Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка» (Метод МПД)
статья

Фищук Марина Андреевна

Музыка   - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей,  поведение, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._muzyka_vazhneyshiy_faktor.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка»

(Метод МПД)

В  своей программе « Здравствуй» М. Л. Лазарев большую роль отводит музыке. Музыка   - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей,  поведение, память. М. Л.

Лазарев считает, что музыка обладает колоссальным  потенциалом

Оздоровления « Вместо хлорки используйте музыку», - говорит он.

Основной метод программы - метод музыкальной психорегуляции

дыхания. Изучая программу, я поняла, что алгоритм метода прост:

звук - образ - движение. Именно он помогает ребенку осознать, что

его вокально-речевая деятельность - главный  «тренажер»  здоровья и что    « центр» здоровья находится в нем самом.

Практически метод М. П. Д. Я осуществляю следующим образом:

  1. Пропеваю мелодию.
  2. Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляю с детьми дыхательную деятельность.
  3. Каждое эмоциональное состояние, возникшее в процессе данной вокальной деятельности реализую с детьми в двигательном акте.

Взяв за основу М. П. Д., я использую его на музыкальных занятиях.

Подбираю вокально-речевые номера по темам программы ( такие как « Комары», « Ветер», « Поезд», « Жуки», « Гуси», « Песок» ).

Разучиваю с детьми мотивы  здоровья ( « Свет мой зеркальце»,

« Чудо - нос», « Целебные звуки», « Веселые движения» и др.). Они

написаны в виде небольших песенок и заключают в себе все мудрые и волшебные слова каждой темы. Через эмоциональный фактор они закрепляют формирование общей мотивации здоровья,способствуют

развитию творческих , умственных  способностей детей. Расширяю

музыкальный материал детей, используя  этот метод при развитии певческой деятельности. Разучиваю песни в строго указанном алгоритме:

  1. Сначала разучиваю мелодию песни
  2. Вместе с детьми кулачками отбиваем ритмический рисунок
  3. Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляем дыхательную функцию.
  4. Под мое пение дети пантомимически показывают все, о чем поется в песне.

Музыкально-речевые номера программы, песни не только духовно воздействуют на детей, но и укрепляют их физические силы,создают жизнерадостное настроение, активизируют деятельность всего организма. В процессе исполнения этих номеров развивается дыхательный аппарат, укрепляются его голосовые связки.Дыхательные упражнения  формируют у детей « дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно  в процессе оздоровления дыхательной функции. Дыхательными упражнениями с детьми я занимаюсь через приятный, особо окрашенный вид -  пение, игру на детских музыкальных  духовых инструментах (дудочках, свистульках ). Напр., исполняя  музыкальное произведение на духовом инструменте, ребенок естественно подчиняет свое дыхание  тому размеру, который заложен в пьесе. Играет и незаметно для себя выполняет дыхательное упражнение.

Музыкальные номера программы управляют настроением ребенка;

Его охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения

Появляется стремление к самостоятельным действиям.Напр., при

исполнении « Цветных песенок» (« Желтой», « Белой», «Фиолето-

вой», « Оранжевой» ) ребенок стремится выразить свои чувства, но каждый по-своему. Кто-то превращается в солнышко, а кто-то в бабочку, кто-то в весенний цветок. Получаются прекрасные хореографические этюды и даже композиции.

Главные герои программы  -  7 игровых образов, жители страны Здоровья.

ЗДРАСИК -  главный герой программы,  юный учитель Здоровья.

Его цвет - белый. Цвет добра и здоровья.

Особенно полезны для здоровья  звуки и цвета. Поэтому каждый

Герой страны Здоровья символизирует определенный цвет.

ВИТА -  дочь Музыки. Ее цвет  - фиолетовый. Символ мечты,  пробуждения,высоких чувств. Цвет будущего.

ЯНИК  - сын Солнца. Его цвет желтый. Символ радости, веселья,

Счастья. Отвечает за эмоции.

ЙОНИК - сын Воздуха. Ему соответствует голубой цвет. Символ прохлады и свежего дыхания. Отвечает за дыхание.

ОГНИК -  сын огня. Его цвет оранжевый . Символ творчества, фантазии.Отвечает за движения.

РОСТИК - сын растений .Его цвет зеленый. Отвечает за питание.

Символ успокоения, целебный.

ОРСИК  -  сын Земли. Его цвет красный. Символ мужества, силы, отваги. Отвечает за домашний очаг.

Гидроник - сын Воды. Его цвет синий. Символ безграничных возможностей. Отвечает за закаливание.

