План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
материал (младшая группа)

Сахончик Татьяна Владимировна

План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Отчет самообразования по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий ГБДОУ д/с № 74

Тереня Р.П.

План педагога Сахончик Т. В. по организации образовательной деятельности

и повышения профессиональной компетенции на 2021 – 2022 учебный год.

Тема: «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

 Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;

-разработать перспективный план работы с детьми;

-разработать картотеку дидактических игр;

-публиковать опыт работы в электронных СМИ;

-транслировать свой опыт работы в методических объединениях, семинарах;

-участие в конкурсах, вебинарах.

п/п

Формы работы

Сроки

1

Составление плана работы по самообразованию;

Сентябрь

Изучение научно-методической литературы по данной теме;

Обзор информации по исследуемой теме в интернет - ресурсах;

Подбор диагностического материала по формированию элементарных математических представлений.

2

Подбор методической литературы для разработки конспектов:

  1. Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. 3-е изд. испр. и доп. - М: Мозаика-Синтез, 2020 г. 104с.
  2. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020г. – 368 с.
  3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.
  4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 144 с.
  5. Борисова М. М. малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 48 с.
  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1982. – 92 с.
  7. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. И др. Воспитание сенсорной культуры  ребенка. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  8. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  9. Столяр А.А. Формирование Элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. 303 с.
  10. Сербина Е. В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992. – 77 с.
  11. Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2002. – 80 с.

Октябрь

Сентябрь-май

Разработка конспектов ОД по теме.

3

Посещение открытых мероприятий в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных учреждений.

Ноябрь, апрель

Ноябрь- декабрь

Участие в просмотре видео лекции по теме «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на сайте infourok.ru

4

Разработка открытого мероприятия.

Декабрь

5

Проведение открытого мероприятия по данной теме для педагогов ДОУ.

Январь

В течении года

Подготовка материалов для публикации на интернет-сайтах

6

Участие в вебинарах по данной теме.

Сентябрь-май

7

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

В течение года

  8

Разработка плана по организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетенции на 2022 – 2023 год.

Апрель-май



Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                детского сада №74 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Отчет по самообразованию

«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Выполнила: Сахончик Татьяна Владимировна

воспитатель 2 группы

2022

Актуальность

Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Использование игровых  технологий в  образовательном процессе детского сада          поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.

Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало повышение собственного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий;

- публиковать опыт работы в электронных СМИ;

- поделиться опытом с коллегами по данному вопросу.

Организация работы над темой

В процессе работы над темой был составлен план работы по самообразованию, далее была изучена методическая литература, проанализирован опыт коллег в данном направлении. Был подобран и проведен мониторинг знаний детей по ФЭМП. За основу был взят диагностический материал  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В результате был выявлен преимущественно низкий уровень развития знаний по ФЭМП у большинства детей.

С учетом полученных данных в течение учебного года были разработаны и активно внедрялись в практику работы с детьми дидактические игры и пособия, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы. («Ёжики и цифры», «Найди черепахе свой остров», «Математические бусы» и т.д.)

Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда в группе:

- оформлен центр по математическому развитию детей младшей группы

- подобраны дидактические и развивающие игры:

Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10;

Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления прямого и обратного счета;

Игрушки разной величины от 1 до 5 шт.;

Геометрические фигуры;

Картинки с изображением разных частей суток, картинки с изображением разных времен года;

Счетные палочки;

Картинки с ориентировкой на плоскости листа (лабиринты, карты);

Логические игры, лото, домино и др.

- составлена картотека игр по фэмп с использованием конструктора Лего.

- составлена картотека подвижных игр по математике для детей младшего дошкольного возраста.

- составлена картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Для представления опыта работы по теме разработала конспект для открытого мероприятия.

Опыт работы по теме представила коллегам в форме открытого ОД «Помоги зайчонку».

В течение учебного года велась работа с родителями воспитанников:

- разработаны консультации для родителей на темы: «Фэмп у детей младшего дошкольного возраста», «Математика вокруг нас».

Результат

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Дети могут:

- выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

- считать (отсчитывать) в пределах 10.

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

-сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.

- размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.

- определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.

- знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.

- знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

- называть текущий день недели.

Перспективы на будущий год

Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления с данной группой воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....

Проект «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал  и  повышение уровня готовности детей  к обучению в школе...

План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...