Проект "Птицы - наши пернатые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чернявская Элина Хамитовна

Данный проект реализован в группе среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-nashi_pernatye_druzya.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Птицы — наши пернатые друзья»

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность:

Тема проекта «Птицы – наши пернатые друзья» выбрана не случайно. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической.

        Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, но именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, правильно вести себя при встрече с птицами, не обижать, а заботиться о них. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель проекта: формирование у детей элементов экологической культуры на материале темы «Птицы», экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы – птицам.

Задачи проекта:

1. расширить у детей элементарные представления о зимующих и перелетных птицах;

2. расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;

3. формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

4. воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

5. развивать коммуникативно-речевые возможности детей на материале темы;

6. укреплять детско-родительские отношения путём совместного участия в проекте;

7. пополнить предметно-развивающую среду группы по теме проекта.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.  

Ожидаемые результаты:
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам;
- желание заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
- родители (законные представители), активно участвующие в проекте, способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (организационный):

- изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по теме;

- выявление уровня знаний детей о птицах;

- определение проблемы, цели проекта и задач для реализации поставленной цели;

- составление плана работы;

- подборка детской художественной литературы;

- разработка циклов занятий;

- подбор материалов и атрибутов для игровой деятельности;

- информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в нем;

-  создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

II этап – основной:  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие:

- Занятие по познавательному развитию «Наши пернатые друзья», «Зимующие и перелетные птицы».

- Познавательные беседы: «Птицы нашей местности», «Птичье меню» (чем можно кормить птиц, а чем нельзя).

- Просмотр презентации «Птицы зимой».

- Дидактические игры: Д/и «Какие птицы зимуют у нас?», «Найди перелётных птиц», «Чем питаются птицы», «Посчитай птиц», «Какие птицы домашние, какие дикие, соедини линией», «Четвертый лишний», «Какая птичка улетела из домика?», «Собери и покорми», «Четвёртый лишний», «Какой птички не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Летает, плавает, бежит», «Чей клюв?».

- Настольно-печатные игры: Лото «Птицы», разрезные картинки, «Найди 5 отличий», «Узнай и назови двух одинаковых птиц».

- Пазлы «Собери птицу»; плакат «Птицы».

- Наблюдения за птицами «А у нас на кормушке»: на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.

- Опыты с перьями птиц (познавательно-исследовательская деятельность).

- Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы».

 Речевое развитие:

- Рассказы В. Бианки «Подкидыш», «Дятел и малиновка»; сказки «Две вороны», «Кукушонок», «Сова». Рассказы Г. Скребицкого «Сорока», «Скворушка»; М.М. Пришвина «Лесной доктор», «Птицы под снегом», «Этажи леса», «Ребята и утята», Н. Сладкова «Вежливая галка», Л. Воронкова «Лебеди и гуси».

- Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц».

- Рассказывание по картине «Птичья столовая».

- Беседа о зимующих и перелетных птицах.

- Разгадывание загадок о птицах.

- Беседа по иллюстрациям с изображением птиц.

- Мнемотаблица «Расскажи о птице».

Социально-коммуникативное развитие:

- Цикл наблюдений за птицами на участке детского сада в зимний период времени.

- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес».

- Экскурсия в библиотеку МБОУ НШ «Прогимназия». Тематический обзор книг по теме «Крылатые герои книг» из фонда библиотеки.

 

 Художественно-эстетическое развитие:

- Аппликация «Синичка на веточке».

- Лепка «Птичья столовая», «Снегирь», «Мисочка с зёрнышками».

- Рисование «Скворечник», «Скворушка».

- Разучивание песен о птицах.

- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.

  Физическое развитие:

Разучивание подвижных игр: «Филин и пташки», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» и др.

- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».

- Участие в акции «Покормим птиц». Изготовление кормушек.

Заключительный этап (итоговый)

- Коллективное творчество: «Птица из осенних листьев», «Птицы у кормушки».

- Совместное изготовление книжек-малышек «Зимующие птицы нашего края».

- Итоговое мероприятие: Экологический праздник «Земля - наш общий дом».

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Презентация проекта педагогам МБОУ НШ «Прогимназия».
  • Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения.

В ходе реализации проектной деятельности:

У детей проявился познавательный интерес к объектам живой природы. Знания детей о птицах расширились; научились отличать перелётных птиц от зимующих.

Ребята проявляли заботливое отношение к птицам (каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

Работа над проектом показала, что воспитание экологически грамотного человека совместными усилиями педагога и родителей – результативно, актуально и необходимо, поскольку обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников, внося в этот процесс положительную эмоциональную составляющую. Работу в данном направлении целесообразно продолжать, ориентируясь на сотрудничество с семьями воспитанников.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., 2009. 
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.
  5. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.
  7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  8. Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

презентация "Наши пернатые друзья".

презентация подготовлена к непосредственно образовательной деятельности  "Наши пернатые друзья"...

Занятие по теме "Наши пернатые друзья"

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду....