проект по самообразованию ПДД
проект на тему
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 304.83 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Основными причинами дорожных нарушений является:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-ранспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
- Транспорт.
- .Улица.
- Движение транспорта и пешеходов.
- Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
- Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
- Правила поведения в транспорте.
- Велосипед, самокат.
- Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры - фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно - развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх - тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно - ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
- Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
- Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей дошкольного возраста:
1. Дидактические игры: “Законы улиц и дорог”, “Час пик”, “Транспорт”, “Дорожные знаки”, “Знаки на дорогах”, “Светофор”, “Мы идем и едем”, “Перекресток”, “Назови знак”, “Слушай-запоминай”, “Угадай, какой знак” и т.д.
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Обучающие игры по правилам дорожного движения
8. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
9. Книжки-раскраски
Месяц | Тема | Работа с детьми и родителями |
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус». Беседа на тему: «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер» Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» Дидактические игры: «Найди по действию», «Подбери колеса». Сюжетно-ролевая: «Гараж» Дидактические игры: «На чем я путешествую». Работа с родителями Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм» |
НОЯБРЬ | «Улица». Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия | Составление рассказа по картине «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Улица города». Беседа на тему: «Участники дорожного движения» Дидактические игры: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось» Чтение С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок» Строительная: «Различные виды дорог». Работа с родителями Составление фотоальбома «Наша улица» |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай | Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин» Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» Дидактические игры: «Направо — налево» «Мы выходим из трамвая» Чтение: Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино» Работа с родителями Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене | Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей». Лепка «Светофор». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала Дидактические игры: «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора» Чтение: С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор» Работа с родителями Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город» Дидактические: «Знаки на дорогах» Строительная игра: «Постройка переходов». Ситуация: «Как старушке перейти через дорогу?» Беседа на тему: «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение В. Семерин «Запрещается — разрешается» |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте». Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней | Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка». Дидактические: «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом». Строительная: «Строители пассажирских остановок». Чтение С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26». Сюжетно-ролевая игра: «В автобусе» Работа с родителями Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате | Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Я катаюсь на велосипеде» Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Дидактическая игра: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко». Беседа на тему: «Игры во дворе» Чтение И. Кончаловский «Самокат» Работа с родителями Консультация «Ребенок во дворе» |
МАЙ | «Загородная дорога». Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» | Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Рисование «Голубой вагон бежит, качается...» Дидактическая игра «Путешествие за город» Строительная игра «Магистраль» Ситуации: «Кто виноват?» Беседа на тему: «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика Чтение Б. Житков «Что я видел» |
Месяц | Тема | Работа с детьми и родителями |
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля» | Развитие речи «Классификация транспорта». Знакомство с энциклопедией «Автомобили». Конструирование «Модель самолета». Рисование «Гараж спецтранспорта». Чтение Н. Носов «Автомобиль» Беседа на тему: «Автомобиль будущего» Дидактическая игра: «Транспорт» (пазлы). Вечер загадок «Транспортные средства» Сюжетно-ролевая игра: «Автосалон Работа с родителями Консультация «Безопасность детей на дороге» |
НОЯБРЬ | «Улица». Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД | Комплексное и рисование «Моя улица». Беседа на тему: «Моя дорога в детский сад», «Куда спешит автомобиль ГИБДД» Конструирование «Городок малышей из Цветочного города». Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад». Рисование «На посту в любую погоду» Сюжетно-ролевая игра: «Пост ГИБДД» Дидактическая игра «Дороги и дорожные знаки» Чтение С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер» Работа с родителями Папка-передвижка «Дети на дороге» |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке | Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение». Аппликация «Подземный переход». Рассматривание картины «Обход транспорта». Ознакомление с окружающим «Крестообразные перекрестки» Дидактическая игры: «Повороты», «Указатели». Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки» Сюжетно-ролевая: «Служба спасения» Чтение С. Михалков «Дядя Степа — милиционер» Беседа на тему: «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы» Работа с родителями Консультация «Ребенок на перекрестке» |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре | Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?» Аппликация «Автомобили у светофора». Рисование «Внимание! Пешеход». Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала». Ситуация: «Пробка на дороге» Строительные игры: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный». Чтение Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора» |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам | Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков». Рисование «Запрещающие знаки на дороге». Дидактические игры: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог» Ситуация: «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки». Беседа на тему: «Кто такой инструктор вождения» Чтение С. Михалков «Шагая осторожно» Работа с родителями Папка-передвижка «Что сказать детям о дорожных знаках» |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте и на улице». Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий | Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...» Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки» Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине» Беседа на тему: «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?» Чтение А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога» Работа с родителями Помощь в оборудовании городка |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат, роликовые коньки». Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках | Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно». Рисование «Мальчик на роликовых коньках» Ситуация: «Мне купили ролики» Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь». Беседа на тему: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?» Чтение С. Михалков «Скверная история» Работа с родителями Папка-передвижка «Летний отдых впереди» |
МАЙ | «Железнодорожный переезд». Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума | Лепка «Шлагбаум». Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор» Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород» Чтение А. Дорохов «Шлагбаум» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-464398-1413815019.jpg)
Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/29/picture-305901-1695988176.png)
Проект по самообразованию «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Проект по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689500-1444983671.jpg)
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772696-1458834187.jpg)
Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-350867-1472133983.jpg)
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-548410-1442861688.jpg)
ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ЗНАКОМСТВО С ПОТЕШКАМИ"
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ...