Культурно-досуговое мероприятие Викторина «Познай свой край родной» для родителей и детей подготовительной к школе группы
материал (подготовительная группа)

Бунина Людмила Васильевна

Любовь к своей малой Родине у ребёнка не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное взаимодействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, мы в нашем детском саду придаём большое значение патриотическому воспитанию, приобщению детей к истории и культуре родного города.

Цель: поддержать познавательный  интерес к истории родного города  к своей малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бунина Людмила Васильевна

                                                               воспитатель

высшей квалификационной категории

МОУ Детский сад № 301

Волгоград

Культурно-досуговое мероприятие

Викторина

«Познай свой край родной»

для родителей и детей

подготовительной к школе группы

Любовь к своей малой Родине у ребёнка не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное взаимодействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, мы в нашем детском саду придаём большое значение патриотическому воспитанию, приобщению детей к истории и культуре родного города.

Цель: поддержать познавательный  интерес к истории родного города  к своей малой Родине.

                                              Задачи:

  • Закрепление  знаний детей об истории родного города Волгограда.
  • Осмысленно использовать знания и умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
  • Формировать стремление родителей принимать активное участие в подготовке  и проведении викторины.
  • Воспитывать любовь к родному городу, патриотические и гражданские чувства к своей Родине.

Материалы: цветные карандаши, белые листы; фишки-звёздочки, разрезные карточки  с изображением герба города Волгограда и Волгоградской области; фотографии с изображением зданий города и контурное изображение этих зданий; слоги для конкурса «Рассыпанных слов»; слайды  с изображением памятников города;  шапочки для подвижной игры «Коршунята»; мультимедийный проектор; значки-эмблемы «Знаток родного края».

                                Предварительная работа:

  • беседы о родном городе;
  • просмотр иллюстраций, слайдов, фотографий о Волгограде и его достопримечательностях;
  • чтение книг об истории  родного города;
  • разучивание стихов и песен о Волгограде;
  • встречи с коренными горожанами и ветеранами войны и труда;
  • продуктивная деятельность: рисование  «Праздничный салют в городе», «Моя улица», «Такие разные дома»; конструирование из бумаги «Дом, в котором я живу»; аппликация «Транспорт моего города»;
  • сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»;
  • строительная игра «Город моей мечты»;
  • дидактические и развивающие игры: «Путешествие по городу», «Герб города», «Где находится памятник?», «Города Волгоградской области», «история родного города», «Узнай по описанию», «Отгадай, где я был?», разрезные картинки;
  • выставка детского рисунка «Район, в котором я живу»;
  • совместное оформление детьми и родителями альбомов, макетов  района и улиц.

                                              Ход викторины:

Ведущий: Добрый день,  дорогие ребята, уважаемые родители и жюри! Мы рады приветствовать вас  на нашей  викторине «Познай свой край родной».

(Дети читают стихи Татьяны Лавровой)

1-ый ребёнок:

Над Волгой широкой стоит величаво

    Восставший из пепла наш город-герой.

      Царицына прошлым гордимся по-праву,

                                    Историей славной его боевой.

             В дни жарких сражений он доблестный воин

                                    И имя своё через бури пронёс.

       Герой Сталинград вечной славы достоин,

Он выстоял, выжил, как древний утёс.

2-ой ребенок:

На братских могилах не высохнут слёзы,

                                 Мамаев курган вечно тайны хранит.

                                 Седые берёзы, как матери косы,

                                 Укрыли от ветра суровый гранит.

                                 И новое имя над Волгой взлетело

                                 Свободный красавец-герой Волгоград.

                                 Спортивная слава и ратное дело,

                                 И подвиг труда вознесён  во стократ.

Ведущий: Мы собрались здесь сегодня, чтобы поиграть и хорошо провести время с нашими детьми, а говорить будем о родном городе-герое Волгограде.

Для начала давайте разделимся на две команды: команда родителей и команда детей. Каждая команда придумывает себе название и нарисует эмблему.

(Взрослые и дети делятся на две команды. Рассаживаются за столы. Придумывают название, рисуют эмблемы команды.) 

За каждый правильный ответ команда получает  одну звёздочку. Выигрывает команда, которая соберёт больше звёздочек.

Команды придумали название и нарисовали эмблемы.

Команда родителей называется «Радуга», а команда детей «Солнышко».

Мы начинаем нашу викторину.

