ПРОЕКТ «Юные изобретатели»
проект (старшая группа)

Слюсарь Анна Владимировна

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Юные изобретатели»

познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания

 

 

 

А.В. Слюсарь

 воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

 

  Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

  Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

  Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

  Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

  Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

  Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности.

 

 Цель проекта: познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов

Задачи:

  • Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 

Тип проекта:

по сроку реализации:  краткосрочный

по характеру: познавательно -исследовательский

по месту проведения: внутри ЦДО (группы)

по количеству участников: групповой

 

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.

 Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;

  Увеличение показателя у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о некоторых  химических, физических свойствах и явлениях веществ;

  Повышение у детей интереса к литературным произведениям.

 

Этапы проекта

1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме, подбор художественной литературы.

2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021

  • Реализация проекта.

3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021

  • Составление паспорта проекта

 

При реализации мы будем  использовать только элементарные опыты и эксперименты:

  • они неизвестны только детям;
  • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • они практически безопасны;
  • используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

 

№ п/п

Дата

Сказка

Направление

«Вода, вода – кругом вода!»

 

1

 

03.02.2021

 

Морозко

Агрегатные превращения воды (горячо - холодно)

«Лед-Вода-Пар»

 

2

 

16.02.2021

 

Золушка

Испарение жидкости при нагревании, без нагревания

 

3

 

20.02.2021

 

Змей Горыныч

Единство агрегатных состояний воды: лед-вода-пар

«Конденсация»

 

4

 

27.02.2021

 

Баба Яга и Василиса Прекрасная

Испарение и конденсация воды – круговорот воды в природе

«Воздух вокруг нас»

 

5

 

06.03.2021

 

Водяной

Плавучесть тел, давление воздуха и жидкости (Водопад Декарта)

 

6

 

13.03.2021

 

Сказка о живой и мертвой воде

Теплопередача, нагревание и охлаждение воздуха

 

7

 

20.03.2021

 

Иванушка и молодильные яблоки

 

 

Испарение воды – пар

 

8

 

27.03.2021

 

Илья Муромец и Соловей – разбойник

 

 

Свойства воздуха

 

 

 

     Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_izobretateli_slyusar_a.v.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Юные изобретатели»

познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания

А.В. Слюсарь

 воспитатель

КРАСНОЯРСК

2021

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

  Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

  Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

  Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

  Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

  Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

  Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности.

 Цель проекта: познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов

Задачи:

  • Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Тип проекта:

по сроку реализации:  краткосрочный

по характеру: познавательно -исследовательский

по месту проведения: внутри ЦДО (группы)

по количеству участников: групповой

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.

 Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;

  Увеличение показателя у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о некоторых  химических, физических свойствах и явлениях веществ;

  Повышение у детей интереса к литературным произведениям.

Этапы проекта

1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме, подбор художественной литературы.

2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021

  • Реализация проекта.

3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021

  • Составление паспорта проекта

При реализации мы будем  использовать только элементарные опыты и эксперименты:

  • они неизвестны только детям;
  • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • они практически безопасны;
  • используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

№ п/п

Дата

Сказка

Направление

«Вода, вода – кругом вода!»

1

03.02.2021

Морозко

Агрегатные превращения воды (горячо - холодно)

«Лед-Вода-Пар»

2

16.02.2021

Золушка

Испарение жидкости при нагревании, без нагревания

3

20.02.2021

Змей Горыныч

Единство агрегатных состояний воды: лед-вода-пар

«Конденсация»

4

27.02.2021

Баба Яга и Василиса Прекрасная

Испарение и конденсация воды – круговорот воды в природе

«Воздух вокруг нас»

5

06.03.2021

Водяной

Плавучесть тел, давление воздуха и жидкости (Водопад Декарта)

6

13.03.2021

Сказка о живой и мертвой воде

Теплопередача, нагревание и охлаждение воздуха

7

20.03.2021

Иванушка и молодильные яблоки

Испарение воды – пар

8

27.03.2021

Илья Муромец и Соловей – разбойник

Свойства воздуха

     Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт

Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект " Взаимодействие с семьями по формированию познавательного интереса и патриотических чувств у детей дошкольного возраста в проекте "Юный краевед".

В проекте поставлена задача обеспечить взаимодействие с семьями с целью объединить усилия для развития и воспитания детей . Данный проект позволяет воспитывать интерес к культуре родного города, чувст...

В рамках проекта «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР» Проект для старших дошкольников (Развитие конструирования и творческой деятельности)

Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, социально-коммуникативный.Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.Актуальность прое...

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...

Проект "Юные изобретатели".

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отно...