6

2.1. Календарный учебный график

6

2.2 Условия реализации программы

7

2.3 Методические материалы

7

2.4 Оценочные материалы

10

3. Список информационных источников

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1 Пояснительная записка

Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с солёным тестом и пластилином в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.

Во время работы с пластилином, солёным тестом, ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети старшего дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе. Работа с детьми строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.

Направленность программы: художественная.

Форма организации: кружковая, подгрупповая

Уровень освоения программы: базовый.

Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. 

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. 

Актуальность программы

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по работе с пластилином и пластичным материалом весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.         

Главное значение занятий состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Поэтому использование пластилинографии в качестве дополнительной образовательной услуги является актуальной.

Педагогическая целесообразность программы «Пластилиша» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией, лепкой, тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5- 7 лет

Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (10-15 человек)

Режим занятий:

Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.

Объем и срок освоения программы:

Первый год обучения - 38 часов;

Второй год обучения – 38 часов.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.

В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.   Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их.

Целевые ориентиры:

Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства.
Знать особенности изобразительных материалов.

Под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

Изготавливать объёмные, полуобъёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

Дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

Поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

Использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

 

1.2 Цель и задачи

 

 Целью программы по курсу «Пластилиша» является:

Обучение детей нетрадиционным принципам лепки из пластилина (пластичного материала) и применение их при изготовлении поделок в технике: пластилинографии, тестопластики, скульптуры.

Развитие у детей чувства пластики, объёмно-пластического мышления, воспитание творческого восприятия предметов, стимулирование наблюдательности и зрительной памяти;

Задачи программы:

  • Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
  • Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
  • Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
  • Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
  • Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
  • Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
  • Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.

 

1.3. Содержание программы

 

Учебный план.

 Первый год обучения.

 

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

2

11

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

2

11

Выставка работ

3.

Скульптура

12

2

10

Выставка работ

 

Итого:

38

6

32

 

 

 

Учебный план.

 Второй год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

2

11

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

2

11

Выставка работ

3.

Скульптура

12

2

10

Выставка работ

 

Итого:

38

6

32

 

 

 

1.4 Планируемые результаты программы.

Первый учебный год:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа в пластилиновой живописи
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
  • Дети освоят элементарные действия с тестом.

Второй учебный год:

Дети закрепят знания о всех изученных видах изобразительного искусства;

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

 

2.«Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1. Календарный учебный график

 

Первый год обучения.

Раздел/

месяц

Сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Раздел 1

4

5

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

 

4

4

4

1

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

 

 

3

5

4

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

4

5

4

4

4

4

4

5

4

 

Второй год обучения.

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

5

4

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

 

4

4

4

1

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

 

 

4

4

4

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

5

4

4

4

4

4

5

4

4

 

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия по освоению программы проходят в изо-студии;

Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень материалов необходимых для проведения занятия: доска для лепки, стека, пластилин (масса для лепки, солёное тесто), белый и цветной картон.

Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

 

2.3 Методические материалы

 

Содержание курса «Пластилиша»

Первый год обучения

 

Раздел 

Тема

Цель

1

 

 

 

 

 

Пластилинография

Насекомые

 

формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин

обучение умению ориентироваться на листе бумаги

развитие мелкой моторики

ознакомление с окружающим миром

развитие эмоций и фантазии

 

2

Пейзаж поле

 

3

Цветы

 

4

Пейзаж леса

 

5

Натюрморт

 

6

Портрет

 

7

Птицы

 

8

Домашние животные

 

9

Дикие животные

 

10

Растения

 

11

Морской пейзаж

 

12

Подводный мир

 

13

Сказка

 

14

 

 

 

 

Тестопластика

Подкова

 

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста

Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

Учить создавать общую сюжетную композицию

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм

 

15

Выпечка

 

16

Жучок на листочке

 

17

Цветы

 

18

Грибная полянка

 

19

Мозаика

 

20

Картина сказка «Колобок»

 

21

Корзина с цветами

 

22

Птицы

 

