Из опыта работы:Проект "Я и моя семья"
проект (средняя группа)

Симонова Евгения Олеговна
Целью данного проекта является формирование у детей таких понятий, как "Семья", " Родословная", "Семейные ценности и традиции". В ходе проекта, педагог с родителями и детьми, решают проблему сохранения семейных ценностей и возрождение семейных традиций. Данный проект основан на интеграции образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx444444.docx807.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

для детей средней группы

«Моя семья»

60cda962-afd0-4d2d-be41-a77cff1f081e.jpeg

Воспитатель: Симонова  Е.О.

Содержание

Пояснительная записка-----------------------------------------------------

Актуальность-----------------------------------------------------------------

Основание для разработки проекта--------------------------------------

Цель проекта-----------------------------------------------------------------

Задачи проекта---------------------------------------------------------------

Возраст участников----------------------------------------------------------

Тип проекта--------------------------------------------------------------------

Срок  реализации проекта---------------------------------------------------

Состав проектной группы---------------------------------------------------

Прогнозируемый результат------------------------------------------------

Формы организации проекта-----------------------------------------------

Этапы реализации проекта-------------------------------------------------

Место проведения------------------------------------------------------------

Сроки проведения   проекта -----------------------------------------------

Режим работы-----------------------------------------------------------------

План по реализации проекта-----------------------------------------------

Итоговый продукт-----------------------------------------------------------

Используемая литература--------------------------------------------------

Приложение-------------------------------------------------------------------

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро" (В. Сухомлинский)

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что  семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств социально – нравственного облика, приобщает ребенка к окружающей жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формировании его как личности.

Семья – это группа людей, объединенных родственными узами и общей судьбой. Помимо прочих функций (репродуктивной, воспитательной и т.д.),  она является тем социальным институтом, в котором каждый человек проходит первые стадии социализации. Где он усваивает общественно значимые понятия и нормы (любовь, сострадание, уважение, солидарность и привязанность). Поэтому, если между членами семьи нет согласия и доброго отношения к друг другу, то  это неизбежно складывается на личности ребенка, влияет на его будущее поведение в обществе. Значение добрых и душевных отношений в семье, любви и заботы, проявляемой близкими друг к другу, трудно переоценить.

Актуальность

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируются мировоззрения ребенка, его социально – нравственная культура, нормы поведения в обществе. воспитание детей, в семье должно строится на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Именно семья является хранителем традиций. Ознакомление детей с понятием «семья», невозможна без поддержки самой семьи. С целью изучения семьи, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья».

Проект «Моя семья» - прекрасный повод поразмыслить о роли семьи в жизни каждого человека. Поможет понять детям значимость семьи, семейных традиций; Воспитать у детей любовь и уважение к ее членам, привить чувство привязанности к семье и дому, осознать себя ее частью.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование,  проведенное среди детей показало, что  дети недостаточно знают  о своей семье, где кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек, прадедушек. А так же обозначать степень родства. В связи с этим и появилась идея создать проект «Моя семья», чтобы расширить знания детей о семье, родных и близких, вызвать интерес детей к семейным традициям и способствовать творческому развитию детско – родительских отношений, Обратить внимание родителей на изучение истории своей семьи. Повысить значимость семейного воспитания.

Проект проходил через все виды деятельности: образовательная деятельность, в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность,   занятия и взаимодействие с семьей.

Проводимые мероприятия способствовали развитию у воспитанников любознательности, творческие способности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

За время реализации  данного проекта дети обобщали и систематизировали свои знания о семье, узнали о традициях, о родословной своей семьи.

Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться в одной команде. Воспитатель – дети – родители, где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детского сада.

Мы взрослые педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

Основание для разработки проекта ( проблема): 

Недостаточно сформированные знания детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге. Дети недостаточно знают  о том, где кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек, прадедушек. А так же обозначать степень родства. Многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер. Называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Возникли сложности в вопросах о том, что вы делали с родителями в выходные дни, как проводили их? Результаты опроса помог определить цели, задачи и содержание проекта. Спрогнозировать результат.

Цель проекта: 

Сформировать представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках. Формирование первоначальных представлений  родственных отношениях в семье (сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя). Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание чувства долга перед семьей.

