Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» естественно – научной направленности в младшей разновозрастной группе
рабочая программа (младшая группа)

Кабалина Татьяна Николаевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_sensorike_2023-24.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «УЛЫБКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТА:

на заседании совета педагогов

МАДОУ Мещеринского д/с  

комбинированного вида «Улыбка»

Протокол №     от

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ

Мещеринского д/с

комбинированного вида «Улыбка»

____________/ Пирко Г.В./

Приказ №           от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир сенсорики»

естественно – научной направленности

Возраст обучающихся: 1,6 – 4 года.

Срок реализации: 1 год.

                                                                                                                     

                                                                                 

                                                                                                                Разработчик:

                                                                                                                            Кабалина Т.Н.

 

с. Мещерино – 1, 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Пояснительная записка

      Стр.3

2.

Учебный план

Стр.12

3.

 Содержание программы

Стр.14

4.

Ресурсное обеспечение программы

Стр.17

5.

Список литературы

Стр.21

Приложения

Стр.22


1. Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» (далее – программа) имеет естественно – научную направленность. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Актуальность программы

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

      Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

     Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

     Таким образом, сенсорное развитие – это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  •  является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

      Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году и была организована программа для детей младшего дошкольного возраста «Мир сенсорики».

       Новизна данной программы заключается в системном подходе к ее созданию, то есть постепенному переходу от познания к созданию наглядных образов предметов. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, развитию зрительного внимания и восприятия, памяти, воображения. 

Педагогическая целесообразность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха». Образовательная деятельность построена по принципу «от простого – к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями и подтверждает педагогическую целесообразность программы.

Цель и задачи программы

            Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

                Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обучающие:

  • обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особым признакам предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
  • обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
  • закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
  • формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);  
  • учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

                развивающие:

  • развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
  • развивать мелкую моторику рук;
  •  развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
  • развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

     воспитательные:

  • формировать у воспитанников нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Возраст обучающихся

Программа «Мир сенсорики» адресована обучающимся в возрасте 1,6 – 4 года.

Период младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно – психическое развитие.

Ранний и младший дошкольный возраст выступает тем времени жизни ребенка, когда можно максимально эффективно повлиять на процесс положительного формирования органов чувств. А сенсорное развитие образует нужные предпосылки для формирования психологических функций, имеющих центральное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно сконцентрировано на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

            На этапе раннего и младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

            Игра – ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) осуществляется и при сенсорном развитии.  

Дидактическая игра выступает одним из средств сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста при условии:

  • систематического проведения дидактических игр с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина и др.);
  • включения упражнений в порядке нарастающей сложности и вариативности игровых заданий;
  • подчиненности заданий игры выбранной теме.

            Принципы комплектования группы и организации работы:

  • учет интересов и способностей детей;
  • желание родителей;
  • добровольное участие;
  • учет психофизических особенностей детей.

Сроки реализации

            Программа рассчитана на 1 год обучения, всего 36 часов в год.

Формы организации деятельности

Занятия по реализации программы реализуются по группам.

Формы обучения

 используются теоретические, практические, комбинированные.

Виды занятий

            Используются основные и оптимальные модели организации образовательного процесса: беседы, игры, наблюдение, совместная деятельность взрослого и детей, отличающаяся наличием партнерской позиции взрослого и непринужденной формой общения, самостоятельная деятельность воспитанников, организованная педагогом, направленная на самостоятельное решение ими задач и индивидуальная деятельность.        Предусматривается как одновидовые, так и интегрированные (внутривидовые и межвидовые) виды деятельности.

             Последовательность освоения программного содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического раздела представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению раздела предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (Программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлена и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период. 

            Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.  Свободная работа и игра детей с дидактическим материалом помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.

             Занятия проводятся во вторую половину дня после сна с учётом здоровьесберегающих технологий. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Сами занятия проводятся в игровой форме. Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе деятельности – физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток педагог подбирает самостоятельно, исходя из тематики занятий. Формы проведения деятельности различны.

