«Проектная деятельность и родители»
консультация (средняя группа)

Сальникова Татьяна Леонидовна

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Проектная деятельность и родители»

                                                     

В соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

Внедрение метода  проектов в  практику  педагогической  работы,  реализация  содержания  образовательной  программы  посредством  проектной  деятельности  предусмотрена федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования. В частности  поддержка  детской  инициативы  и  самостоятельности  в  разных  видах  деятельности. 

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

           Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.  

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов –  это  использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствующей  повышению самооценки ребёнка, позволяющий ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У воспитанников  развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей. Проектная деятельность - это совместная деятельность взрослых ( педагог, родитель) и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.

Как сказал В.А. Сухомлинский: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.

                 

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

       Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

  • Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
  • Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

                  Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск  художественной литературы).
  • Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

          Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

       Успешным  в  школе, скорее  всего  будет  тот  ребенок,  который  хорошо  адаптирован  в  социальном  плане – умеет  устанавливать  контакты  со  взрослыми  и  сверстниками,  не стесняется  задать  вопрос,  умеет организовать  свое  время,  связно  высказывать  мысли,  работать  с книгой и  другими  источниками  информации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".

Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....

Проектная деятельность с родителями

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельнос...

Консультация для педагогов «Особенности организации проектной деятельности с родителями. Критерии взаимодействия ДОУ с семьёй».

Проектная деятельность с участием родителей на сегодняшний момент является интересной, хорошо себя зарекомендовавшей и часто используемой   формой  общения с семьёй. В чём состоит её привлек...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность с родителями в детском саду»

Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему умственного развития детей – проектная деятельность, помогает дошкольнику развивать познавательные...

Совместная проектная деятельность с родителями подготовительной к школе группы по легоконструированию.

Проект предназначен для организации сотрудничества родителей и ДОУ по вопросу использования технологий легоконструирования и образовательной робототехники для всестороннего развития дошкольников....

Консультация для педагогов "Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду."

Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно вза...