развитие двигательных навыков у детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Кузнецова Лидия
проект по развитию двигательных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ : развитие двигательных навыков у детей раннего возраста посредством подвижных игр

Актуальность.         

        Мир, в котором живёт совтеменный ребёнок, образ жизни семьи, по сравнению с недавным прошлым, существенно изменился. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые инновационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

        Бесспорно, что уровень продолжительности жизни человека, а так же состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. Но социально — экономические проблемы жизни общества на сегодняшний день порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического здоровья детей. А так же, современное семейное воспитание не способствует укреплению физического, психического и социального здоровья ребёнка в полной мере. Поэтому ведущую роль в этом вопросе должно взять на себя дошкольное учреждение. В котором необходимо создать преобразование педагогического процесса, чтобы в первую очередь способствовать сохранению, формированию и укреплению здоровья детей, гармоничному развитию личности ребёнка. Ведь, не секрет, что начало хронических заболеваний приходится именно на дошкольный период, когда   развивается до 70 % этих заболеваний. А это возраст, когда закладывается база здоровья на всю оставшуюся жизнь.

        Всю сложившуюся ситуацию очень ярко могут подтвердить результаты мониторинга ЛОИРО по состоянию здоровья детей в дошкольных учреждениях Ленинградской области. «Анализ материалов исследования показал тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет, а именно:

-   показатель заболеваемости с 1998г. увеличился с 12,6 дней до 13,5 дней;

-   количество детей первой группы здоровья уменьшилось на 50%;

-   на 30% увеличилось количество детей с патологией в опорно-двигательном аппарате;

-   детей младше-среднего возраста с нормой в физическом развитии стало на 20% меньше;

-   показатели задержки дыхания у детей старшего дошкольного возраста ухудшились на 20%;

-   показатели функциональной пробы ухудшились на 10%;

-   в среднем на 15% ухудшились показатели физической подготовленности;

-   уменьшилось количество детей с высоким уровнем психического развития, повысилась степень тревожности и агрессивность.» [4; 3]

        Такая негативная ситуация наблюдается и в нашем детском саду. Она заставляет воспитателя задуматься и искать всевозможные формы и методы работы по оздоровлению, физическому укреплению детей.Одним из действенным методом обучения и развития является игра. А дошкольный возраст — это возраст игр. Через игру ребёнок обучается, развивается и укрепляется в физическом, психическом и умственном плане. Для развития двигательных навыков просто необходимы подвижные игры, которые удовлетворяют потребность ребёнка в движениях, регулируют психическую и физическую нагрузку, и одновременно с этим, закрепляют уже усвоенный материал. Пожвижные игры благотворно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.Вот поэтому я и взяла такую тему: «Развитие двигательных навыков детей раннего возраста в подвижных играх». Ведь, их хорошее развитие повышает уровень здоровья ребёнка.

Теория. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

        Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — это задача  каждого дошкольного учреждения. В связи с этим в детском саду выделены 2 основных компонента двигательной деятельности — самостоятельная и организованная.

 В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. Они наиболее полно реализуют свойственную детям высокую потребность в движениях. Разнообразие последних, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для ребёнка. Важно показать воспитанникам возможности использования физкультурного оборудования в играх с куклами. Пусть дети «учат своих кукол» заниматься физкультурой — ходить по доске, залезать на кубик и т.д. Отдельные действия с игрушкой воспитатель показывает в играх-занятиях со всей группой в качестве образца, другие — индивидуально. Так же дети любят бегать. Задача воспитателя следить, чтобы бег не был продолжительным, это ведёт к перевозбуждению нервной системы. Необходимо переключить внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой. Можно внести какой -то сюжет и вот бесцельная беготня обретает сюжетную направленность. Что вызывает необходимость регулирования движения. Этому способствует  внесение различных атрибутов в виде автобуса, самолёта, руля, крыльев, масок с изображением зверей, птиц. В таких играх дети берут на себя сразу два образа, например самолёта и лётчика, автобуса и водителя и т.д.

 Второй компонент двигательной активности — организационный. Он реализуется в проведении утренней гимнастики и физкультурных занятиях. Утренняя гимнастика проводится ежедневно, её продолжительность 4-5 минут. А физкультурное занятие два раза в неделю по 15-20 минут. Одно проводится  в первой половине дня через полчаса после завтрака, другое — после сна перед полдником. Оснавная задача этого компонента — формирование и развитие двигательных качеств у детей раннего возраста. Поэтому большое внимание уделяется обучению основным видам движений:    

  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • ползанье и лазанье;
  • бросание, ловля, катание предметов;
  • упражнения в равновесии.

 Рассмотрим эти основные виды движения у ребёнка в раннем возрасте подробнее.

        Ходьба. 

  Она необходима для развития ориентировки в пространстве, быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал(идут направо, по сигналу поворачивают и идут налево...). Но у детей третьего года жизни ходьба ещё не вполне освоена. Движения рук иногда отсутвствуют или бывают не согласованными с движениями ног. Стопы развёрнуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как ногу ставят на всю ступню,  мышцы ног слабые, туловище наклонено вперёд, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе, голова опущена.

        Бег.

  Бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно - сосудистой систем, ускоряет дыхание. У детей этого возраста бег является основным видом передвижения. Но, несмотря на это, наблюдается мелкий, семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечётко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Только к трём годам бег становится легче, появляется полётность.

        Прыжки.

  Наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений. После них активизируется серцебиение, дыхание. Малыши этого возраста очень любят прыгать. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями. Величина прыжка в длину 24 см. Сила взмаха рук незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка в длину.

Ползанье и лазанье.

   Ползанье уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением. Дети третьего года жизни ползают быстро, уверенно и с удовольствием. Большенство делают это правильно. На четвереньках, опираясь на колени и ладони. Но некоторые выносят одновременно обе руки и, опираясь на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. Многие наклоняют голову. Этой возрастной группе доступна ходьба на четвереньках, при которой смотреть вперёд не нужно.

  Упражнения в лазанье выполнять им довольно сложно, так как движение требует координации согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребёнка развиты ещё очень слабо. Чаще всего используют приставной шаг. Не смотрят на ноги, не согласовывают движения рук и ног, опускают одновременно обе руки и т.п.

        Бросание, ловля, катание.

    Метание детьми этого возраста освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них большая. Упражнения в метании ценны для общего развития ребёнка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. Наболее лёгким видом движения, по сравнению с другими, является метание на дальность. Особых затруднений при этом не испытывают. При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Метать в цель ещё труднее. Поэтому ребёнок подходит к цели близко и кладёт в неё предмет. Словить мяч, брошенный другим, ребёнок не может. Так как надо расчитать силу броска, направление и т.д. Может поймать мяч только после точного броска взрослого, когда предмет падает ему в руки. Катать предметы у ребёнка получается неплохо.

        Упражнения в равновесии.

   Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. Упражнения в равновесии способствуют развитию внимания, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов. Каждый день малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, - залезают на стул, диван, встают на куб, доску, скамейку и т.п. Но при выполнении заданий наблюдается неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях. При ходьбе по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазобедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на полу, смотрят под ноги, а иногда и падают.

 Подвижные игры.

 В работе с детьми третьего года жизни широко используются подвижные игры., так как они уже могут соблюдать простые правила. Характерной особенностью этих игр для раннего возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях. Подвижные игры содержат все основные виды движения. Но, кроме физического развития, игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивают навык начинать и заканчивать действия по сигналу. Подвижные игры проводяться с малышом ежедневно: в перерывах между занятиями, на утренней прогулке, через полчаса после полдника, на вечерней прогулке. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. Детей необходимо предварительно ознакомить с предметами и движениями, которые будут использоваться в игре. Надо дать им возможность рассмотреть игрушки, пособия, поиграть с ними, чтобы не отвлекать внимание детей. Объяснение игр должно быть коротким образным рассказом, которое часто совпадает с началом развёртывания самой игры. Понятный сюжет, интересное сочетание ходьбы, бега, ползанья, поскоков создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, увлекает малышей и движения их становятся ловкими. Не даром Е.А.Аркин указывал, что: «...игра, как никакая другая деятельность, способна организовывать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма». И в результате у малыша появляется желание учавствовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Цель проекта — повысить уровень развития двигательных навыков у    

                                         детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  1. Обучать основным движениям:
  • учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног;
  • менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога;
  • учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
  • учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;  
  1. Содействовать формированию правильной осанки и стопы;
  2. Укреплять и сохранять здоровье детей, предупреждать утомление;
  3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

Объект исследования -  подвижные игры.

Предмет исследования — двигательные навыки детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Развитие перцептивных навыков у детей раннего возраста.

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное его взаимодействие с окружающей средой, которое формирует систему восприятия. Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познан...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Педагогический проект "Игры и игровые упражнения по физической культуре, как средство развитие двигательной деятельности у детей раннего возраста.

Педагогический проект долгосрочный, расчитан на детей раннего возраста ( 2-3 года),  В приложении представлен методический материал....

Статья на тему: Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста.

Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными помогают движения. Развивать их с раннего детства очень важно....

Игра как ведущая деятельность развития двигательной культуры у детей раннего возраста.

Игра как ведущая деятельность развития двигательной культуры у детей раннего возраста....