Задачи проекта:

  • Совершенствовать навыки работы детского сада при взаимодействии с родителями.
  • Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  • Продолжать детей знакомить с профессиями.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • Развивать любознательность и наблюдательность детей.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека  и проявлять заботу о родных людях.
  • Формировать умения детей называть свое имя, отчество, фамилию и имена отчества членов семьи.

Задачи проекта для родителей:

  • Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно – речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • Активное включение родителей в образовательный процесс.

Задачи проекта для педагога:

  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Накопить педагогический опыт.

Возраст участников: дети 4 – 5 лет.

Тип проекта: информационно – творческий, групповой, семейный.

Срок реализации: Среднесрочный 1 мес

Состав проектной группы: Воспитатель, воспитанники  средней группы, родители.

Прогнозируемый результат:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с детьми и родителями.
  • Расширение представлений детей о значимости семьи и ее ценности. Воспитание чувства гордости за свою семью.
  • Установление доверительных детско – родительских отношений.
  • Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ. Повышение педагогической культуры родителей,
  • У детей сформировался образ «Я», называют свое имя, отчество, фамилию и имена членов своей семьи. Разбираются в родственных связях. Получили знания  о профессиях своих родителей, о семейных традициях. Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом дереве своей семьи. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда.
  • Пополниться словарный запас детей.
  • Педагог будет лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции.

Способы реализации проекта:

Разработка и проведение  с детьми цикла занятий.

Критерии реализации проекта:

Отслеживание динамики развития детей, наблюдение за детьми, изучение результатов детской деятельности.

Информационное обеспечение проекта:

  • Методическая литература;
  • Художественная литература;
  • Игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Рассматривание сюжетных картинок;

Материально – техническое обеспечение в проекте:

Ноутбук, проектор, использование видео презентации

Формы организации проекта:

  • Анкетирование (опрос) детей. «Что я знаю о своей семье».
  • Анкета для родителей: «Традиции нашей семьи»
  • НОД
  • Беседы
  • Консультации для родителей: «Что такое генеалогическое древо?»; «Роль семьи в воспитании ребенка», «Что такое семья и семейные традиции?», «Взаимная забота и помощь в семье».
  • Оформление стенда: «Семейные традиции моей семьи», «Выходной день в моей семье»
  • Выставка «генеалогическое древо семьи»;
  • Выставка детских рисунков «Моя рука-моя семья»
  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – Матери», «Больница», «Магазин».
  • Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

Этапы реализации проекта:

Проект проводился в три этапа.

  1. Этап – подготовительный.( информационно – накопительный)
  • Опрос и анкетирование детей по проблеме «Что я знаю о своей семье».
  • Определение цели, задачи,  изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  •  Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление перспективного плана мероприятий.
  1. Этап - Основной (практический).
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
  • Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, ее происхождении.
  • Разработка консультаций: «Что такое генеалогическое дерево?», «Роль семьи в воспитание ребенка», «Что такое семья и семейные традиции», «Взаимная забота и помощь в семье».
  • Разработка памятки: «Памятка для бабушек по воспитанию внуков».
  • Выставка детских рисунков

  1. Этап – заключительный. (презентация продуктов проекта).
  • Обработка результатов по реализации проекта. Подведение итогов совместной – деятельности. ( фотоотчет ( о проделанной работы)
  • Открытое занятие Викторина «Моя семья»
  • Презентация творческих работ детей с родителями
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей
  • Выставка рисунков
  • Создание лет бук «Моя семья»

                                          План реализации

проекта.

Художественно – речевая деятельность (речевое, познавательное развитие):

Цель: формировать у детей понятие «семья»,  воспитывать уважение и любовь к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно, слушать, развивать речь и память.

  • Чтение сказок и заучивание стихов на тему «Семья»:

Е. Благина «Научу, я братца обуваться»,  З. Александрова «Посидим мы в тишине»; С. Городецкий «Кто это?»; А.Борто «Две сестры глядят на брата»; «Как Вовка бабушек выручил»;    Е. Пермяк «Мамина работа», «Как Маша стала большой»; В. Белов «Мамина дочка»

  • Беседы с детьми о членах семьи, традициях, праздниках, увлечениях семьи: «Что такое семья», «Выходной день в моей семье»; «Кем работают мои родители»; «Как я помогаю дома», «Обязанности членов семьи», «Когда выросту хочу быть как ….», «.Не разлучные друзья- бабушка, дедушка и я».
  • Рассматривание фотографий семей.
  • Составление  сюжетных и описательных рассказов  на основе иллюстрированного материала, предметных картинок.
  • Чтение пословиц и поговорок.
  • Отгадывание загадок.
  • Заучивание пальчиковых игр «Дружная семейка», «Наши мамы», «Семья», «Очки»
  • Дидактические игры : « Что такое хорошо, что такое плохо?», «Подбери признак»,  « Сравни кто старше, младше», «Скажи наоборот»,  «Скажи ласково», «Чей, чья, чье, чьи?» ,«Составь свою семью».

