Самообразование
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Горный ДС»
План по самообразованию педагога
«Воспитание ценностного отношения к труду и организация коллективной трудовой деятельности у детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Подоличенко О.О |
2023-2024 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание условий для организации коллективной трудовой деятельности и ценностного отношения к труду среднего дошкольного возраста, учитывая возрастные особенности каждого ребенка.
Задачи:
Работа с детьми.
- Формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему. Воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.
- Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.
- Формирование навыков организации своей и общей работы.
- Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе коллективного труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Работа педагога (воспитателя).
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по данному направлению.
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при организации коллективной трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста,
- Включить коллективную трудовую деятельность в воспитательно- образовательный процесс группы.
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
- Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике.
Работа с родителями.
- Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
- Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения РППС группы по теме самообразования, повышения компетенции родителей в вопросах организации коллективной трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста,
- Привлечь родителей к коллективной трудовой деятельности совместно с детьми.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной трудовой деятельности.
Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в коллективной трудовой деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща.
Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.
Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.
Коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Формы работы с детьми:
- поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
- коллективные задания;
- игры (дидактические, речевые).
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:
Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.
В организации коллективного труда детей выделяются четыре последовательных этапа: оборудование рабочего места; распределение работы между участниками; выполнение детьми разных заданий; обсуждение результатов трудовой деятельности.
В средней группе с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.
Формы работы с родителями:
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- консультации
Планируемый результат:
- желание участвовать в организованном труде коллектива сверстников, желание соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
- формирование начальных трудовых навыков и умений у детей в процессе труда, развитие умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
- формирование умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
- формирование убеждения в общественной значимости и необходимости бытового труда.
- доброжелательные взаимоотношения детей в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Подготовка к работе над темой по самообразованию |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.
| Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы | Сроки | Мероприятия |
1.Изучение методической литературы | В течение года |
|
Методика руководства коллективным трудом детей Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи: руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности; формирует положительные взаимоотношения между детьми. В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:
Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства. Распределение работы между участниками При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев). Воспитатель может сам сделать всё необходимое: распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно; так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой; продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т.д.); учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр. Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо. Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности. Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности. Последовательность действий при распределении труда между звеньями. 1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляется им как важная, нужная. 2. Воспитатель следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех. 3. Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать. Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры. Процесс выполнения задания. Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать». Задача воспитателя – представить дело, которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат. Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детей в процессе коллективной трудовой деятельности: 1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам). 2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него. 3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми. Обсуждение результатов коллективной трудовой деятельности По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Всё обсуждение занимает не более 8 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется | ||
2. Работа с детьми | Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, я наметила перспективный план, в котором предусмотрела такие виды коллективного труда: 1. Уборка в игровом уголке. 2. Мытье игрушек. 3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг). 4. Украшение групповой комнаты к праздникам. 5. Уборка в спальной комнате (совместный труд со взрослыми). 6. Уборка групповой площадки, веранды. 7. Посев семян овощей на огороде и семян цветов в цветнике. 8. Прополка огорода и цветника. 9. Полив растений на огороде и в цветнике. 10. Уборка участка во время листопада. 11. Уборка участка во время снегопада. 12. Подвешивание кормушек, подкормка птиц. | |
Картотека дидактических игр с детьми по трудовому воспитанию | «Кто где работает?» «Для человека какой профессии это нужно?» | |
Работа с родителями | Консультация «Учим ребенка трудиться». Консультация для родителей «Как организовать коллективный труд в домашних условиях». Рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей. Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования. Сообщение на педсовете по теме: «Организация коллективной трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...