1 конкурс  «Блиц-опрос»

Вопросы для команды «Солнышко»:

  1. Как называется город, в котором вы живёте?  (Волгоград)
  2. Как называется район, в котором мы живём? (Красноармейский)
  3. Почему наш город называется Волгоград? (Расположен на берегу реки Волги)
  4. Эта скульптура занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. («Родина – мать зовёт!»)                            
  5. Назовите главную достопримечательность нашего района. (Волго-Донской канал. Шлюз № 1)        

Вопросы для команды «Радуга»:

  1. Первые жители нашего города. (стрельцы)
  2. Народ, основавший колонию Сарепта. (немцы)
  3. Этот дом в дни Сталинградской битвы защищали представители девяти народов. (Дом Павлова)
  4. Так назывался Царицын в начале своей истории, во время Гражданской  и Великой Отечественной войн. (крепость)
  5. Сколько направлений ветров бывает в одном из микрорайонов Дзержинского района? (семь)

Ведущая: Каждая команда показала хорошие знания, ответила правильно на все вопросы. Получают по пять звёздочек.

2 конкурс «Герб нашего города»

В конвертах находятся разрезные карточки с изображением герба города Волгограда и Волгоградской области.

Задание обеим командам: собрать герб и рассказать, что означают символы на них.

(приложение № 1)

Ведущая: Молодцы! И с этим нелёгким заданием вы все справились. Каждая команда получает по две звёздочки.

                                     «Минутка бодрости»

                         Подвижная игра «Коршунята»

              (Новоаннинский район  хутор  Тростянский)

В игре выбираются «коршун» и «мать коршунят», остальные участники игры «коршунята».

Мать коршунят: - Коршун, коршун, ты куда летишь?

Коршун: - Далеко лечу, от тебя лечу.

Мать коршунят: - Коршун, коршун, ты чего сидишь, далеко не летишь?

Коршун: - Я пришёл, отдыхаю, ямочку вырываю.

Мать коршунят: - А зачем ты роешь?

Коршун: - Соль ищу.

Мать коршунят: - А зачем соль?

Коршун: - Щи варить.

Мать коршунят: - А зачем щи варить?

Коршун: - Твоих деток кормить.

Мать коршунят: - А зачем кормить?

Коршун: - Чтобы были сыты.

Мать коршунят: - А зачем они тебе?

Коршун: - Чтоб меня поить!

После слов «чтоб меня поить», «коршун» начинает ловить игроков. Если «коршун» поймал, то он пытается увести пойманного подальше. Остальные «коршунята» стараются ему помешать или догнать. Делать это нужно осторожно, так как при попытке освободить одного игрока, «коршун» может поймать другого. Пойманный игрок становится новым «коршуном».

3 конкурс «Заколдованный город»

                                               

Командам раздаются листы с контурным изображением зданий и сооружений современного города и фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

                                                       

Задание командам: «расколдовать город», т.е. сопоставить контуры с фотографиями и дать правильное название достопримечательности города (приложение № 2)

                                                           

Ведущая:  Умнички! И с этим трудным заданием вы справились правильно. Каждая команда получает по две звёздочки.

                                   Музыкальная пауза

     Хоровод «Во поле берёза стояла» (в обработке Н.Римского-Корсакова)

4 конкурс «Рассыпанных  слов»

Задание команде «Солнышко»:  составить и прочитать запутанные слова, в которых спрятались названия городов Волгоградской области.

(ШИН – МЫ – КА, ТО – ВО – КО, ЛО – ФРО – ВО, ВЛЯ – ИЛО,  НОВСК – ЖИР)

Задание команде «Радуга»:  составить и прочитать запутанные слова, в которых спрятались названия речек Волгоградской области.

(БА – КОВ – КА – ЩЕР, ДИ – ВЕ – МЕД – ЦА, ЛУК – ЗУ – БУ, ВАЯ – ИЛО, ЧЕ – ДА – АР)

Ведущая: Молодцы! Команды справились со своими заданиями и получают по 5 звёздочек.

5 конкурс « Исторический калейдоскоп»

 Показ слайдов с изображением памятников.

Задание командам: рассказать, где установлен этот памятник.

(приложение № 3)

Ведущий:  Умницы! Каждая команда получает по две звёздочки.

Ребёнок:   Раскинулся вдоль Волги Волгоград.

                   Среди степей цветущий нежный сад.

