Проект "Как у нас на Руси"
проект (старшая группа)

Калугина Лидия Валентиновна

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию, самореализовывать  себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Это и   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, и устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  и народные игры, в которые дети очень любят играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Как у нас на Руси"23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Как у нас на Руси»

  1. Информационная карта проекта

Актуальность и значимость проекта.
           В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, рвутся нити связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Ценность народного искусства определяется   тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию, самореализовывать  себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Это и   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, и устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  и народные игры, в которые дети очень любят играть.

Тип проекта: образовательный долгосрочный

Срок реализации проекта: 01.09.2021- 20.05.2022

Участники:

  1. Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет ГБДОУ ЦРР детский сад №48
  2. Родители воспитанников старшей группы № 2 «Радуга»
  3. Педагоги ГБДОУ №48 (воспитатели старшей группы , музыкальный руководитель, хореограф)

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи:

1.Для воспитанников

Образовательные: : Расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.

Развивающие: обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность; приобщение детей к народным играм. . Активизировать речь, расширять словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре. Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

2.Для педагогов

Повысить профессиональную компетентность

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и образовательных задач через освоение детьми образовательных областей;

Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей

3.Для родителей

Повысить уровень вовлечённости родителей в образовательный процесс

Повысить уровень родительской компетентности. Укрепление единого взгляда детского сада и семьи на сущность данной проблемы.

Интеграция 5 образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Методы и приемы работы: Заучивание потешек, прибауток, закличек, танцев, хороводных игр, частушек. Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и совместной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов народных сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы, разъяснения.


 Формы образовательной работы с детьми: Организованные занятия. Совместная деятельность. Праздники и развлечения. Наблюдения в быту и природе. Организация конкурсов рисунков и поделок Просмотр видеофильмов, слушание музыки. Совместные выезды с родителями и детьми в музеи и театры. Мастер-классы с детьми и родителями.

Создание атмосферы национального быта.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Аннотация проекта «…Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Д.С.Лихачёв

Гипотеза проекта: Систематическое приобщение дошкольников к истокам русской культуры в детском саду, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников . Предполагаемый результат проекта: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Формирование чувств национального достоинства. Широкое использование всех видов фольклора. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Планируемый образовательный результат:

 1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2.Формирование чувств национального достоинства.

3.Расширение кругозора детей.

4. Широкое использование всех видов фольклора.

5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Этапы проекта:

I этап – Подготовительный: разработка плана мероприятий, оценка и объединение методических и других ресурсов педагогами, согласование  с руководством, выявление представлений детей о русской народной культуре. Подбор литературы. Изготовление картотек песенок, потешек, русско-народных игр.

II этап- Этап реализации: включение проекта в совместную образовательную деятельность. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала. Разучивание с детьми игр-забав, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации. Театрализация русско-народных сказок. Знакомство детей с предметами русско-народного промысла , русско-народными костюмами, предметами быта. Организация совместных выездов с родителями в музеи, театры, на ферму. Организация мастер-классов совместно с родителями и детьми. Знакомство с основными русско-народными праздниками. Организация осеннего и весеннего  праздника в русско-народном стиле.

III этап- Итоговый: подведение итогов, оформление проекта в электронном виде, возможная публикация на сайте ГБДОУ ЦРР детского сада № 48..

  1. Календарный план реализации проекта

Содержание и форма деятельности

Организация

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап (01.09.2021 -17.09.2021)

1

Разработка плана мероприятий

«Мозговой штурм»

Воспитатели, специалисты

01.09.2021-02.09.2021

2

Информирование и согласование с руководством

Беседа

Старший воспитатель,  

03.09.2021-06.09.2021

3

Объединение ресурсов воспитателей старшей группы №2 и специалистов , включая подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара

Воспитатели, старший воспитатель

Муз.руководитель

Хореограф

06.09.2021-10.09.2021

4

Создание развивающей образовательной среды в группе, включая предметно-пространственную

Воспитатели

06.09.2021-17.09.2021

5

Информирование родителей воспитанников о проекте

Беседа

Воспитатели

08.09.2021-10.09.2021

6

Выявление представлений детей о русско-народной культуре

Наблюдение, беседы

Воспитатели

06.09.2021-17.09.2021

Этап реализации (18.09.2021-29.04.2022)

7

Чтение литературных произведений (сказки,  загадки, потешки, песенки, заклички, приметы)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Воспитатели

Весь период

8

Беседы по содержанию прочитанных произведений

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Весь период

9

Мультипликационные экранизации известных  русско-народных сказок

Семейный просмотр дома

Родители воспитанников

Весь период

10

Прослушивание аудио постановок русско-народных сказок

Семейное прослушивание дома

Родители воспитанников

Весь период

11

Театрализация русско-народных сказок

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Воспитатели

Октябрь - март

12

Разучивание русско-народных танцев, хороводов, песен, закличек.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Воспитатели

Весь период

13

Апплицирование, лепка, рисование. Народные игрушки. Роспись предметов народного промысла. Изготовление народных кукол .

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность в течение дня

Воспитатели

Весь период

14

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, подвижные и хороводные игры, настольно-печатные игры, дидактические игры)

Самостоятельная и совместная со взрослым деятельность в режимных моментах

Воспитатели, специалисты

Весь период

15

Посещение Музея Кукол. Экскурсия «История русско- народной игрушки»

Совместный выезд с семьями воспитанников

Воспитатели, воспитанники,родители

Октябрь 2021 год

16

Праздник «Осенняя ярмарка»

Праздничное мероприятие.

Воспитатели

Специалисты

Октябрь 2021-

17

«Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Круглый стол с родителями воспитанников

Воспитатели

Сентябрь 2021 год

18

«О традициях русской народной культуры»,

Консультация для родителей

Воспитатели родители воспитанников

Ноябрь 2021 год

19

Посещение «Русской деревни Шуваловка»

Совместный выезд

Воспитатели родители воспитанников

Ноябрь 2021 год

20

Народная новогодняя игрушка на елку

Мастер-класс

Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники

Декабрь 2021 год

21

Посещение театра с постановкой русско-народной сказки

Совместный выезд

Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники

Декабрь 2021 год

22

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Консультация для родителей

Воспитатели родители воспитанников

Декабрь 2021 год

23

Каледование на Руси

Досуговое мероприятие

Воспитатели, специалисты

Январь 2022 год

24

Народные гулянья. «Масленица»

Досуговое мероприятие

Воспитатели, специалисты

Февраль 2022 год

25

Роспись яйца к Пасхе

Мастер-класс

Воспитатели

Март-апрель 2022 год

Итоговый этап (11.07.2017 – 14.07.2017)

19

Оформление проекта

В электронном виде

Воспитатели

Весь период

20

Презентация проекта

Возможная публикация на сайте ДОУ

Воспитатели

12.07.2017-14.07.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...