Игровая деятельность (социально -  коммуникативное развитие):

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Больница», «Магазин»,

Разыгрываются сюжеты: «В семье заболел ребенок», «Папа – хозяин в семье», «Семья ждет гостей», «Большая уборка в доме», «У бабушки в гостях», «День рождения», «На прививку», «Вызов врача на дом», «Семья приходит за продуктами».

Цель: развивать у детей самостоятельность в игре. Учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке. Воспитывать уважение к старшим, любовь к младшим. Учить коллективной игре, внимательному отношению к друг другу. Воспитываем любовь к труду.

Настольно – печатные игры:  « Семья», «Кем быть», «Кому ,что нужно для работы», «Профессии».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Словесные игры: «Кто старше?», « Кто младше?»,  «Подскажи словечко»,  «Раз, два, три, четыре, пять про кого хочу сказать».

Цель: Расширять у детей знания о ближайшем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.

Музыкально – театральная деятельность:

- Прослушивание и разучивание песен о семье

- Драматизация по сказки «Репка», «Три медведя»,  «Курочка ряба»

Цель: Учить слушать музыку , выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению к друг другу.

- Конструирование: «Гараж для папиной машины», Мебель для дома»

 Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, развивать воображение, учить сооружать постройку, определять какие нужно детали.

Художественно – Эстетическая развитие:

Цель: Развитие творческих способностей детей, учить доставлять радость другому, доводить начатое до конца.

  • Изготовление : рисование «Моя рука – моя семья», аппликация «Красивое платье для мамы», «Дорисуй портрет».
  • Просмотр мультфильмов: «Три медведя», «Гуси - лебеди», «Красная шапочка», «Волк и теленок», «Мешок яблок»,  «Барбоскины.», «Семейные ценности», «Три кота», «Цветик - семицветик», «День рожденье бабушки», «Дедушка и внучек», « Сказка старого дуба», «Простоквашено», «Мама для момонтенка».
  • Раскрашивание раскрасок по теме «Семья».

Физическое развитие:

Цель:

Физминутки: «Кто живет у нас в квартире», «Дом», «Брату в пору башмаки», «Папа», «Мама дочь свою качает»

Подвижные игры:  «Мамины помощники», « Мы веселые ребята», «Бабушка Маланья»,

Итоговый продукт:

  • Викторина «Моя семья» проведение открытого занятия НОД
  • Выставка  фотографий выходные и традиции
  • Выставка « Генеалогическое древо семьи»
  • Выставка рисунков «Моя рука - моя семья».
  • Презентация  « Что такое семья»
  • Презентация о проделанной работы
  • ЛЭП бук. «Семья»
  • Изготовление ромашки

Заключение:

Считаю, что задачи поставленные в начале проекта, мы выполнили. Достигнутые результаты позволяют сделать выводы о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, выставки, совместная деятельность детей и родителей,  мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активнее учувствовать в жизни детского сада. В совместной работе дети активно и дружно работали, тем самым развивая коммуникативные и познавательные способности , умение анализировать. Были разучены и освоены сюжетно – ролевые игры, подвижные, пальчиковые, дидактические игры, загадки, стихотворения. Активизирован словарный запас по теме: «Моя семья».

Детьми были получены знания о семьи, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско – родительского отношения. Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни.

Используемая литература:

Козлова А.В. «Работа с семьей» - М.: Т.У. Сфера, 2004 г.

Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». – М.:ТЦ Сфера, 2006 г.

Е.К. Ривина «Знакомство дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для родителей с детьми 2-7 лет» : Мозаика_ Синтез; Москва; 2008

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\InShot_20230225_185735695.jpg

Анализ результата анкетирования родителей

по теме: «Моя семья».

1.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с традициями, памятными датами своих семей?

2. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

3.Готовы ли Вы участвовать в проектах по нравственному воспитанию.

Анкетирование родителей на начало проекта.

  • Да
  • Нет

Анкетирование родителей на конец проекта.

  • Да 
  • Нет

Опрос детей:

  1. Как тебя зовут, твоя фамилия?
  2. Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек?
  3.  Назови свой адрес?
  4. Назови членов своей семьи?

 Опрос детей на начало проекта.

  • Знают
  • Не знают

Опрос детей на окончание проекта.

  • Знают
  • Не знают

Конспект  занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Моя рука – моя семья».

Цель: Обучая приемам рисования, продолжаем формировать у детей представление о семье.

Задачи: 

  • Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности.

  • Учить детей использовать карандаш, как средство выразительности в рисовании;
  • Продолжать формировать умение детей обводить предметы по контуру;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представления о семье;
  • Воспитывать уважение и любовь к членам семьи, вызвать желание нарисовать их портреты;

Материалы: белые листы А – 4, цветные карандаши,

Предварительная работа: чтение книг, заучивание стихотворений, проведение пальчиковой гимнастики о семье.

Словарная работа: семья, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, члены семьи, любовь, дружба, забота.

Ход.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте дети!

«Собрались сегодня с вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И чему, то научиться!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? (Да)

- Но прежде чем приступить к рисованию, предлагаю вам отгадать загадку, которую я для вас приготовила.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья?

Ваша дружная? (семья)

- Молодцы ребята, отгадали  мою загадку.

-Ребята, а что такое семья? (в семье живут дружно, помогают друг другу, заботятся о друг друге).

-Давайте поиграем нашими пальчиками, и вспомним, кто является членами семьи.

Пальчиковая гимнастика.

Знаю, есть у меня, дома дружная семья:

Это мама, это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед.

И у нас разлада нет!

А этот пальчик – я (загибают пальцы).

Вот и вся моя семья.

- Все пять пальчиков живут у нас вместе, как дружная семья.

Для нас они главные помощники в рисовании. Пять пальцев всегда вместе, как члены одной семьи. Внимательно посмотрите на свою ладошку.

Выполнение работы:

- Предлагаю вам, нарисовать свою семью. Сейчас каждый из вас нарисует свою ладонь. Каждый пальчик на вашем листке превратиться в маму, папу, бабушку и дедушку, сестренку или брата. Вам нужно нарисовать свою семью, с кем вы живете.  Всех кто есть в вашей семье. И не забудьте нарисовать себя.

- Сейчас я вас научу, берем левую ладошку, прикладываем плотно к листу бумаги. Пальцы широко расставить, и обводим правой рукой, левую ладошку, карандашом любого цвета.  У всех получилась ладошка?

Затем  возьмем и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ, индивидуальная работа). Можно дорисовать бабушке очки, дедушки шляпу, маме бусы……

 -Ребята, какие замечательные рисунки у вас получились.

- А что мы с вами сегодня рисовали? (семью). Правильно, ладошку – семью.  Каждый из вас постарался, красиво нарисовать свою семью. Богдан, расскажи нам, кого ты нарисовал? (Маму, папу, два брата и я) А ты Варвара? ( мама, папа, сестра, бабушка и я)

-Вам понравились ваши рисунки? Ваши работы я повешу на выставку.

                                                                                         

                                                                           Приложение

Пословицы и поговорки на тему семья:

  • Вся семья вместе и душа на месте.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Нет лучше дружка, как родная матушка.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В семье и каша гуще.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • Семья в куче – нестрашна и туча.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Семья без любви – дерево без корней.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • В семье, где помогают друг другу, беды не знают.
  • В дружной семье и в холод тепло

                           

                                                                                         Приложение

Картотека сюжетно – ролевых игр

«Дом, Семья».

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: Мама, папа, дети, бабушка, дедушка, старшая дочка, кукла – младенец.

Разыгрываются сюжеты: «Обед в семье, «В семье заболел ребенок», «Выходной день в семье», «У бабушки в гостях», «День рожденье», «Большая уборка в доме», «Семья ждет гостей», «Мама укладывает детей спать».

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда родителей нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др.

Вносить в игру элементы труда: стирка и глажка белья, уборка помещений. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного материала.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым».  Рассматривание иллюстрированный материал на тему «Труд родителей» и последующая беседа.