Юные учителя здоровья частые гости не только на музыкальных,но и на других занятиях. Ведь оздоровительный эффект метода достигается путем  многократного пропевания вокально - речевых номеров ,которые широко используются в воспитательно-образовательном процессе под четким руководством всех специалистов  детского сада.

Музыку для физкультурных занятий и утренней гимнастики я тщательно продумываю с инструктором по физо. Ведь музыка на физкультурных занятиях активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детей. Она увеличивает работоспособность сердечно-сосудистой системы, мышечной, дыхательной функций организма. В то же время у детей развивается  музыкальность. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Каждое движение имеет своеобразный характер,поэтому мы подбираем для него соответствующее музыкальное сопровождение. Для поскоков мы предлагаем легкую,игривую  музыку, для взмахов   флажками - бодрую, четкую,

Для покачивания цветами, лентами - нежную, напевную, для ходьбы  - энергичную, жизнерадостную. Для физкультурных занятий я подбираю вокальные номера из учебно - методического комплекта  программы М.Л. Лазарева  « Здравствуй» для развития дыхания легочной вентиляции, увеличения аплитуды дыхательных движений,

Работоспособности сердечно-сосудистой системы: « Гуси», «Барабан», «Сила», « Прыгучесть», « Скорость». В комплекты утренней гимнастики мы включаем такие вокальные номера для оздоровления верхних дыхательных путей, как « Жуки», « Комары»,

« Самолеты». В активную гимнастику после сна для повышения эмоционального тонуса : « Почемучка», « Мое тело», « Веселые движения».

Воспитатели на занятиях по изодеятельности широко используют музыку. Музыка помогает в рисунке передать характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Чтобы передать в рисунках художественные образы из « Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, дети   перед занятием слушают  музыкальные фрагменты « Море», « Белка» Римского-Корсакова, с закрытыми глазами, представляя все в виде зрительных картин.

Затем выражают свое впечатление от музыки в рисунках. Воспитатель также может предложить детям выразить    впечатления от музыки  в  линиях, оттенках, пятнах (динамические рисунки),  

Которые передают настроение, душевное состояние, вызванное музыкальным образом, музыкальным произведением. Из комплекта М.Л. Лазарева  « Здравствуй» воспитателям предлагаю использовать   цветные песенки: « Желтая», « Белая», « Фиолетовая», « Оранжевая» и др.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим я предлагаю   воспитателям также использовать музыку. Например,рассказывая сказку воспитатель сопровождает рассказ исполнением небольших песенок,или включает грамзапись, характеризующую действия данного персоонажа. Например, рассказывая сказку « Заинькина избушка», воспитатель может сопровождать ее   пением песни « Заинька» Красева, или « Косой» из комплекта М.Л. Лазарева, « Петушок» Кожухина, « Котик» М.Л. Лазарева. Перед разучиванием стихотворения « Осень» А.С. Пушкина я предлагаю воспитателю прослушать с детьми «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского, или п. « Осень» М.Л. Лазарева. При знакомстве со стихотворением « Лошадка» Агнии Барто, полезно прослушать пьесу Потоловского « Лошадка», или « Скачут резвые лошадки» ( сб. « Волшебство природы» ) в грамзаписи, или «Игривые лошадки» из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй». Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний,музыка усиливает   восприятие красоты, вызывает у детей интерес.

Между занятиями в динамических паузах, для снятия напряжения, усталости я рекомендую такие номера, как « Лев», « Нытик»из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй».

Музыкальные игры вызывают  у детей большой интерес и могут проводиться с детьми всех возрастов в течении  дня. С маленькими детьми я рекомендую  проводить музыкальные игры с оттенком юмора, такие,как « Ладушки», « Идет коза рогатая», « Сорока-белобока» р.н.и., « Потягушеньки», « Из раскрытого  окна»,

« Вьюшки-колотушки» сб. Интоника  М.Л. Лазарева, различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, действуя за игрушку,или прячется сам. Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями воспитатель создает непринужденную обстановку, радостное  настроение.