             Также, благодаря взаимодействию и взаимообучению детей в разновозрастной группе, дети получают разнообразие социального опыта, так как группа организуются по принципу объединения детей раннего возраста от 1,6 до 4 лет.

Структура занятия:

  • ритуал приветствия;
  • основная часть;
  • ритуал прощания.

Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», «Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».

Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.

Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.

Режим занятий

            Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Исходя из санитарно –гигиенических норм, продолжительность занятий для обучающихся 1,6 – 4 лет составляет 10 – 15 минут.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия;
  • вкусовые качества овощей и фруктов.

    уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;
  • подбирать предметы по образцу;  
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
  • чередовать предметы по величине;
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
  • обозначать величину предметов словами;
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;
  • словесно описывать формы предметов.

     владеть:  

  • приёмами обследования формы;
  • действиями подбора по образцу;  
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

  В результате реализации программы «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения; развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов представлен в приложении 1 к программе.

Уровни освоения

Результат

Высокий уровень

освоения программы

Средний уровень

освоения программы

Низкий уровень

освоения программы

        

Формы подведения итогов

    Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

  • различать предметы по величине (большой – маленький, больше – меньше);
  • различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • образовывать группы однородных предметов;
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

     Оценка деятельности дошкольников осуществляется по 4 – балльной шкале (приложение 1).

2.Учебный план программы

п/п

Название раздела,

темы занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

 

практика

 

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика на начало учебного года

1

 

15 мин

 

5 мин

 

10 мин

 

Педагогическое наблюдение

2

Шесть цветов и оттенки

11

2 часа

45 мин.

55 мин.

1 час

50 мин.

2.1

«Спрячь мышку»

1

15 мин

5 мин

10 мин

Педагогическое наблюдение

2.2

Лото «Цвет»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

2.3

«Окраска воды»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

2.4

«В царстве царя

Разноцвета»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

2.5

«Магазин»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

2.6

«Радуга»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3

Геометрические формы

13

3 часа 15 мин.

1 час

5 мин.

2 часа

10 мин.

3.1

«В царстве фигурок – человечков»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.2

«Кто где спит?»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.3

«Гости»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.4

«Найди предмет такой же формы»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.5

«Чудесный мешочек»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.6

«Составные картинки»

2

30

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

3.7

«Какой формы предметы в нашей

группе»

1

15

5 мин

10 мин

Педагогическое наблюдение

4

Величина

6

1 час

30 мин.

30 мин.

1 час

4.1

«Бусинки большие и маленькие»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

4.2

«Три квадрата»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

4.3

«Достроим домики»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

5

Вкусовые качества

 

2

30 мин

10 мин

20 мин

5.1

«Кислое, сладкое,

соленое»

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

6

Расположение фигур на плоскости

2

30 мин

10 мин

20 мин

6.1

«Орнамент»

 

2

30 мин

10 мин

20 мин

Педагогическое наблюдение

7

Диагностика на конец учебного года

1

15 мин

5 мин

10 мин

Педагогическое наблюдение

        Итого:

 

 36

 8 часов

50 мин.

 3 часа  

6 часов  


3. Содержание программы

Раздел 1 «Диагностика на начало учебного года»

Форма

занятия

Тема 1.1.  Вводное занятие «Диагностика на начало учебного года»

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве посредством дидактического материала на начало года.

Практика:

Д/и «Найди цветок для бабочки»,

д/и «Занимательная коробочка»,

д/и «Собери пирамидку».

Раздел 2 «Шесть цветов и оттенки»

                       Тема 2.1. «Спрячь мышку»

Беседа, практическое занятие.

Теория:

Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 2.2. Лото «Цвет» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков

предметов.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 2.3. «Окраска воды» (2 занятия)

Беседа, эксперимент,

практическое занятие.

Теория:

Познакомить детей с оттенками цвета и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Практика:

Экспериментирование с водой.

                        Тема 2.4. «В царстве царя Разноцвета» (2 занятия)

Беседа, рассматривание,

практическое занятие.

Теория:

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 2.5. «Магазин» (2 занятия)

Беседа, рассматривание,

дидактическая игра

Теория:

Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 2.6. «Радуга» (2 занятия)

Беседа, рассматривание,

практическое занятие.

