самообразование
рабочая программа

Екатерина Евгеньевна Игумнова

самообразование в группе раннего возраста для воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

        2023-2024 г

Актуальность.

«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото,

что блестит огоньками в детских глазах,

звенит смехом из детских уст и уст родителей».

 Г.Х. Андерсен

     Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям. Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по данной теме;
  2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей;
  3. Расширить свои теоретические знания;
  4. Приобретать новые профессиональные навыки.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

 Этапы работы: подготовительный, основной, заключительный.

 Методы и приемы: 

Словесные: чтение сказок, пересказ, беседа, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей ,просмотр мультфильмов.

Практические: речевые игры и упражнения, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценировка, рисунок (поделка) после прочтения.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек, тематических альбомов, оформление выставок.

СЕНТЯБРЬ

1.  Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.  Мониторинг

 2. Ознакомление с русской народной сказки сказкой «Колобок». Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

3. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Колобок» Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

 4. Лепка «Веселый колобок» Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности. Анкетирование родителей: "Сказка в жизни вашего ребенка" Консультация для родителей: «Как воспитывать ребенка добрым?»

Октябрь

1. Чтение русской народной сказки «Теремок»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.  Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

2. Показ настольного театра «Теремок»  Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

 3. Раскрашивание иллюстраций по мотивам русской народной сказки: «Теремок» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

4. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»  Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.  Ознакомить с правилами безопасного поведения в лесу. Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

НОЯБРЬ

1. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».  Доставить удовольствие от просмотра мультфильма.  Учить пересказывать увиденное.  Формировать культуру поведения в общественных метах.

2. Лепка «Пирожки для Машеньки»  Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве.  Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.

3. Повторение русской народной сказки «Колобок».

 4. Пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба» (картотека)  Напомнить детям сказку, продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку. Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.

5. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.  Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку» Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»

ДЕКАБРЬ

1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Зимовье зверей» Пересказ сказки по иллюстрациям.  Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.  Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.

2. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Зимовье зверей»  Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

3. Просмотр мультфильмов про новый год: «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и серый волк» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать новогоднее, сказочное настроение.  Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.

4. Лепка «Новогодние шарики»  Продолжать закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.  Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности. Формировать нравственные качества:

ЯНВАРЬ

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.  Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. 

2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка»  Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

 3. Конструирование «Домик для зайчика»  Развивать умение детей, строить домик.  Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.  Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.

 4. Дидактическая игра: «Угадай сказку»  Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»

ФЕВРАЛЬ

 1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.  Закрепить правила безопасно поведения дома.

2. Рисование  «Мой любимый папа» (совместная работа с воспитателем)  закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных,  закрепление знаний о домашних животных (детенышах и их папах, развитие навыков социального взаимодействия,  формирование доброжелательного отношения к окружающим.

3. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»  Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

 4. Пальчиковые игры: «Колобок». «Курочка Ряба» (картотека)

 5. Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба»,  развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря. Памятка для родителей: «О чём и как беседовать ребёнком после чтения» Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

МАРТ

 1. Аппликация «Открытка мамочке»  (совместная работа с воспитателем)  Формировать умения наклеивать детали на бумагу для открытки, аккуратно пользоваться, клеем.  Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.  Вызвать у детей чувство радости и эмоциональный всплеск от предстоящего  события.

 2. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.  Воспитывать умение сопереживать героям сказки.  Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.

 3. Лепка «Морковка для зайчика» Вспомнить с детьми сказки, где есть герой - заяц. Предложить детям слепить для зайчика морковку.  Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

 4. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Заяц-хваста» Пересказ сказки по иллюстрациям.  Продолжать развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.  Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку. Консультация для педагогов: «Практические методы и приёмы духовно нравственного воспитания детей».

АПРЕЛЬ

1.Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.

 2. Просмотр русской народной сказки «Гуси-лебеди»  Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать веселое, сказочное настроение. Учить пересказывать увиденное.Формировать культуру поведения в общественных метах.

3. Дидактическая игра: «Назови сказку»  Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

 4. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки». Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей»

МАЙ

1. Повторение русской народной сказки «Теремок»  Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

 2. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».  Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей,  Умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.  Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

 3. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».  Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.  Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

4. Показ сказки «Теремок» родителям  Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

3 этап – завершающий

 Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования. Динамика формирования нравственных качеств у детей раннего возраста до и после проведения мероприятий с использованием сказок. Мониторинг качества формирования нравственных качеств. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. Выступление на педсовете о проделанной работе.

Список литературы

 1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой .

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.

 5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185.

6. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

7. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

 8. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

9. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.

 10. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...