                                      «Дочки – матери».    

    Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровые действия: Мама заботливо кормит, одевает, укладывает спать, купает, стирает, убирает в комнате. Мама готовит обед, покупает продукты. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

«Больница».

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному.

Роли: Врач, медсестра, пациенты.

Разыгрывают сюжет: «Вызов врача на дом», «На приеме у врача», «Делаем прививку».

Игровые действия:

Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, делает назначение.

Медсестра делает уколы, дает лекарство.

Больной приходит на прием к врачу рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

                                                   «Магазин».

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимопонимание.

Роли: продавец- кассир, покупатели.

Игровые действия: Покупатели приходят в магазин, продавец предлагает товар, показывает, взвешивает. Покупатель оплачивает покупку.

Игровые ситуации: «Семья приходит за продуктами», «Покупка одежды для детей», «Подарки на день рожденье».

                                 Консультация для родителей

«Что такое генеалогическое древо и как его составить».

Каждый ребенок в определенном возрасте начинает интересоваться своими родственниками, своим родом.

Большинство педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста считают, что этот вид деятельности- важное средство нравственно - педагогического воспитания. Если Вы и ваш ребенок еще не знакомы с историей вашей семьи, то давайте же составим свое генеалогическое древо. Это будет интересно не только ему, но и вам.

Генеалогическое древо – это родословная семьи. Оно расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии.

Семейное древо (или генеалогическое древо) – схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно- символического «древа», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» - представители основной ( по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки – «листья».

Чтобы было наглядней и красивей, нарисуйте большое красочное дерево вашей семьи. Ребенку обязательно понравиться затея и он будет вашим главным помощником.

Таким образом, целью составления родословной является воспитание любви к своим родным, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Как составить генеалогическое древо?

Помощником в составлении родословной может быть фотоальбом. Формы составления могут быть разнообразными: как в форме древа, так и в форме пирамиды – здесь вам нужно проявить фантазию и приступить к работе.

Для работы вам понадобиться: ватман, цветная бумага, клей, фотографии родственников.

На ватмане нарисуйте большое дерево с разлогими ветвями.

Вырежете из бумаги зеленого цвета листочки, их нужно столько, сколько членов.

На каждом листочке приклейте фото (если имеется) или просто напишите фломастером ФИО члена семьи, и кем он приходится вашему ребенку. Теперь начинаем клеить листочки на ветки в определенном порядке. Начиная с низу. На самой нижней ветке приклеиваем листочек с данными вашего ребенка, его родных братьев и сестер.

На следующей ветке, которая выше приклеиваем листочки с именами (фото) мамы и папы. Причем, мамин листочек и листья родственников с ее стороны клеится с одной стороны дерева, а папин (и листочки его родни) с другой стороны. То есть по одну сторону дерева находиться мамы род, а с другой папы род.

На ветках «следующего» этажа дерева клеится листочки с именами родителей (фото) мамы и папы (т.е. бабушки и дедушки) и так далее. Каждое поколение занимает свой этаж.

Почеркну еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и фотографиями. Так постепенно будет оформляться летопись вашей семьи.

Ваше генеалогическое древо готово!

        Приложение

Консультация для родителей

«Семья и семейные традиции».

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой.

     Детей делают довольными и счастливыми незначительные моменты их жизни, но по – настоящему счастливыми их может сделать только счастливая семья.

    Ребенок выносит из детства различные воспоминания, которые в последствии, накладывают отпечаток на взрослую жизнь. Хорошо, если это будут добрые семейные традиции и обычаи. Благодаря этому, ребенок сможет создать свою крепкую и дружную семью.

   Придумывая свои семейные традиции, родители делают жизнь своего ребенка более насыщенной и интересной. 

    СЕМЬЯ — Это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человека, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей ценностью, на основе которых формируется ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь -  не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе.

Создание семьи — ответственный поступок, который потребует от вас много затраченного времени, сил, энергии. Но это достойное дело, ЭТО НАШЕ ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ.

Создание семьи — великий подвиг.

           Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки. 

            На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности.

          То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций.

        Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

           

       Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров.

          В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. 

          Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день, так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

– Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому.

Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и  конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство.

Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

 И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

                                                                                             Приложение

Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.

Дорогие бабушки и дедушки!

  • Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
  • Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  •  Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  • Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о работе.
  • Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте с ними сказки, гуляйте вмести с ними.
  • Показывайте им примеры смелости, уважения, отзывчивости, трудолюбия.
  • Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
  • Давайте им возможность трудить вместе с Вами.
  • Не напоминайте им, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  • Не балуйте, внуков бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

                                                               Приложение

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка».

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский.

     Традиционно главным институтом в воспитании является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении  всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка. Роль родителей в воспитание ребенка очень важна –  именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.  

     Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

      У хороших родителей вырастают хорошие дети. 

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию.

Что же является целью воспитания?


Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью.

       Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

        Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
       Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому.      Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

        Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, открытыми и ласковыми.

Приложение

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.


НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Чтение художественной литературы на тему: «Моя семья».

В. Версаев «Братишка»

Д.Габе «Моя семья» Л.Т. «Старый дед и внучек»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

С. Смоленцева- Корыстелева « В гостях у бабушки».

В. Осеева «Просто старушка»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

                                                                                                    Приложение

Рассказы на тему «Моя семья»

И. Гамазкова

«Волшебная семья»

В одной  волшебной семье жил  - был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: - Возьми – ка влажную тряпочку и протри свои сапоги – скороходы, а потом начисть их гуталином, чтобы как новенькие блестели!

А Петя: - Не хочу!

- Петя, - удивилась мама, ты почему меня не слушаешься?

- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придёт он с работы и спросит: « Что на ужин? Расстели- ка скатерть – самобранку!» - а я ему: « Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще,  теперь тебя не слушаюсь!».

- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: « Ты ковер – самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка больше не слушаюсь!».

 - Вот оно что,-  сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар – птицу не накормлю. Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

 - Ах так! – сказала бабушка. – Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку – невидимку! Никаких шапок!

     И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связанна! И ничего! И ладно! И пускай!

     И тогда Петя закричал:

   - Мама! Давай я опять тебя буду слушаться! Всегда – всегда! И Петя стал слушаться маму.

А мама – папу.

Папа – дедушку.

Дедушка – бабушку.

А бабушка – Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья.

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

В. А. Сухомлинский.

«Сердце матери».

М. Скребцова

Большая красивая береза росла в лесу с тремя маленькими дочками – тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветками Береза мать защищала дочек своих от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Березки быстро подрастали  и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: « Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу».

Не успела береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защитить своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все- таки стояла.

 Не на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда прошла гроза, ветер стих, а над унылой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошептала своим детям: « Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поврежденный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех дочек.

 С тех пор вокруг пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу, на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви.

 И теперь, когда они старые и больны, наш долг – вылечить и выходить их.                                                    Леонардо да Винчи

«Волшебное слово»

В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейки и зонтиком чертил что- то на песке.

 - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и , взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

 - С тобой что – то случилось?

 - Ну и ладно! А вам- то что? – покосился на него Павлик.

 - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем – то...

 -Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

- Убежишь?

- Убегу! Из – за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас, чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

- Не дает? Ну, из – за этого убегать не стоит.

- Не только из – за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все ровно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берет тебя брат?

- А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:        

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить надо его тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

- А какое слово?

Старик наклонился прямо к уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что –то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела и рисовала за столом. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! - с досадой подумал Павлик. – Разве такая поймет волшебное слово!...»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску….. пожалуйста…..

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руки со стола, она смущенно пробормотала:

- Ка...кую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Он взял краску, поддержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик открыл в кухню дверь. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в лицо и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка…. Пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…..

- Горяченького ….. горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она.

Павлик прыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

                                                                                            Приложение. 

Дидактические игры «Семья – это важно».

1. «Моя семья»

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии  и ответить на вопросы.

- С кем ты живешь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Ты любишь своих близких?

-Кто чем занимается в семье?

-Кто о тебе заботится?

-Как ты заботишься о других?

2. «Кто что делает?»        

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры: Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Бабушка вяжет», « Мама пришивает пуговицу» и т.д.

3. «Кто главный?»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать, кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогают иллюстрации.

4. «Клубочек волшебных слов»

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных слов», которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные слова» и наматывают в клубок нить.

5. «Скажи, о ком я говорю»

Ход игры: Воспитатель перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«любимая, заботливая, нежная – мама»

«добрая, милая, ласковая  бабушка»

«младший, смешной, непоседливый – брат»

«серьезный, сильный, смелый, трудолюбивый – папа»

«весёлая, умная,  красивая – сестра».