Теория:

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Практика:

Дидактические игры

                                       Раздел 3 «Геометрические формы»

                        Тема 3.1. «В царстве фигурок – человечков» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 3.2. «Кто где спит?» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их

названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 3.3. «Гости» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Практика:

Дидактические игры

                       Тема 3.4. «Найди предмет такой же формы» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 3.5. «Чудесный мешочек» (2 занятия)

Беседа, рассматривание,

практическое занятие.

Теория:

Обучение зрительному нахождению фигуры

по осязательно воспринимаемому образцу.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 3.6. «Составные картинки» (2 занятия)

Рассматривание, обсуждение,

практическое занятие.

Теория:

Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложной формы из частей.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 3.7. «Какой формы предметы в нашей группе»

Беседа, рассматривание, обсуждение,

практическое занятие.

Теория:

Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе.

Практика:

Рассматривание группы, дидактические игры.

Раздел 4 «Величина»

                        Тема 4.1. «Бусинки большие и маленькие» (2 занятия)

Беседа, показ,

практическое занятие.

Теория:

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 4.2. «Три квадрата» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Практика:

Дидактические игры

                        Тема 4.3. «Достроим домики» (2 занятия)

Беседа, демонстрация,

практическое занятие.

Теория:

Развитие и совершенствование глазомера детей.

Практика:

Дидактические игры

Раздел 5 «Вкусовые качества»

                        Тема 5.1. «Кислое, сладкое, соленое» (2 занятия)

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Практика:

Пробование овощей и фруктов на вкус.

Раздел 6 «Расположение фигур на плоскости»

                        Тема 6.1. «Орнамент» (2 занятия)

Рассматривание, объяснение,

практическое занятие.

Теория:

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Практика:

Воспроизведение орнамента по образцу.

Раздел 7 «Диагностика на конец учебного года»

Тема 7.1. «Диагностика на конец учебного года»

Беседа,

практическое занятие.

Теория:

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года.

Практика:

Д/и «Найди цветок для бабочки»,

д/и «Занимательная коробочка»,

д/и «Собери пирамидку».


4. Ресурсное обеспечение программы

Информационно – методическое

Информационно – методическое обеспечение включает в себя перечень

дидактических игр, пособий, материалов, методической продукции по разделам программы.

Технологии, средства, приемы и методы обучения

В образовательном процессе используются педагогические технологии:

технология развивающего обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения, проблемно – поисковая технология, здоровьесберегающая технология.

Средства обучения

  • Печатные: раздаточный материал.
  • Визуальные: плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, муляжи, макеты, фланелеграф.
  • Аудиальные: магнитофон, аудиозаписи.
  • Аудиовизуальные: слайды, видеофильмы, видеосюжеты.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические или игровые, с помощью которых дети

осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера – прием соотнесения по величине (наложение и приложение). При знакомстве детей с геометрическими фигурами – прием обследования формы, обведение пальцем контура фигуры.

Формы подведения итогов по каждому разделу дополнительной общеобразовательной программы – диагностика обучающегося.

Педагогический инструментарий оценки эффективности программы

Педагогическая диагностика по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза: первичная (сентябрь) и в конце учебного года итоговая (май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.

Основные методы диагностики – педагогическое наблюдение, беседы с детьми, практические задания.

Оценочные материалы

Для оценки результативности работы используется следующие показатели и критерии:

п/п

Показатель

Критерии

Баллы

1.

Цвет

Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

0

Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1

Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.

2

Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.

3

2.

Форма

Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

0

Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1

Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.

2

Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.

3

3.

Величина

Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

0

Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

1

Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами.

2

Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

3

1. Параметры среднего значения по всем показателям выше 4 – свидетельствуют о полном усвоении Программы.

2. Параметры среднего значения по всем показателям в пределах от 2,3 до 3,9 –свидетельствуют об частичном усвоении Программы.

3. Параметры среднего значения по всем показателям менее 2,2 – свидетельствуют о том, что дети не справляются с задачами, Программа не усвоена, навыки и умения ребенка не сформированы.