                   Проспекты , улицы, тенистый  мир аллей…

                    Любимый город, нет тебя родней!

Ведущий: Нашу викторину хочется закончить песней

 «Я живу в Волгограде»

  муз. В.Семёнова  сл. К. Полякова

(поют дети и родители)

Ведущий: А теперь подведём итоги нашей викторины. Обе команды набрали одинаковое количество звёздочек. Победила дружба. Все участники викторины награждаются значками «Знаток родного края» (приложение № 4)

До новых встреч!!!

   

                           

                                Использованная  литература:

  1. Евстратова Ю.В. История герба Царицына - Сталинграда-Волгограда.// Символы Волгоградской области. Учебное пособие. Волгоград, 2008.

  1. Е.С.Евдокимова, Т.Г.Кобзева, Е.А.Кудрявцева

Детям и взрослым о войне и мире: (метод. Пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей)

Волгоград, 2005г

  1. Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет /

 под ред. Е.С.Евдокимовой. – М.: «Планета», 2012г

  1. Л.В.Лосева, М.В.Корепанова, А.М.Яценко

Моя Родина – Волгоград: программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – Волгоград, 2002г

  1. И.В.Сластёнова  Селезень утицу догонял: Игровой фольклор Волгоградской области: Репертуарно-методический сборник. Вып. I

/ВГИИК, ВГПУ. – Волгоград: Волгоградское научное издательство,

 2006г

  1. Интернет-ресурсы

                                                                                                         

 Приложение № 1

                          Герб города-героя Волгограда

                     Зубцы красной крепостной стены

                          Неприступная крепость на Волге

                       Шестерня, золотистого цвета сноп

Развитая промышленность и индустрия города, изобилие волгоградской земли

                             

                         

                         Медаль «Золотая звезда»

                       

          Мужество, героизм, город-герой, город-солдат

                 

                 Нижняя часть герба голубого цвета

                         Великая русская река Волга

               

                Лента медали «За оборону Сталинграда»

 

Великая битва на Волге, героическое прошлое нашего города

                             Герб Волгоградской области

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/Coat_of_Arms_of_Volgograd_oblast.png?uselang=ru

Статуя Родины-матери символизирует победу Советской Армии над немецко-фашистскими захватчиками в грандиозной Сталинградской битве 1942-1943 годов. Она говорит о безграничном патриотизме жителей области, их боевом и трудовом героизме.

Красный цвет герба  напоминает о цвете исторических эмблем царицынских полков, герба уездного города Царицына, символизирует славные традиции и историю Волгоградской области.

Красный – также цвет мужества и стойкости, гордости и свободы жителей области. Он напоминает, что священная волгоградская земля обильно полита кровью защитников Отечества.

Синие полосы – говорят о том, что по территории области протекают две крупнейшие реки Европейской России – Волга и Дон.

Синий цвет – цвет вечной молодости и гармонии, мудрости и духовного совершенства.

Белый означает мир, благородство, справедливость и светлые идеалы.

Цветы полевого тюльпана и василька подчёркивают своеобразие природы области.

Венок из ветвей лавра и колосьев пшеницы – символ боевой и трудовой славы волгоградцев.

Зелёный и жёлтый цвета венка означают жизненную силу и процветание.

Жёлтая пятиконечная звезда – эмблема героизма и светлого будущего.

                           

 

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

·         Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений;·         Закреплять умение подбирать антонимы...

Викторина Хочу всё знать! – «Олимпийские игры 2014» для детей подготовительной к школе группе

Викторина не тему :"Олимпийские игры 214года" . Символы , традиции, ценности олимпийского движения....

Сценарий праздничного мероприятия для родителей и детей подготовительной к школе группы посвященного Дню Матери

Сценарий праздничного мероприятия может быть использован с детьми старшего дошкольного возраста при организации праздника День Матери....

Творческий вечер, посвященный дню рождения поэта Сергея Есенина (совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Цель:Расширить представления детей о жизни и творчестве поэта С. Есенина.Задачи:Обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать просодическую сторону речи детей.Развитие сотрудничество...

Сценарий викторины «Родной свой край люби и знай» для детей подготовительной к школе группы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения представлений о России, о малой Родине....

Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений; Закреплять умение подбирать антонимы к данным словам; Упражнять в подборе подходящих слов к данным словам и выражениям; Упражнять в чет...