ПРОЕКТ «Юные изобретатели»
проект (старшая группа)
ПРОЕКТ
«Юные изобретатели»
познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания
А.В. Слюсарь
воспитатель
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности.
Цель проекта: познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов
Задачи:
- Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта:
по сроку реализации: краткосрочный
по характеру: познавательно -исследовательский
по месту проведения: внутри ЦДО (группы)
по количеству участников: групповой
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.
Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
Увеличение показателя у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о некоторых химических, физических свойствах и явлениях веществ;
Повышение у детей интереса к литературным произведениям.
Этапы проекта
1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме, подбор художественной литературы.
2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021
- Реализация проекта.
3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021
- Составление паспорта проекта
При реализации мы будем использовать только элементарные опыты и эксперименты:
- они неизвестны только детям;
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- они практически безопасны;
- используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
№ п/п | Дата | Сказка | Направление |
«Вода, вода – кругом вода!» | |||
1 |
03.02.2021 |
Морозко | Агрегатные превращения воды (горячо - холодно) |
«Лед-Вода-Пар» | |||
2 |
16.02.2021 |
Золушка | Испарение жидкости при нагревании, без нагревания |
3 |
20.02.2021 |
Змей Горыныч | Единство агрегатных состояний воды: лед-вода-пар |
«Конденсация» | |||
4 |
27.02.2021 |
Баба Яга и Василиса Прекрасная | Испарение и конденсация воды – круговорот воды в природе |
«Воздух вокруг нас» | |||
5 |
06.03.2021 |
Водяной | Плавучесть тел, давление воздуха и жидкости (Водопад Декарта) |
6 |
13.03.2021 |
Сказка о живой и мертвой воде | Теплопередача, нагревание и охлаждение воздуха |
7 |
20.03.2021 |
Иванушка и молодильные яблоки
|
Испарение воды – пар |
8 |
27.03.2021 |
Илья Муромец и Соловей – разбойник
|
Свойства воздуха |
Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Юные изобретатели»
познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания
А.В. Слюсарь
воспитатель
КРАСНОЯРСК
2021
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности.
Цель проекта: познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов
Задачи:
- Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта:
по сроку реализации: краткосрочный
по характеру: познавательно -исследовательский
по месту проведения: внутри ЦДО (группы)
по количеству участников: групповой
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.
Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
Увеличение показателя у детей воображения, исследовательских умений (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие у детей представлений о некоторых химических, физических свойствах и явлениях веществ;
Повышение у детей интереса к литературным произведениям.
Этапы проекта
1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме, подбор художественной литературы.
2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021
- Реализация проекта.
3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021
- Составление паспорта проекта
При реализации мы будем использовать только элементарные опыты и эксперименты:
- они неизвестны только детям;
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- они практически безопасны;
- используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
№ п/п | Дата | Сказка | Направление |
«Вода, вода – кругом вода!» | |||
1 | 03.02.2021 | Морозко | Агрегатные превращения воды (горячо - холодно) |
«Лед-Вода-Пар» | |||
2 | 16.02.2021 | Золушка | Испарение жидкости при нагревании, без нагревания |
3 | 20.02.2021 | Змей Горыныч | Единство агрегатных состояний воды: лед-вода-пар |
«Конденсация» | |||
4 | 27.02.2021 | Баба Яга и Василиса Прекрасная | Испарение и конденсация воды – круговорот воды в природе |
«Воздух вокруг нас» | |||
5 | 06.03.2021 | Водяной | Плавучесть тел, давление воздуха и жидкости (Водопад Декарта) |
6 | 13.03.2021 | Сказка о живой и мертвой воде | Теплопередача, нагревание и охлаждение воздуха |
7 | 20.03.2021 | Иванушка и молодильные яблоки | Испарение воды – пар |
8 | 27.03.2021 | Илья Муромец и Соловей – разбойник | Свойства воздуха |
Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-646916-1435739218.jpg)
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-868726-1516775296.jpg)
Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт
Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-382309-1477140518.jpg)
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...
Проект " Взаимодействие с семьями по формированию познавательного интереса и патриотических чувств у детей дошкольного возраста в проекте "Юный краевед".
В проекте поставлена задача обеспечить взаимодействие с семьями с целью объединить усилия для развития и воспитания детей . Данный проект позволяет воспитывать интерес к культуре родного города, чувст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-953947-1506710090.jpg)
В рамках проекта «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР» Проект для старших дошкольников (Развитие конструирования и творческой деятельности)
Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, социально-коммуникативный.Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.Актуальность прое...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1451995-1675170749.jpg)
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207603-1579188166.jpg)
Проект "Юные изобретатели".
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отно...