                             Материально – техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся на базе МАДОУ «Мещеринский детский сад комбинированного вида «Улыбка» (вл.23). Занятия организуются в групповом помещении, соответствующем требованиям СанПиН и техники безопасности.

Материалы для упражнений по сенсомоторному развитию:

  • ящички с табличками разных цветов и их оттенков (4 шт.),
  • таблички – пластинки из металла, керамики, камня, войлока, дерева (8шт.),
  • набор геометрических тел (шар, конус, призма и т.д.),
  • матрешки,
  • набор вкладок с предметами разной формы,
  • рамки – вкладыши с предметами разными по величине,
  • наборы пирамидок,
  • набор разновысоких цветных цилиндров на подставке,
  • простая мозаика,
  • «Волшебный мешочек»,
  • набор парных предметов, отличающихся по величине,
  • «тактильные мешочки»,
  • бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок,
  • сенсорные книжки.

Материалы для упражнений с сыпучими материалами:

  • набор кувшинов,
  • набор разных ложек,
  • стол для рисования на песке,
  • набор мисок для пересыпания, перекладывания,
  •  сито для просеивания круп,
  • цветной песок.

Материалы для упражнений с водой:

  • набор сосудов разных форм для переливания воды,
  • два тазика и половник для переливания воды,
  • миска с плавающими шариками,
  • сито,
  • набор предметов для игры «Тонет – не тонет», «Рыбалка»,
  • два кувшина для переливания,
  •  лейка.

Материалы для упражнений по пополнению словарного запаса, понимания речи и ознакомления с окружающим:

  • детское лото: «Растительный мир», «Предметы» (одежда, посуда, обувь, мебель и др.),
  • игра «Последовательности»,
  • игра «Парные картинки»,
  • рамки – вкладыши «Домашние животные», «Дикие животные» и др.,
  • разрезные картинки (2 – 4 части) «Домашние и дикие животные»,
  • деревянные разрезные картинки (2,3,4 части),
  • рамки – вкладыши «Лебеди», «Самолет», «Вертолет», «Улитки» и др.,
  • развивающие игры: «Свойства», «Сказки»,
  • сказка – пазл «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Теремок»,
  • развивающие игры из дерева «Кто где живет?», «Ферма», «Назови сказку», «Одень девочку красиво»,
  • наборы муляжей овощей и фруктов.

Материалы для физических упражнений:

  • наборы маленьких мячей,
  • мячи для массажа,
  • дорожка для ходьбы.

5. Список литературы

для педагогов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

2.Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Мещеринский детский сад комбинированного вида «Улыбка» городского округа Ступино Московской области.

4.Сенсорное развитие детей 3 – 4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и

упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего

дошкольного возраста. ФГОС ДО; Кудрявцева Е.А., изд. – во «Учитель», 2016.

5.Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно – методическое пособие/

Ю.М. Хохрякова: Изд. – во «ТЦ Сфера», 2014. – 128с.

6.Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой

моторики рук. – // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – С 76 – 80.

7. Боброва Н.Г. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. – Н. Боброва. – СПб (и др.). –

Питер. – 2016.

8. Интернет – ресурсы.

для родителей:

1. Земцова О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки /

О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.

2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко,

Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. – 176с.

4. Остер Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.:

АСТ, 2016. – 160 с.

5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие

моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у

детей/ Л.Ю. Субботина. – М.: Академия развития, 2011. – 192с.

6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и

консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград:

Учитель, 2011. – 169 c. 


Приложение 1

Педагогическая диагностика

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

естественно – научной направленности

 «Мир сенсорики»

ФИ ребёнка

 

 

 

 

Результаты выполнения заданий

1 задание

2 задание

3 задание

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог. показатель по группе (среднее значение, %)

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический мониторинг

Задание № 1 Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие).

Инструкция: разложить цветы на столе врассыпную. Предложить

ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок

такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно». После выполнения

задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок, …

Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценка:

  • 3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет;
  • 2 балла – ребенок выполнил правильно, но цвет не называл;
  • 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку;
  • 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2 Дидактическая игра «Занимательная коробочка»

Цель: выявить у ребенка знания о форме (шар, кубик).

