Мастер-класс по театральной деятельности «Театральный калейдоскоп»
методическая разработка (подготовительная группа)

Швалова Людмила Анатольевна

Мастер-класс по театральной деятельности «Театральный калейдоскоп»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master3.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по театральной деятельности «Театральный калейдоскоп»

Подготовила и провела: Швалова Л.А., воспитатель

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

План проведения мастер-класса

Вводная часть.

1.Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности», презентация проекта «Волшебный мир театра»;

2 Практическое задание «Придумай и обыграй сказку»

Заключительная часть.

3 Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Предлагаю свой опыт работы по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.
Считаю, что данная тема  в настоящее время особенно актуальна.

В чѐм же еѐ актуальность?

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи и значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность.

У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театрализованная деят-ть, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Театр - это волшебный край, в котором ребѐнок радуется играя, а в игре он

познаѐт мир (Г. И. Мерзлякова).

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.  Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы и желания детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Поэтому  в группе был реализован проект «Волшебный мир театра». Также разработана программа по дополнительному образованию «Театральный сундучок».

Целью их стало – развитие коммуникативно-творческих способностей через театрально-игровую деятельность.

Задачи: 

- Создать условия для развития творческой активности детей через театрально-игровую деятельность.
- Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, профессиях.

- Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности детей через театрализованную игру.

- Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, коммуникативные навыки.

-  Привить детям первичные навыки  в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) через проигрывание сказок;

- Развивать художественное восприятие, интерес и любовь к детской художественной литературе через игры драматизации.

- Содействовать развитию сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создание творческой мастерской.

Ожидаемые результаты:
Для детей:

- проявляют интерес к театральному искусству. 
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельного нахождения выразительных средств для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Увлечённо используют театральный уголок в группе в самостоятельной деятельности

Для воспитателей: Повышение профессионализма. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями. Личностный профессиональный рост.
Самореализация.

Для родителей:

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для театрализованной деятельности, а также в совместной театрализованной деятельности;
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Самореализация.

Для группы:
1. Создание качественной развивающей предметно-пространственной среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим оборудовала в группе центр по художественно-эстетическому развитию. В центре располагаются:

  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр.  Также различные ширмы для показа кукольного театра, кроме этого имеются мини-костюмерная.
    В своей группе мы сами изготавливаем и применяем в работе с детьми следующие виды театра:
  • театр картинок
  • театр на фланелеграфе
  • настольный театр
  • театр на палочках
  • театр масок
  • театр игрушек
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр на баночках
  • театр Би-ба-бо и др.
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
  • Весь инвентарь и оборудование являются яркими, красочными, полифункциональными.


Дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимают участие в инсценировках, в драматизациях, импровизациях, творческих мастерских.(фото)

В рамках группового проекта были созданы индивидуальные проекты детей: «Теневой театр» (фото)

Дети с удовольствием готовились и показывали сказки для малышей (фото)

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Это- консультации по вопросам развития дошкольников в развитии театрализованной деятельности, беседы, оформление предметно- развивающей среды, привлечение к участию в досугах и развлечениях, спектаклях.

«День открытых дверей» для родителей.

Продуктами проекта стали альбом «Герои наших любимых сказок»

Лэпбук «Мир театра», картотека театрализованных игр.
Итоги проекта: 
В результате работы над проектом «Волшебный мир театра»:
1. У детей сформировался интерес к миру театра, театрально-игровой деятельности. В результате проекта у детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
2. Дети активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках: выступают перед родителями, артистами театра, малышами из других групп.
3. Обновлена предметно-развивающая среда в группе (театральный уголок пополнен костюмами, масками, атрибутами, обновлены кукольный, настольный театры) проявляют самостоятельность в театрализованных играх.
4. Родители принимают активное участие в жизни ДОУ: организуют выходы в театр на спектакли, экскурсии, участвуют в подготовке к театрализованным представлениям.

Практическое задание « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

Перед вами  2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр). Придумайте сказку и обыграйте  ее.

 

Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.

И закончить наш семинар - практикум  хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

 В Вашу «Педагогическую копилку» добавляю буклет «Театрализованная деятельности в развитии речи дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс " Использование бросового материала в театральной деятельности дошкольников."

Игр   Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребё...

Мастер-класс для родителей о пользе театральной деятельности в ДОУ

Мастер-класс для родительского собрания о важности театральной деятельности в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13486240","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

Мастер класс по изготовлению персонажей в театральный уголок "Театр на диске"

Так как театрализованная деятельность является одной из любимых видов деятельности детей, а так же положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребенка, предлагаю помощь в...

Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ". Для участия в межрайонном фестивале «Наши общие возможности, наши общие достижения»

Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ".Для участия  в межрайонном фестивале«Наши общие возможности, наши общие достижения»...

Мастер-класс по ФЭМП с применением театральной деятельности по сказке «Теремок»

Цель: формировать умение считать до 5-и, умение ориентироваться в определении предметов  контрастных размеров; умение сравнивать числа  (больше – меньше).Задачи:  обучающие: ...

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка...

Мастер-класс дл воспитателей ДОУ по театральной деятельности «Играем в сказку»

Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....