Доклад из опыта работы
консультация

Сырцова Татьяна Александровна

«Современные методики работы дошкольной организации с родителями воспитанников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад из личного опыта

Восптателя

Сырцовой Т.А.

Добрый день.  Сегодня хочу рассказать Вам о том, как в нашем МОУ СОШ № 52 дошкольное отделение проводится работа по взаимодействию с родителями.

     Я представляю работу всего коллектива детского сада. Но все же, как практикующий педагог, конечно, смотрю на обсуждаемую проблему через опыт своей работы.

    Уверена: в Ваших детских садах проводится такая же работа, как и у нас, поэтому, если Вы найдете в моем докладе что-то нужное для своего сада -   буду рада.

     Проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Ведь детский сад —первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей.     Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель: становление родителей активными участниками педагогического процесса, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • Возрождать традиции семейного воспитания.
  • Приобщать родителей к участию в жизни детского сада
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

  Планируемые результаты сотрудничества с семьей.

  • Сформировать у родителей представление о сфере педагогической деятельности.
  • Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей.
  • Формирование устойчивого интереса родителей к вовлечению в общественную деятельность.

Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников

Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения

Сотрудничество

     Как пример из моего опыта: педагоги готовят праздник для детей и родителей, а родители оформляют раздевалку на свой вкус для создания праздничного настроения. В результате сотрудничества возникает душевная атмосфера на празднике. Раньше оформлением занимались воспитатели.

Взаимодействие

     Как яркий пример взаимодействия с родителями из моего опыта это родительские собрания. Мы реже стали  проводить традиционные родительские собрания с зачитыванием консультации о правильном воспитании, педагогических рекомендаций и обсуждением хозяйственных вопросов.

     Стараюсь на родительских собраниях (как и на занятиях для детей) поставить перед родителями проблему, в результате её обсуждения родители делают для себя выводы.

     Как пример - вопросы к родителям на первом собрании в адаптационной группе.

Проблема: Родителям часто не нравится меню детского сада.

- в форме игры предлагаем составить меню на неделю для детского сада. Воодушевленные кажущейся легкой задачей приступают к выполнению и задумываются, понимая, что не все любимые блюда можно есть каждый день в детском саду. В этой игре важен процесс, а не результат.

     Это тоже взаимодействие, понимание позиции друг друга.

     Ни одно собрание не обходится без игр –помогающих привлечь внимание к какой-то проблеме. Например:в игре родители одевают по пять кукол, кто быстрее. Время тянется долго, скучно, родители уже ерзают, все после работы, но терпеливо ждут. По окончании игры делаем вывод: а представьте теперь, что нужно одеть вот так же 20 малышей, если они не приучены самостоятельно одеваться? Родители понимают с первого раза, что от них требуется.

      В адаптационной группе обычно существует недостаточность общения между родителями. Чужих детей они воспринимают как потенциальных обидчиков своего собственного. Для решения этой проблемы мы переодически проводим совместно родители плюс дети.

     Так, на родительском собрании, решая годовую задачу «Театрализованная деятельность», горячо обсудили проблему вреда от некоторых мультфильмов, пользу семейного чтения. А затем продемонстрировали работу детского сада: дети показали родителям театрализацию сказок, а в конце собрания театрализацию сказки «Репка» показали родители детям.

Родители и дети довольны общением.

Воспитатели довольны тем, что решили и образовательные и воспитательные задачи, и задачи по взаимодействию с родителями и между родителями.

В старшей группе для ознакомления родителей с образовательными разделами, как один из методов, применяю (на родительском собрании совместном с детьми) вопросы-задания «Своя игра».

Отвечая на вопросы-задания родители одновременно знакомятся с образовательной программой и вовлекаются в образовательный процесс; видят планируемый результат; повышают авторитет в глазах своих детей. А дети, глядя на родителей, увлекаются учебной задачей.

Изменение позиции педагога для выстраивания взаимодействия с семьей

Традиционная роль педагога

  • Выступающий лидер (указывает, как надо поступать);
  • Руководит;
  • Оценивает ребенка и предоставляет информацию;
  • Ответ на вопросы знает сам;
  • Ставит цели развития ребенка и группы в целом;
  • Ожидает, что родители будут относиться к нему как к знатоку-специалисту

Педагог-партнер

  • Гид (ведет, опираясь на инициативу участников);
  • Задает вопросы;
  • Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ним оценивает его развитие;
  • Ищет решение проблем вместе с родителем;
  • Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и добавляет свои предложения

 Быть партнерами друг для друга — это очень важно, но и от традиционной роли лидера я не отказываюсь совсем.

Как пример: в младшей группе приносят пачки памперсов, настоятельно предлагая ими пользоваться, приносят соску, чтобы было удобнее усыплять ребенка, как дома.