Пособия: куб – ящик с отверстиями разной формы (обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы; фигуры – кубик и шар.

            Инструкция: показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.   Показать «домик», в котором они живут, только заходят в разные «двери» (показ воспитателя, самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога).

Оценка:

  • 3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры;
  • 2 балла – ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал;
  • 1 балл – ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку;
  • 0 балл – ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3 Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель: выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине

(большой – маленький, больше – меньше), различать понятия «один – много».

Пособия: пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее, проговаривая: «Много колечек».

 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна».

 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка: 

  • 3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
  •  2 балла – ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
  • 1 балл – ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
  • 0 баллов – ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл;
  • умение не сформировано – 0 баллов.

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ

Мещеринского д/с

комбинированного вида «Улыбка»

____________/ Пирко Г.В./

Приказ №           от

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  

научно – естественной направленности

 «Мир сенсорики»

(стартовый уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Продолжительность занятия

06.09.2023

29.05.2024

36

36

1 раз в неделю

(среда)

10 – 15 минут

Приложение 3

Перспективное планирование

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

научно – естественной направленности

 «Мир сенсорики»

(стартовый уровень)

п/п

Кол-во занятий в месяц

Раздел

Тема занятия

Программные задачи

Методическая литература

Сентябрь 2023

1

1

1

Диагностика

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало учебного года.  

Приложение 1

2

2

2

«Спрячь мышку»

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Интернет – ресурсы

3

3

3

«В царстве фигурок–человечков»

Ознакомление детей с кругом, квадратом,

треугольником и их названиями.  Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Интернет – ресурсы

4

4

2

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Интернет – ресурсы

Октябрь 2023

5

1

3

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Интернет – ресурсы

6

2

3

«Гости»

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.  

Интернет – ресурсы

7

3

2

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Интернет – ресурсы

8

4

3

«Чудесный мешочек»

Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Интернет – ресурсы

Ноябрь 2023

9

1

5

«Кислое, сладкое, соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Интернет – ресурсы

10

2

3

«Найди предмет такой же формы»

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Интернет – ресурсы

11

3

4

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Интернет – ресурсы

12

4

6

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Интернет – ресурсы

13

5

3

«Составные картинки»

Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложной формы из частей.

Интернет – ресурсы

Декабрь 2023

14

1

4

«Достроим домики»

Развитие и совершенствование глазомера детей.

Интернет – ресурсы

15

2

2

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Интернет – ресурсы

16

3

4

«Бусинки большие и маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Интернет – ресурсы

Январь 2024

17

1

2

«Магазин»

Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Интернет – ресурсы

18

2

3

«Кто где спит?»

Продолжать закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Интернет – ресурсы

19

3

2

Лото «Цвет»

Продолжать закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Интернет – ресурсы

20

4

4

«Достроим домики»

Продолжать развитие и совершенствование глазомера детей.

Интернет – ресурсы

Февраль 2024

21

1

2

«В царстве царя Разноцвета»

Продолжать обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.  

Интернет – ресурсы

22

2

6

«Орнамент»

Продолжать обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Интернет – ресурсы

23

3

3

«Составные картинки»

Продолжать обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложной формы из частей.

Интернет – ресурсы

24

4

3

«Чудесный мешочек»

Продолжать обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Интернет – ресурсы

Март 2024

25

1

4

«Три квадрата»

Продолжать обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Интернет – ресурсы

26

2

5

«Кислое, сладкое, соленое»

Продолжать знакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Интернет – ресурсы

27

3

4

«Бусинки большие и маленькие»

Продолжать обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Интернет – ресурсы

28

4

3

«Какой формы предметы в нашей группе»

Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе.

Интернет – ресурсы

Апрель 2024

29

1

2

«Окраска воды»

Продолжать знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Интернет – ресурсы

30

2

3

«Гости»

Продолжать обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.  

Интернет – ресурсы

31

3

3

«В царстве фигурок– человечков»

Продолжать знакомить детей с кругом, квадратом,

треугольником и их названиями.  Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Интернет – ресурсы

32

4

2

«Магазин»

Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Интернет – ресурсы

Май 2024

33

1

3

«Найди предмет такой же формы»

Продолжать учить детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Интернет – ресурсы

34

2

2

«Радуга»

Продолжать знакомить детей с системой цветов.

