Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2022-2023 уч.год
материал

Миннебаева Зульфия Асхатовна

Тема по самообразованию: "Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку".

Цель:Создание условий для успешного обучения детей татарскому языку через музыкальную деятельность,художественное творчество и ознакомление художественной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Отчет о проделанной работе по теме самообразования «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку»

за 2022-2023 учебный год

                                   Подготовила:

                                                       воспитатель по обучению

татарскому языку  Миннебаева З.А.

Высокая Гора, 2023 год

Индивидуальная тема моего плана по самообразованию: «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку»

        Целью моей работы является – создание  условий для успешного обучения детей татарскому языку, через музыкальную деятельность, художественное творчество и ознакомление с художественной литературой.

        Актуальность 

Мир, который нас окружает многоязычен. Знать только один язык уже недостаточно.

Чем раньше мы начинаем учить языки, тем больше успеем выучить. Если приучиться с детства говорить на разных языках, легче удастся овладевать новыми языками.

Раннее начало обучения второму языку положительно влияет на развитие коммуникативных, музыкальных и познавательных способностей, умение мыслить логически. Дети, вырастающие в среде, где представлено много языков и много культур, чувствуют себя легко в общении с разными людьми. Они терпимо относятся к людям, отличающимся от них внешне, по речи, по поведению. Толерантность и воспитание в духе мира – неотъемлемые части педагогического процесса.

Обучение дошкольников татарскому языку становится особенно актуальной проблемой в Республике Татарстан в связи с принятием «Закона о двуязычии» и целенаправленной, углублённой подготовкой детей к школе. Согласно Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками.

Некоторые родители боятся, что два языка – слишком большая нагрузка на ребенка. Однако исследования ученых показывают, что это не так. Так как это можно делать весело: в игре, со стихами, песнями, театрализациями.

В нашем учреждении русскоязычные дети со средней группы начинают изучать второй язык – татарский. Обучение второму языку проводится с использованием УМК - учебно-методических комплектов.

Язык и то, что через него усваивается, чрезвычайно важны для любого человека. Родители, бабушки и дедушки, должны вместе с воспитателями помогать детям осваивать новый язык, создавая искусственную языковую среду вокруг ребёнка. Делать это непринуждённо, используя игровые приёмы, включая любимые виды деятельности детей, такие, как музыкальная, художественная.

Основными задачами является:

1.Повысить собственный уровень знаний, педагогическую компетентность (глубже изучить методическую литературу, разработать консультации для педагогов и родителей, выступить на семинарах - практикумах) создать методическую базу (пополнить методическую копилку, разработать тематическое планирование по возрастам, разработать конспекты занятий, проекты) включая в работу разные виды деятельности.

2.Развивать языковых способностей обучения татарскому языку в процессе взаимодействия на основе музыкальной деятельности, художествен ное творчество и ознакомление с художественной литературы.

Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь. Воспитывать чуткое отношение к изучению татарского языка.

Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования:

1.Теоритеческий этап.

При изучении темы по обогащению словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники:

1. Зарипова З.М. «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» с детьми

( 4-7 лет).

2.Хәзрәтова Ф.В.«Туган телдә сөйләшәбез» с детьми (2-7лет).

2. Ибрагимова З.Г. “Әйлән бәйлән”.

3. Низамиева А.Т. “500 сүз .Сүзләр дөньясы.”

2.Практический этап.

-Изучение опыта педагогов.

-Создание предметно-развивающей средыв группах и  в кабинете татарского языка .

-Использование методики на занятиях ,в свободной деятельности,в игре,в индивидуальной работе с детьми.

-Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

-Работа с родителями:консультации,собрания,мероприятия и т.д.

-Выставки и конкурсы детских и совместных работ.

Работа с детьми. 

        Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. Вопросы, связанные с обучением татарскому языку детей дошкольного возраста, являются достаточно спорными. С одной стороны - раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения вторым языком. С другой стороны - у детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка, поскольку является недостаточно мотивированным .

