Использование метода мозжечковой стимуляции в работе воспитателя ДОУ. Развитие речи при помощи балансиров.
статья (старшая группа)

Мозжечковая стимуляция - это современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и двигательном развитии. Мозжечковая стимуляция - специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода мозжечковой стимуляции в работе воспитателя ДОУ. Развитие речи при помощи балансиров.

 В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют

 катастрофическое нарастание в детском возрасте целого ряда проблем : обилие сосудистых и костно- мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально - личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразных негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развитие интеллектуальных способностей дошкольников получило новый вектор направления: возможность использования нейропсихологического подхода, современных методик и тренажеров в образовательных организациях. Сегодня мы расскажем вам об одной из методик, которую используем в нашем детском саду.

           Мозжечковая стимуляция - это современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и двигательном развитии. Мозжечковая стимуляция - специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки.

          Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм, содержащий более 50% нервных клеток- нейронов, больше чем все остальные отделы мозга. Мозжечок связан со всеми структурами нервной системы человека. Его связь с лобными долями интегрирует зрительную и слуховую системы с движением, связывает эмоциональные реакции, речевые способности, способности планировать свои действия. Червь мозжечка участвует в регуляции эмоций и внимания, а также связан с вестибулярной системой мозга, отвечающей за равновесие и координацию движений тела. Полушария мозжечка задействованы в формировании движений и развитии умственных способностей. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Мозжечок определяет скорость работы всего мозга. Это самый быстродействующий в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, которая поступает из других частей мозга. Мозжечок перерабатывает информацию и вновь посылает к различным структурам мозга, помогая им в работе. Автоматизация деятельности освобождает часть мозга для внимания к другим задачам. Именно мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Посредством такой автоматизации серия движений выполняется с большей скоростью, большей точностью и с меньшими усилиями. Каждому надо знать и помнить, что рост человеческих способностей происходит благодаря мозжечку. Именно это подтверждают многие ученые и сходятся во мнении, что мозжечок - это ключ к обучению большинству навыков, в том числе и к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию человека.

 Симптомы мозжечковой недостаточности присутствуют, если:

- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

- ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

- у детей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках (плохой захват, слабая степень нажатия на карандаш, «скатывание» к концу строчки и пр.).

Мозжечковая стимуляция поможет детям, у которых:

- задержка психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР);

- нарушения или особенности развития речи;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

- недостаточно сформированы процессы памяти и внимания;

- нарушения поведения, коммуникации и социализации;

- особенности работы вестибулярного аппарата (укачивание в транспорте);

- нарушения координации движений;

- низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

 Более подробно остановимся на речевом развитии с использованием методов мозжечковой стимуляции. У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).  Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!

В нашей группе реализуется Образовательная программа дополнительного образования «Логика движения», которая   базируется на использовании специального оборудования "Баламетрикс". Занятия можно начинать с трех лет, регулярность занятий 2-3 раза в неделю  по 15 - 30 минут. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания педагога.

Занятия по мозжечковой стимуляции начинаются с освоения балансировочной доски, так как все занятия происходят непосредственно стоя на этой доске. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не стане доступным. Занятия проводятся под строгим контролем педагога, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".

Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Конспект логопедического занятия в микрогруппе по автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ш] с использованием метода мозжечковой стимуляции на тренажере Сибирский борд на тему: "Зимние забавы. Сноубордисты."

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш в слогах, словах и предложениях. Расширение и активизация словаря по теме: "Зимние забавы"...

Игры на балансире или метод мозжечковой стимуляции в работе с детьми с нарушением речи и зрения.

Мозжечковая стимуляция- это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, коорди...

Консультация «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современному педагогу нужно постоянно совершенствоваться, находить новые приемы и выигрышные педагогические технологии для коррекционно-образовательного процесса. Мозжечковая стимуляция – э...