Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические упражнения для детей. Что это такое, как их выполнять?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Югорка»

Нейропсихологические  игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели: Ибрагимова Патимат Бейбалаевна

                      Кириллова  Эльмира Бабашевна

Покачи 2022

Слайд 1

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические упражнения для детей. Что это такое, как их выполнять?

ЧТО ЭТО ЗА УПРАЖНЕНИЯ?

Слайд 2

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм, такие как:

  • родовые травмы;
  • сниженный или повышенный мышечный тонус;
  • частые заболевания;
  • ребенок до года не ползал;
  • ходил с опорой на пальчики;
  • поздно начал говорить;
  • имеет в анамнезе ЗПР,  СДВГ или подобные диагнозы;
  • раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
  • гиперактивен (или очень медлителен);
  • быстро устает, плохо засыпает;
  • плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
  • неразборчиво пишет;
  • на письме пропускает или заменяет одни буквы другими, либо пишет их в зеркальном отражении;
  • с трудом усваивает школьный материал;
  • при чтении «глотает» окончания, додумывает слова;
  • с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
  • имеет проблемы с мелкой моторикой;
  • во время письма или рисования постоянно двигает языком или ногами;
  • не может высидеть на месте 15 минут;
  • рассеян, невнимателен;
  • не доводит начатое до конца;
  • отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
  • не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
  • подолгу просиживает за домашним заданием;
  • неловок и неуклюж.

Слайд 3

Головной мозг образован двумя полушариями, правым и левым. Каждый из них выполняет свою функцию.

 Левое полушарие отвечает за двигательные функции правой стороны тела и языковые способности. Оно контролирует речь способности к чтению и письму.

А правое полушарие за фантазию, интуицию, пространственное мышление, музыкальность, мечты, развитие когнитивных функций.

От того, насколько сильно развито межполушарное взаимодействие, зависит обучаемость ребенка, его достижения и успехи достижения во всех видах деятельности.

В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия, Нейроигры.

Слайд 4

Работа с карточками.

Цель:Связная речь и развитие памяти

Таблица «ШУЛЬТЕ»

 Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте. Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Задача ребёнка – как можно быстрее отыскать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, либо убывания.

Слайд5

Развитие мелкой моторики.
Игра со стеклянными цветными камешками и силиконовыми «пупырками».

Слайд 6

Игра «Попробуй, повтори»

Развивает память, зрительное восприятие. Помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения необходимые для подготовки руки к письму. Графический диктант развивает мелкую моторику и координацию движения руки, формирует пространственное мышление.


Слайд 7

Нейропсихологическая игра «Волшебные перчатки»

Цель: активизация взаимодействия между полушариями мозга, развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов, внимания, мышления, восприятия.

Инструкция по использованию пособия:

1 вариант:

Ребенок надевает перчатки на обе руки, держит руки на столе, тыльной стороной вниз. Педагог закрепляет на пальцах перчаток значки с разным цветом. Затем садится напротив ребенка, показывает значки с разными цветами для каждой руки. Ребенок загибает пальцы с соответствующим цветом.

2 вариант:

Педагог закрепляет на пальцах перчаток значки со стрелками в различных направлениях. Ребенок загибает палец с соответствующим направлением стрелок.

3 вариант:

Педагог закрепляет на пальцах перчаток значки с буквами. Ребенок загибает палец с соответствующей буквой.

Практическая значимость пособия:

- удобство использования, соответствие возрасту ребенка, красочность, оригинальность.

Ожидаемый результат:

-развитие мелкой моторики рук, быстрое усвоение материала, развитие познавательных процессов.

Слайд 8

Развитие крупной моторики дошкольников Нейрогимнастика

Красный круг –хлопнуть (по столу) или топнуть (по полу)

Зеленый квадрат – поднять в сторону (руки) или расставить на ширине плеч (ноги)

Синий треугольник – соединить (кисти или стопы).

Желтый прямоугольник – скрестить (кисти или стопы)

Важно правильно выполнять по инструкцию воспитателя.

Слайд 9

«Твистер» поможет компенсировать недостаток движения, разовьет координацию, внимательность, реакцию и чувство равновесия, станет незаменимым. Эта игра способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсорной координации).

Слайд 10

Кинезиологических упражнений огромное количество.

К ним так же относятся глазодвигательные, дыхательные,

артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения способствуют решению проблем с произношением.

Слайд 11

Глазодвигательная гимнастика

Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Слайд 12

«Рисование двумя руками» «Рисование нерабочей рукой»

Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы, становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях. Для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.

Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга.

Слайд 13

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим  пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к  мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение  выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками  одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).

Слайд 14

Упражнения на развитие познавательных навыков

Совершенствуют познавательную активность ребенка  (внимание, память, логику, концентрацию).

Слайд 15

Игры с мячом

Отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта  и побуждают к общению, развивает мелкую моторику, развивает кисти рук, разрабатывает мышцы. Иголочки воздействуют на нервные окончания, активизирует кровообращение.

Слайд 16

Упражнение
Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем  больше выстраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком

Лист порвать пополам. Берем по половинке в каждую руку (важно чтобы локти  ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в  кулаке. Каждая рука должна работать независимо   и   не помогая одна  другой. Когда работают пальцы обеих рук - активизируются различные участки  головного мозга.

В играх с прищепками  развиваются мелкая  моторика, творческие  способности и логическое  мышление

Слайд 17

«Прочти вверх ногами»
 Упражнение подойдёт для ребят, которые уже умеют читать. У них хорошо сформирован образ буквы и нет трудностей с заменой. Их задача – прочесть текст вверх ногами.

«Стёртые буквы»

На листочке написаны слова, но часть букв стёрлась. Нужно их дописать и прочесть слова.

Слайд 18

Какие же        процессы должны быть на хорошем уровне для  успешного обучения?
-Внимание

-Работоспособность

-Саморегуляция и контроль собственной деятельности

-Восприятие

-Речевая сфера

-Память

-Мыслительные операции

-Импульсивность

-Правильная постановка руки при письме

-Хорошая зрительно – моторная координация при чтении, списывании с доски

-Сформированность межполушарного взаимодействия

«Воображариум»

 Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы так, чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

В процессе  работы со старшими  дошкольниками  особое  внимание я уделяю  развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи использую  рассказывание детей. ...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...