Родительское собрание по теме "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"
материал (младшая группа)

Башкирова Ирина Юрьевна

конспект родительского собрания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №127 «Чайка»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»  

                                                   Выполнила:

                                                                                воспитатель

первой квалификационной

категории

                                                                          Башкирова И.Ю.

Дзержинск

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей 3 -4 лет.»  

Цель: 

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

  1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;
  2. Расширить представления родителей о пособиях для развития мелкой моторики рук;
  3. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
  4. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатель группы

 

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы пришли на родительское собрание.

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рука -это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... » Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски. Но сегодня нам бы хотелось поговорить о пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

- Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?

- Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

- Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.;

- Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;

- Одевание и раздевание игрушек;

- Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают. 

- Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с детьми мы:

  1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
  2. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц(размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
  3. "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;
  4. "Сенсорная клавиатура" - развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы;
  5. "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
  6. "Найди в домиках ..." - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
  7. "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;
  8. "Шумелки" - развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;
  9. "Коллекция камней" - развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;
  10. "Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль" - развиваем мелкую моторику рук, зрение;
  11. "Пересыпаем зерно ложками разного размера" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер;
  12. "Сухой бассейн" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;
  13. "Соляная пещера" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;
  14. "Рисование на манке" - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
  15. "Подбери крышечки" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;
  16. "Сделай ежику иголки" - развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;
  17. "Книга знаний мелкой моторики "Непоседы" - развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;
  18. "Почитаем" - развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные печатки для рисования. Хороши в рисовании восковые мелки, при чем, когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки. Ребята любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать. Стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.

Во всех наших творческих работах - пальчикам детей всегда приходится потрудится. Это и "Осеннее панно из листьев" и работа: "Букет для мамочки"

-Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия?

– Ответы родителей.

– Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а также связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?

– Ответы родителей.

Конечно - это пальчиковая гимнастика.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, мышление;

- развивает тактильную чувствительность;

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.

– Уважаемые родители в конце нашего собрания мне бы хотелось предложить для вас небольшое задание: изготовить  совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук (бусы), сшить книгу из фетра по любой теме, изготовить игры на липучках

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук». Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь ме...

Родительское собрание о развитии мелкой моторики

О значении развития мелкой моторики ( руки) у детей раннего возраста...

Мастер-класс (Родительское собрание) Тема : « Развиваем мелкую моторику рук»

Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в развитии речи....

Родительское собрание по развитию мелкой моторики рук у детей

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  К сожалению, о пробл...

Сообщение на родительском собрании: Как влияет мелкая моторика на развитие ребёнка?

Сообщение   на родительском собрании: Как влияет мелкая моторика на развитие ребёнка?...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...