Проект для адаптации детей к детскому саду «В детский сад с улыбкой»
проект (младшая группа)
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и «опасного», другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням.
Дети в нашей группе начать поступать 1 августа, в группу было зачислено 11 детей.
Прием детей проходил постепенно, в процессе наблюдения за детьми было выявлено что у 45 % детей есть риск тяжелой адаптации связанный с высокой тревожность, отсутствием опыта общения с незнакомыми людьми, несформированностью культурно гигиенических навыков, отсутствием режима в семье. В связи с риском тяжелой адаптации у большого процента детей, было принято решение реализовать проект для облегчения адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития воспитанников»
«В детский сад с улыбкой»
социальный среднесрочный проект
(первая младшая группа № 5, воспитатели,
родители воспитанников)
Разработали:
Демидова О.В.
Ивлиева А.И.
Железногорск 2023 г.
Участники проекта: дети в возрасте 1 - 2 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность проекта: август - октябрь 2023 года
На сроки проекта влияют следующие факторы - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенностей семейных отношений; даты поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Вид проекта: социальный
- Проблема
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и «опасного», другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням.
Дети в нашей группе начать поступать 1 августа, в группу было зачислено 11 детей.
Прием детей проходил постепенно, в процессе наблюдения за детьми было выявлено что у 45 % детей есть риск тяжелой адаптации связанный с высокой тревожность, отсутствием опыта общения с незнакомыми людьми, несформированностью культурно гигиенических навыков, отсутствием режима в семье. В связи с риском тяжелой адаптации у большого процента детей, было принято решение реализовать проект для облегчения адаптации.
- Актуальность
Актуальность выбранной темы заключена в том, что процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Адаптационный проект «В детский сад с улыбкой» для детей раннего возраста с 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.
3 Цель и задачи
Цель: создание благоприятных условий для адаптации ребенка и его родителей к условиям детского сада.
Задачи:
для дошкольников:
- преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
- развить навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка
- развитие игровых навыков, произвольного поведения
для педагогов:
- обогатить предметно пространственную среду в группе
- накопить педагогический опыт
для родителей:
- вовлечь родителей в образовательный процесс
- повысить компетентность родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду
- работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи
4 Предполагаемый результат реализации проекта
для дошкольников:
- дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами
- сформируется умение общения со взрослыми и сверстниками
- снижение заболеваемости у воспитанников
для педагогов:
- повысится уровень компетенции воспитателей в организации адаптационного процесса
для родителей:
- у родителей сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду
- появиться стремление к сотрудничеству с ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
5 Условия необходимые для реализации проекта.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.
В игровой зоне поместили игрушки:
для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.
для развития движений- мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики, сухой бассейн.
для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, карточки.
в уголке природы – различные комнатные растения.
умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие (вносятся в группу по мере необходимости).
- Этапы проекта:
Этап | Сроки | Образовательная область | Содержание образовательной деятельности | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителями | |||
Подготовительный | август 2023 | Создание банка данных о будущих воспитанниках. Изучение литературы по данной теме. Создание развивающей среды. Разработка проекта по адаптации. | Знакомство детей с воспитателем, детским садом, друг с другом. | Знакомство с воспитателем, друг с другом, детским садом. Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление, особых потребностей ребенка. | |
Основной | август – октябрь 2023 | Социально-коммуникативное развитие | Разработка род. собрания, анкет. Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности у детей. Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности воспитанников. Заполнение адаптационных листов. Оснащение развивающей среды Создание картотеки игр для облегчающих адаптацию. | Беседы «Как нужно просить что-либо?» Игровые ситуации «Новая кукла пришла в детский сад» Игры: «Где мое полотенце?» Рассматривание группового альбома «Моя семья». Игра- драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идёт» | Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями. Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». Изготовление группового альбома «Моя семья». Домашний просмотр мультфильма «Три котенка» серия «Пойдем в детский сад» |
Познавательное развитие | Развитие культурно- гигиенических навыков у воспитанников. Подбор иллюстраций, предметных картинок, книг по теме проекта. | Беседы «Почему на улице осень?» «Вместе весело шагать…» Игры «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» «Покажем Мишке атрибуты в группе», Конструктивная деятельность: «Башенка из кубиков» «дорожка для колобка» «Как мы строим кукле комнатку» Выкладывание крупной мозаики. «Постройка дорожки» | Фотовыставка «Моя любимая игрушка». Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка»; «Как приучить ребенка к горшку»; «Как научить ребенка обуваться»; «Вся правда о подгузниках». | ||
Речевое развитие | Подборка методической и художественной литературы. Создание картотеки пальчиковых игр, дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики. | Потешки: «Кто у нас хороший», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Ладушки, ладушки» «Водичка, водичка» «Петушок, петушок». Игра «Назовем картинки в любимой книжке» Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба». Знакомство со сказкой «Теремок» Чтение сборника сказок по облегчению адаптации детей В ДОУ | Чтение с детьми сказки Одри Пенн «Поцелую в ладошке», Чтение стихов А. Барто | ||
Художественно-эстетическое развитие | Пополнение предметно пространственной среды. | Лепка «Мячики из воздушного пластилина» «Делаем отпечатки различными предметами». Рисование Коллективная работа «Солнышко» рисование ладошками Коллективная работа «Падают листья» «Дождик»- рисование пальчиком
Рассказывание воспитателем сказки «Репка» Показ настольного театра «Колобок» | Помощь родителей в пополнении развивающей среды (раскраски) Прослушивание с детьми музыки и песен дома.
| ||
Физическое развитие | Создание картотеки физминуток. Создание картотеки подвижных игр, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз. | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Зайчик серенький сидит» «Мы топаем ногами» «Ходим с игрушкой» «Попади в цель» (боулинг), «Самолеты», «Поезд», «Птички летают» «Пройди мишкой, проползи мышкой» «Зайка попляши» Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» Игры в сухом бассейне | Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста». | ||
Заключительный | октябрь 2023 | Подведение итогов по адаптации детей к условиям детского сада. Фотоотчет по проделанной работе. | Развлечение «Зайка в гости к нам пришел». | Родительское собрание по итогам адаптации |
7 Литература:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» /
Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М.,
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112181-1549284579.jpg)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-252237-1560705064.jpg)
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1384898-1668342156.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1286543-1679253069.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...