Творческий проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект (средняя группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего. Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.  Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №138»

Творческий проект

«Нетрадиционные техники рисования»

Подготовила:

Акиньшина Н. А

Оренбург, 2023

Введение

Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»

Н. А. Ветлугина

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего. Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта. Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.

Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.

Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти. Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.

Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Актуальность проекта

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

Умение одухотворять живую и неживую природу

Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира

Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им

Стремление заботиться о других

Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним

Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности:

Учится быть оригинальным

Учится использовать средства выразительности

Учится давать оценку своей и чужой деятельности

Учится проявлять инициативу, самостоятельность

Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Участники проекта: дети 4-5 лет, педагоги, родители.

Тип проекта: творческий
Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: создание условий для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности

Задачи проекта:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. -Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультация «Нетрадиционные техники рисования». - Консультация «Развитие воображения рисованием».
- Игры с мамой «Рисуем штампами».
- Советы родителям «Как прочитать детский рисунок» - Выставка детских работ «Корзинка с яблоками». - Информация для родителей по итогам проекта.

Предполагаемый результат:
1. Активность и самостоятельность детей в рисовании. 2. Умение находить новые способы для художественного изображения.

3. Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности. 4. Умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.

Предварительная работа:

Рассматривали альбом «Что можно нарисовать штампами».

Подготовили по теме проекта оборудование для нетрадиционной техники рисования.

Работа дома: «Подготовить штампы из фруктов ».

Формы реализации проекта: беседы, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, чтение художественной литературы,

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

Работа с родителями:
- Консультация «Нетрадиционные техники рисования». - Консультация «Развитие воображения рисованием».
- Игры с мамой «Рисуем штампами».
- Советы родителям «Как прочитать детский рисунок»

2 этап - Практический

Работа с детьми:

МОНОТОПИЯ– эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

«Каких я видел бабочек» Ход работы: На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

ПЕЧАТКА– техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Ход работы:

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т. п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию

«Цветы для пчёлки» Ход работы: Изготовляется штамп в форме цветка. Макаем на подушечку с краской и прикладываем к листу бумаги. Составляем композицию.

КЛЯКСОГРАФИЯ – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. «Волшебная поляна»

Ход работы: Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

МЯТАЯ БУМАГА

«Цветочная поляна»

Ход работы.

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т. п.

3 этап - Заключительный

- Создание картотеки нетрадиционные техники рисования.

- Творческая мастерская «Цветочные поляны».

Предметно-развивающая среда:

- информационный стенд с консультациями для родителей - в центре «Художественно – эстетического развития» имеются: акварель, кисточки, контейнер с оборудованием для нетрадиционного рисования - в центре «Познание» имеется альбом «Что можно нарисовать штампами».

Применяя эти технологии в работе, достигнуты следующие результаты:

Работа по данному проекту даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования

Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Дети научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования и раскрывают важные стороны развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...