Музыкальные игры со средними и старшими дошкольниками проводятся, чтобы снять напряжение, утомление, внести определенную разрядку, переключить внимание детей, создать приподнятое настроение, Это могут быть различные песни, попевки, хороводы, выученные на музыкальных  занятиях. Могут выполняться как с воспитателем, так и самостоятельно. Музыкальные игры чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами, по сравнению с музыкальными занятиями, где они обычно разучиваются.Именно эти элементы новизны  повышают у детей  интерес к играм, активизируют детское исполнение, создают приподнятое, радостное настроение.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют также и обучающие игры. Они развивают слух, творческие способности, помогают в увлекательной форме усваивать элементы  начальной музыкальной грамоты. Напр., воспитатель усаживает ребенка вокруг столика, на котором разложены музыкальные инструменты. Затем воспитатель вызывает детей по одному и предлагает определить  на каком инструменте они играет знакомую ребенку попевку ( «Андрей

  • воробей», « Птица и птенчики» ), или, придумывая ритмический рисунок проигрывает его на одном музыкальном инструменте, а ребенку предлагает повторить на другом. Используя магнитофон можно с детьми провести игру на различение видов танцевального жанра:   польки, вальса, плясовой. Затем воспитатель предлагает детям в движении передать характер музыки: легко   исполнить полечку; нежно, плавно - вальс; весело задорно - плясовую.  Переставляя куколку по музыкальной лесенке, дети осваивают направление движения мелодии              вверх, вниз, расположение звуков, разных по высоте. Дети одновременно обучаются и играют.

В процессе работы я поняла, что предметно-развивающая среда должна быть комфортной, обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Для этого в музыкальные уголки я внесла грамзаписи с  записями народных мелодий, танцевальных произведений, классической музыки, а также записи из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй», в исполнении автора, кассеты с записями музыки к песням М.Л.Лазарева в исполнении музыкального руководителя, кассеты песен с записями песен М.Л.Лазарева в исполнении детей. Яркие костюмы, а также элементы костюмов героев программы М.Л. Лазарева «Здравствуй» ( Вита,Здрасик, Огник, Ростик и др. )

Различные атрибуты ( цветы, ленты, султанчики ), музыкальные инструменты, шумовые самодельные инструменты, дидактические игры с игрушками и пособиями.

Психологу в психопрофилактической   работе с детьми, с целью психофизической разрядки я рекомендую  вокальные номера из программы М.Л. Лазарева - « Лев», « Ветер», « Эхо». На развитие эмоций - « Комар», « Людоед», для обучения элементам техники выразительных движений - « Змея», « Песок», « Щука», « Баю», « Кузнечик» - для приобретения навыков в саморасслаблении.

Но музыка может сопровождать ребенка не только на занятиях, а звучать фоном во время приема пищи, приготовления ко сну, на прогулке, во время утреннего пробуждения. Для этого желательно наличие магнитофона с грамзаписями.

Родителям, во время утреннего пробуждения ребенка, рекомендую использовать нежные мелодии, чтобы ребенок просыпался спокойно, не насилуя свой организм. Здесь могут звучать мелодии из серии « Нежные песни любви», « Утро»

Грига, « Ноктюрны»  Шопена, « Потягушки», « Просыпайтесь»,

« Ночь прошла» М.Л.Лазарева.Во время приема пищи для улучшения пищеварения предлагаю использовать  напевные, мелодичные песни « Коровушка», « 2 тетери» р.н.п., « Вкусная еда» М.Л. Лазарева.Для того, чтобы сон ребенка был спокойным, я предлагаю слушать колыбельные песни  « Колыбельные песни народов мира» серя « Хеппи Бебби», « Колыбельная» Моцарта,

« Колыбельная мамы», « Считалочка-усыплялочка», « Подготов-ка ко сну» М.Л. Лазарева

На прогулке рекомендую воспитателям и родителям обращать внимание на музыку живой природы; шум ветра, шелест листвы, пение птиц  - для формирования навыка слуховой культуры.

Итак, именно тесное сотрудничество всех специалистов д/сада, помогает в воспитании и обучении всесторонне развитого и здорового ребенка.А у музыкального руководителя появляется еще одна новая функция. Он делает  первый оздоровительный шаг с детьми. Оздоровление посредством музыки. Итак, музыкальный руководитель  прежде всего формирует духовную осанку, духовный каркас личности, на стержне   которого формируется здоровое  тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка

В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....

Статья на тему"Семья-основной фактор воспитания ребенка дошкольного возраста"

В данной статье ,проанализировав научную литературу по  воспитанию детей дошкольного возраста,имея возможность наблюдать за родителями и детьми,автор дает рекомендации родителям по воспитанию нра...

Статья: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленно...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Статья по теме "Музыка как эмоциональный фактор при изучении английского языка дошкольниками"

В статье раскрывается значение песенного материала на занятиях английского языка и его актуальность. Проанализированы этапы практического использования детских песен на занятии....