23

Чудо-дерево

 

24

Матрёшка 

 

.25

Медаль

 

26

По мотиву сказки

27

 

 

 

 

Скульптура

Домашнее животное

птица

показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора;

-знакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее;

-развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

-поощрять речевую активность;

-привлекать к самостоятельным , обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

28

Домашнее животное

лежит

29

Домашнее животное

вдвижении

30

Птицы на ветке

 

31

Птицы в полёте

 

32

Птицы на воде

 

33

Человек стоит

 

34

Человек сидит

 

35

Человек в движении

 

36

Прикладная скульптура (лицо)

 

37

Барышня (Дымка)

 

38

Герой сказки

 

 

 

Содержание курса «Пластилиша»

Второй год обучения

 

Раздел 

Тема

Цель

1

 

 

 

Пластилинография

Насекомые

 

ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство, выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с педагогом. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

2

Пейзаж поле

 

3

Цветы

 

4

Пейзаж леса

 

5

Натюрморт

 

6

Портрет

 

7

Птицы

 

8

Домашние животные

 

9

Дикие животные

 

10

Растения

 

11

Морской пейзаж

 

12

Подводный мир

 

13

Сказка

 

14

 

 

 

 

Тестопластика

Подкова

 

Закрепить приемы лепки из соленого теста.

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.

Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки.

Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.

 

15

Выпечка

 

16

Жучок на листочке

 

17

Цветы

 

18

Грибная полянка

 

19

Мозаика

 

20

Картина «Колобок»

 

21

Корзина с цветами

 

22

Птицы

 

23

Чудо-дерево

 

24

Матрёшка 

 

.25

Медаль

 

26

По мотиву сказки

27

 

 

 

 

Скульптура

Домашнее животное

стоит

знакомство с искусством скульптуры, создание скульптуры из пластилина по собственному замыслу. Задачи: дать детям представление о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании; познакомить со скульптурой Карло Бартоломео Растрелли «Петр I»; показать, как много может рассказать скульптура о человеке; развивать внимание, наблюдательность, творческие способности; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям, создающим предметы искусства.

28

Домашнее животное

лежит

29

Домашнее животное

на задних лапах

30

Птицы на ветке

 

31

Птицы в полёте

 

32

Птицы на воде

 

33

Человек стоит

 

34

Человек сидит

 

35

Человек бежит

 

36

Прикладная скульптура (лицо)

 

37

Барышня (Дымка)

 

38

Герой сказки

 

 

 

2.4 Оценочные материалы

 

 

 

Критерий                                     /                          ФИО ребенка

Ф. И.О.

Ф. И.О.

Ф. И.О.

 

Ф. И.О

1

Создает знакомый образ посредствам пластилина на горизонтальной плоскости.

    

2

Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывание, приглаживания границ соединения отдельных частей.

    

3

Умеет создавать рисунок, передавая особенности их строения характерные детали.

    

4

Сформированы у детей изобразительные навыки.

    

5

Запоминает и узнает знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

    

6

Замечает изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

    

7

Отмечает выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

    

8

Выполняет изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.

    

9

Создает изображения по заданию педагога.

    

10

Создает изображения по представлению и собственному замыслу.

    

11

Создает рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

    

12

Изображает отдельные предметы и сюжеты.

    
 

Итого:

    

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

  • Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
  • Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
  • Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Список информационных источников

 

1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

2. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

3. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014

5. Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.

6. С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.

7. С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

8. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.

9. А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ детский сад №17 "Родничок" г.Железноводска.

Общеобразовательная программа MБДОУ № 17 "Родничок" г.Железноводска обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от до 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особеннос...

Общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ детский сад №17 "Родничок" г.Железноводска.

Общеобразовательная программа MБДОУ № 17 "Родничок" г.Железноводска обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от до 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особеннос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 30.05.2023 г.№ 4 РАССМОТРЕНО...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 30.05.2023 г. № 4РАССМОТРЕНО Н...