«добрый, серьезный, умный – дедушка».

6. Чей? Чья? чье?

Бабушка носит халат. Халат чей? ( бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи (Дедушкины).

7. «Кто кем приходиться».

Кто девочка, для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат.)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки ( внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто папа для мамы (муж)

Кто папа для бабушки (сын)

8. «Сравни кто старше, младше»

( составление сложносочинённого предложения с союзом а)

Папа – сын ( папа старше, а сын младше)

Папа – дедушка ( дедушка старше, а сын младше)

Внук - дедушка

                                                                                               Приложение

Рекомендации для родителей

По теме: « Я и моя семья»

Проверьте, знает ли Ваш ребенок:

Что такое семья (родственники, родные люди)?

Состав своей семьи?

Название ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т. д.)?

Имя и отчество мамы и папы, их профессии?

Кто он для, бабушке с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребенком упражнения для пальцев

«Семья»

Этот пальчик – дедушка ( загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке).

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья ( сцепляем и сжимаем пальцы рук)

Эти пальцы дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках)

Эти пальцы бабушки …

Эти пальцы – девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребенку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов семьи ( мама, папа, сын, дочка). Рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тетя, дядя)

Называем членов семьи ласково.

Мама – мамочка, мамуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Папа – папочка, папуля и т. д.

Используйте в речи прилагательные.

Мама ( какая?)- красивая, заботливая, хорошая.

Бабушка ( какая?) – добрая, ласковая.

Папа ( какой?) – сильный, смелый, высокий, трудолюбивый

Дедушка ( какой?) – добрый, справедливый, мудрый.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/ папа/ сестра/ бабушка и т. д.

Мама ( что делает?) – заботится, готовит, стирает, моей посуду, обнимает.

Папа ( что делает?) – работает, делает ремонт, чинит, помогает маме.

Бабушка ( что делает?) – печет пирожки, вяжет, читает сказки.

Дедушка -….., сестра - ……, брат …

Подберите картинки по лексической теме «Семья». Поиграйте игры в «лото» или «Найди картинку с изображением»  члена семьи. Это поможет ребенку быстрее найти правильный ответ и усвоит полученные знания.

Приложение

Картотека стихов о семье.

Стихи с движениями

Дети произносят слова и делают движения

«Семейная зарядка»

Бабушка и дедушка, Мама, папа, брат и я –

Вместе дружная семья!

Осенью, весною,

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьею.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты в право, в лево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Стихи о семье.

***

У меня есть семья –

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко мы поем,

 Никому не разрешу

Обижать мою семью.

Пусть всегда живет семья –

Мама, папа, брат и я.

***

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом,

 Здесь ждут тебя всегда с любовью,

 И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

 Сидят за праздничным столом,

 И вместе им совсем не скучно,

 А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

 Родители - во всем мудрей,

 Любимый папа - друг, кормилец,

 А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть ее дороже

 На этой сказочной земле

***

Мама на папу глядит, улыбается,

Папа на маму глядит, улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них настроение,

Просто они, очень любят друг друга.

От этой любви,

И легко и светло,

Мне с мамой и с папой,

Так повезло!

***

Семейное древо

 Г. Дядина

Чудесное дерево есть у меня.

 Оно мне — семья,

 И оно мне — родня.

 На дереве этом

 До старческих лет

 Гнездился мой прадед,

 А также мой дед.

 Мой папа

 На нем научился взлетать

 И смог настоящею птицею стать!

 И, как в колыбели,

 Со мной

 До утра

 На дереве этом

 Качались ветра.

 А листья трезвонили,

 Как бубенцы,

 Когда у меня

 Появились птенцы…

***

Бабушка и дедушка

Надо бабушку любить,

 Надо с дедушкой дружить.

 Только вместе всей семьёй

 Можно долго нам прожить.

С ними можно поиграть,

 Или книжку почитать,

 И от них, когда захочешь,

 Можно новое узнать.

***

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

 В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

*** 

Семья это счастье, любовь и удача

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

 Какая хорошая эта семья!

***

Воскресенье.

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

 А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

 Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Автор: Олег Бундур

***

Моя родня Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

 Все на свете ему подарю.