        В начале учебного года подготовила комплекты с наглядно-демонстрационным и раздаточным материалом для каждой возрастной группы по проектам. Ламинировала пособия по темам. Подготовила картотеку музыкальных и словесных игр для занятий по татарскому языку по проекту «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» З.М.Зарипова, Р.Г.Кидрячева.

Большую помощь в работе по обучению детей по татарскому языку оказывают книги: это сказки, рассказы, загадки. Детям нравятся рассказы, стихи, сказки в которых идёт интересный разговор о народах Поволжья, о национальных костюмах и украшениях татарского народа, о татарской народной кухне, о животных, о природе родного края, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматривали энциклопедии и смотрели познавательные мультфильмы и презентации, после просмотра обсуждали, пересказывали сюжет.

        Подготовила  альбомы для работы с детьми «Народы Поволжья»- «Идел буе халыклары».А также подготовила альбомы по сказкам Г.Тукая.

В течение учебного года с детьми разучивали стихи и слова песен к празднику “Осень золотая”,“День матери”,“Новый год”,“8 марта”, “Сказки Тукая”, “Выпускной бал”. Провела системную работу с детьми по ознакомлению с биографией и творчеством великих татарских писателей (А.Алиша, М.Джалиля, Г.Тукая).А также провела совместно с музыкальными руководителями развлечения  с детьми по произведениям М.Джалиля и  Г.Тукая .Работала над проектами “Муса Джалиль-в наших сердцах” с детьми подготовительной группы, “Г.Тукай иҗаты” с детьми младшей группы. Мною были составлены конспекты занятий по обогащению словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку и сценария праздников и развлечений с детьми на татарском языке.

Проводила с детьми с 4-7 лет диагностику в начале и в конце учебного года по проектам «Минем өем», «Уйный - уйный үсәбез» ,«Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»). Автор :Зарипова З.М. «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» с детьми ( 4-7 лет).

Работа с родителями.

В начале учебного года провела анкетирование среди родителей на тему:  «Организация обучения татарскому языку в детском саду с использованием учебно-методического комплекта (УМК)».А также провела  консультации на тему : «Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку»  по учебно-методическому комплекту (УМК) ,в возрасте 4-7 лет по проектам, “Официальный  сайт Министерства образования и науки РТ http://mon.tatarstan.ru/».

        В родительских уголках обновила папки- передвижки по темам:

«Гаиләбездә татар теле», «Традиции и народные праздники», «Учимся играя» старшая группа. Мною были подготовлены выставки детских рисунков по произведениям М.Джалиля и Г.Тукая. А также выставки с книгами писателей и поэтов.

Работа с педагогами:

        Подготовила материал и провела консультацию для педагогов на тему: «Эффективные формы и методы обучения детей языкам». Подготовила выступление на педагогическом совете №2 «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» на тему: «Использование УМК при проведении игр в ДОУ». Показала открытое занятия с детьми старшей группы по проекту «Уйный-уйный үсәбез» для молодых педагогов. Подобрали  репертуар песен на татарском языке к праздникам с музыкальными руководителями и воспитателями возрастных групп.

        Результаты деятельности были тщательно проанализированы сделаны выводыо том,что в целом работапроводилась целенаправленно и эффективно.

        С учётом проблем и успехов намечены следующие задачи на 2023-2024 учебный год.

Задачи: Создание системы коррекционных занятий и индивидуальной работы для дошкольников с использованием приёмов и методов коммуникативных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2014-2015 г. в старшей группе «Дюймовочка» воспитатель: Тарасенко С.П.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»....

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему "Нетрадиционные способы рисования в младшей группе"

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему "Нетрадиционные способы рисования в младшей группе"Перед тем ,как приступить к процессу ознакомления и  обучения   детей мл. группы...

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Отчет о проделанной работе по самообразованию

Отчет по самообразованию воспитателяМагомедовой Эльвиры Мурадхановныза 2022 -2023 учебный год      Я, Магомедова Эльвира Мурадхановна, работаю в младенческой группе с дет...

Отчет о проделанной работе. 2 младшая группа. 2022-2023 год.

Списочный состав 2 младшей группы «А» «Солнышко» на начало учебного года составлял 15 детей, на конец учебного года 18 детей: 9 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей от 3 до 4 л...