Проект по самообразованию
материал

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_0.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление образования города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи»

2022 – 2023 учебный год

сроки реализации проекта

Искужина Гульфина Сагитовна        

ВВЕДЕНИЕ

Тема самообразования «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи» выбрана мною не случайно, потому что важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координацию движений руки, можно решить сразу две задачи: во- первых, повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускорить созревание речевых областей и  стимулировать развитие речи ребенка, что позволит при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работу по развитию  движения рук провожу регулярно при проведении групповых дидактических игр, в свободное время утром и после сна – по несколько минут. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Формированием мелкой моторики у детей могут заниматься и родители. Будут оформлены папки передвижки на тему: «Увлекательная тестопластика» и сборник консультаций для родителей «Пальчиковая гимнастика».

Цель: 1. повышение профессионального уровня;

2. изучение методической литературы по теме самообразования;

3. внедрение методики в практику.

Задачи:

  1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  2. подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  3. разработать перспективный план работы с детьми.

Реферативная часть.

Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет  уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему же? Всё это происходит из – за того, что родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе и дети предоставлены сами себе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, сидят за компьютером, слушают аудиозаписи и аудиокниги. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки устроены максимально удобно, одежда и обувь с липучками, кнопочками, вместо застежек, шнурков и пуговиц, пособия и книги с наклейками вместо картинок для вырезания. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук и ручных навыков в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки ( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец- большой

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе - разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Игры с прищепками.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Делать аппликации.

-Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

    К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

    Точность и ловкость движений пальцев приобретается  детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

     Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

     Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Также важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

     Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

     Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков будут свернуты бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

     Этапы разучивания игр:

1.        Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.        Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3.        Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.        Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.        Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1.        Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2.        Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3.        Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

4.        Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5.        Используйте максимально выразительную мимику.

6.        Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7.        Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

     Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Сроки выполнения

  1. Изучение научной литературы

В течении года

  1. Изучение разнообразных видов пальчиковых игр

В течение года

  1. Создание картотеки пальчиковых игр

Январь

  1. Внедрение пальчиковых игр в различных видах деятельности

В течение года

  1. Оформление папки передвижки «Увлекательная тестопластика »

Февраль

  1. Создание сборника консультаций для родителей «Пальчиковая гимнастика»

Март

Заключение

Итогом данного проекта будет развитие мелкой моторики рук у детей моей группы и оформление папки передвижки «Увлекательная тестопластика», сборника консультаций для родителей «Пальчиковая гимнастика», картотеки пальчиковых игр.

Литература

1. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2006.

2. Журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2006.

3. И. С. Погудкина. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста.

4. Е. А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Приложение

Пальчиковые гимнастики

«КАПУСТА»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

( ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья  березы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья  осины,

Листья  дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

*******

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу).

*******

Сидит белка на тележке,

(хлопки ладонями)
Продает она орешки:

(удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,

(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому

И заиньке усатому.


«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

Где ты был?

-С этим братцем-

В лес ходил.

С этим братцем-

Щи варил.

С этим братцем-

Кашу ел.

С этим братцем-

Песни пел.

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

— Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!.. (Народная потешка) Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"

    Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

проект по самообразованию ПДД

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...