Педагог как опытный лидер должен успокоить родителей, что все будет в порядке и без применения традиционных домашних методов и приемов и, конечно, посоветовать вариант решения проблемы, и постепенно дома создавать единую воспитательную среду с целью исключения стресса у ребенка от изменившихся условий.  

   Стремимся к партнерским отношениям, учитываем ситуацию родителей, но не забываем показывать семье направление движения - вперед, а не назад.

Недостатки взаимодействия педагогов с родителями.

Стихийность контактов

  • Педагоги просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом достичь желаемых результатов.
  • Воспитатели чаще обращаются к родителям в случае негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи.
  • У воспитателей и родителей отсутствует мотивация к сотрудничеству и сотворчеству.

Основные принципы работы ДОУ с семьей

  • Открытость детского сада;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание единой развивающей среды в семье и детском саду.

Направление родителей на целенаправленный выбор игр и игрушек для детей дома с целью создания единой развивающей среды. Информирование родителей о развивающих играх, которые можно применять дома.

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

Информационно-аналитический блок

  • Сбор и анализ сведений о родителях и детях;
  • Изучение семей их трудностей и запросов;
  • Выявление готовности семьи к сотрудничеству к ДОУ

Практический блок

На основании собранной информации организуется работа по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу;

2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Контрольно-оценочный блок

Анализ эффективности мероприятий, проводимых в ДОУ:

1. Оценочные листы с отзывами родителей.

2. Групповое обсуждение участия родителей в мероприятиях.

 В конце учебного года я создаю для родителей отчет о проведенных за год мероприятиях, выясняем отношение к ним и обсуждаем перспективы интересных дел на следующий год.

Основными направлениями взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников стали:

Рассмотрим направления по порядку 

Изучение особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений

         Встречи-знакомства   

      Встречи-знакомства с педагогами. После того, как дети принесли направление и зачислены в детский сад, назначается день встречи, где педагоги знакомятся с родителями, рассказывают об особенностях жизни в ДОУ, планах развития детского сада, знакомятся с группами и участками, знакомятся с особенностями адаптации и правилами приема.

     Адаптация только принятых детей проходит постепенно. В первый день родители приходят в детский сад вместе с ребенком. Затем время посещения ребенка постепенно увеличивается на час каждый день. В результате постепенной адаптации малыш не получает стресс от резкой разлуки с мамой.  Глядя на спокойную реакцию мамы на незнакомую обстановку, ребенок успокаивается, не ожидая уже ничего плохого от незнакомой ситуации.

А, в процессе пребывания ребенка с мамой в группе, воспитатель также получает необходимую ему информацию о семье и ребенке.

    Анкетирование

Мы создаем специальную папку с анкетами родителей и сведениями о семье.

Информирование родителей

Информационные листы о задачах занимательной деятельностью (чему научились, с чем познакомились, что узнали);

Оформление стендов;

Организация выставок детского творчества;

Переписка по электронной почте

Консультации;

Брошюра, буклеты;

Доска объявлений;

Отчет;

Советы родителям («Куда пойти с ребенком», «Как подбирать игрушки», «Репертуар театра» и пр.) 

Это, конечно есть во всех детских садах.

Просвещение

Круглый стол;

Игровой семинар;

Просмотр видеофрагментов образовательных ситуаций с детьми;

Чаепитие;

Библиотека интересных книг, видео/аудиокассет;

Папка-передвижка;

Творческая группа родителей

     Согласно ФГОС родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса. Современные родители образованы, требовательны, уверены в себе. Но привлечь их к реальному участию в этом процессе очень сложно..       

Совместные мероприятия с семьей (Опыт моей работы по организации взаимодействия с родителями)

Спортивное соревнование;

Театральная постановка;

Праздник/утренник;

Викторина;

Конкурс;

Выставка совместных рисунков и поделок;

Проект;

Совместная экскурсия;

Коллективный поход в театр, на выставку

  Мы проводим два раза в год групповые конкурсы чтецов. Готовимся к ним как к празднику. Своими силами учим песни, танцы, обязательно игры, обязательно связываем конкурс сказочным сюжетом, создаем презентации для развития сюжета. Приглашаем родителей.

Перед новым годом родители выразили пожелание, чтобы на новогодний утренник каждый ребенок прочитал стихотворение для Деда Мороза. Объяснив нереальность такого пожелания, я решила провести перед утренником конкурс чтецов, чтобы все желающие могли принять участие в нем. Родители и дети были довольны.

Организовали соревнования на День Защитника Отечества.

Пришли одни папы, так решили мамы. Получилось очень плодотворное общение пап с детьми. Надо было видеть глаза детей, когда папы хором запели песню.

Каждый год прошлом организуем вместе с родителями праздник на Женский день. Привлекаем родителей и получается очень даже неплохой праздник. Родители сыграли роли, провели игры, спели частушки, а дети показали мамам в подарок спектакль «Муха-Цокотуха» и подарили песни.

Вот так мы интересно живем.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....