Автор: Я. Аким


***

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семья?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

- Нет, если есть собака,

Выходит  Во! – семья.

***

Дедушка

Дедушка очень у нас деловой:

Ходит по дому, забыл про покой.

Бабушке он помогает весь день,

Делать ему это вовсе не лень.

То постоянно очки он теряет,

То разобьет что - то он, то сломает,

 Вечно спешит, а устанет от дел,

Сядет с газетой – уже захрапел.

***

Стих о сестре

Раньше всех встает с утра

Моя младшая сестра,

Целый день она хлопочет,

А под вечер спать не хочет.

Мы ей даже пели песни –

Не идет к ней сон, хоть тресни.

Может просто дело в том,

Что шагает сон пешком?

Для сестры как старший брат,

Я рисую самокат,

Чтобы сон на самокате

Приезжал к сестренке Кате.

Приложение

Загадки на тему: «Моя семья».

         ***

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И в лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

             ***

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...       (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

             ***

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя...  (мама)    

  ***

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

            ***

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

     ***

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

              ***

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

                 ***

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

                          ***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

                ***

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

                ***

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

               ***

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (Папа)

Загадки о членах сказочных семей.

***

 Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

 Но костра горячий жар

 Превратил девчурку в пар. ( Снегурочка)

***

 Он в Италии родился,

 Он своей семьёй гордился.

 Он не просто мальчик-лук,

 Он надёжный, верный друг. (Чипполино)

***

 Хоть он стоек был и смел,

 Но в огне не уцелел.

 Младший сын столовой ложки,

 Он стоял на крепкой ножке. ( оловянный солдатик)

***

 Родилась у мамы дочка

 Из прекрасного цветочка.

 Хороша, малютка просто!

 С дюйм была малышка ростом. (Дюймовочка)

***

 Над простым моим вопросом

 Не потратишь много сил.

 Кто сынишку с длинным носом

 Из полена смастерил? (папа Карло)

***

 Что за сказка: кошка, внучка,

 Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

 Корнеплоды собирали? (репка)

***

 Стрела молодца угодила в болото,

 Ну, где же невеста? Жениться охота!

 А вот и невеста, глаза на макушке.

 Невесту зовут …( лягушка)

 ***

Дюймовочки жених слепой

 Живёт все время под землёй.( крот)

***

 Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом…

 Кем же были эти

 Маленькие дети? ( козлята)

***

Бабушка девочку очень любила.

 Шапочку красную ей подарила.

 Девочка имя забыла своё.

 А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

***

Всех важней она в загадке,

 Хоть и в погребе жила:

 Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. ( внучка)

***

 "Зеркальце, скажи, будь мило,

 Кто на свете всех белее?" -

 Как-то мачеха спросила,

 Та, что всех хитрей и злее.

 И ответило, сверкая,

 Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

 "Всех прекрасней молодая

Падчерица ..." (Белоснежка)

***

 У отца был мальчик странный,

 Необычный - деревянный.

 Но любил папаша сына -

 Шалунишку ……. (Буратино)

***

 Человек немолодой

 С преогромной бородой

 Привёл с собой за ручку

 К нам на праздник внучку.

 Отвечайте на вопрос:

 Кто же это?  ( Дед Мороз)

***

 В диких джунглях он живёт.

 Волка он отцом зовёт.

 А удав, пантера, мишка

 Дружат с этим вот мальчишкой.  (Маугли)

***

 В гости к бабушке пошла,

 Пироги ей понесла.

 Серый Волк за ней следил,

 Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

***

 

 Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло.  (Буратино)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"

Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Презентация из опыта работы . Проект "МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ"

Проектная деятельность в младшей группе. "МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ"...

Из опыта работы: проект "Я красиво говорю" (совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда"

Совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда:формирование коммуникативных отношений в процессе общения, развитие  сенсорного, слухового, зрительного воспри...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Из опыта работы. Проект, посвященный Победе в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам!»

Мы, взрослые, знаем о войне и далеком 1945 годе очень многое, а нашим детям еще предстоит об этом узнать. Что запомнят и усвоят дети о Великой Отечественной войне и Дне Победы, зависит от нас – ...

Из опыта работы: проект«Положительное эмоциональное состояние ребёнка, как фактор благоприятно влияющий на его здоровье»

Презентация педагогического опыта работы воспитателя группы раннего возраста....