Интернет – ресурсы

35

3

2

«В царстве царя Разноцвета»

Продолжать обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.  

Интернет – ресурсы

36

4

7

Диагностика

в конце учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец учебного года.  

Приложение 1

Приложение 4

Взаимодействие с родителями

План по взаимодействию с родителями воспитанников

Месяц

Содержание

Сентябрь

Индивидуальные беседы «Ваш ребенок».

Анкетирование родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Консультация «Развитие сенсорных способностей детей от 1,6 – 4 лет»

Октябрь

Родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика».

Ноябрь

Консультация «Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр».

Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

Консультация «Развивающие игры на кухне в помощь маме»

Январь

Оформить папку – передвижку «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Февраль

Консультации: «Сенсорная коробка: зачем, когда и как играть?» «Научите ребенка узнавать цвета».

Март

Беседа «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»

Апрель

Консультация «Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?»

Май

Круглый стол для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?»

Консультации для родителей

«Сенсорное развитие детей от 1,6 до 4 лет»

            Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

             С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

              Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы

сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

                В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества: заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

                Настольно – печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

             Также можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря. Вот некоторые примеры занятий с детьми.

  • «Что катится?»

            Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру – соревнование: кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый. Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

  • «Сравни предметы»

             Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить: поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

  • «Оденем кукол»

            Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

  • «Запомни картинку»

            Для этой игры необходимо заранее приготовить 4 – 6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой – то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили.

Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

  • «Будь внимателен»

            Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» – изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» – пятиться назад, «птицы» – бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» – стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

  • «Загадки»

            До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр»

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Самое любимое занятие у детей – это игра, где бы они не были, в гостях, дома, на улице, в детском саду. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Детство у детей будет счастливым тогда, когда главное место в их жизни занимает игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворять, потому что, играя, ребенок развивается, учится, познает мир.

Дошкольный возраст самый благоприятный период для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира. Все это способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ закреплять и развивать сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Основная задача занятий по сенсорному воспитанию – накопление сенсорного опыта. На следующих этапах позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  1. Является основой для интеллектуального развития.
  2. Развивает наблюдательность.
  3. Готовит к реальной жизни.
  4. Позитивно влияет на эстетическое чувство.
  5. Является основой для развития воображения.
  6. Развивает внимание.
  7. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов памяти.
  8. Влияет на расширение словарного запаса.

Уважаемые родители, я хочу познакомить Вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые Вы можете поиграть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится правильно действовать.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Задание для родителей.

Возьмите игру, внимательно рассмотрите ее, попытайтесь поиграть и сделать вывод, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью этой игры.

Игры для родителей:

  1. «Геометрические фигуры»,
  2. «В мире животных»,
  3. «Транспорт»,
  4. «Мамы и дети»,
  5. «Собери букет».

Консультация для родителей

«Сенсорная коробка: зачем, когда и как играть?»

          Каждый родитель старается выбрать ребенку яркую модную игрушку, которая надолго увлечет и заинтересует ребенка, развивающая воображение и мелкую моторику. А в жизни ребенок поиграет 10 мин и все...Что же делать, спрашивают родители? Выход есть – будем создавать сенсорную коробку.

          Что нам даст эта «коробка»? Зачем она моему ребенку?

          Возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства. Помните: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.». Поэтому важно дать ребенку все пощупать, потрогать, рассмотреть. Если эту потребность в познании не удовлетворять, то ребенок исследует мир по своим правилам – но Вам это вряд ли понравится. Как часто можно услышать жалобы на оторванные обои, погрызенные провода. Лучше создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких – либо ограничений. Но при этом маленький человечек будет в безопасности и ценные вещи в доме тоже.

            Для детей 1,6 – 4 лет сенсорная коробка поможет:

  • обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова (скользкий, шершавый, вязкий, пушистый и др.) или сравнения, чтобы выразить ощущения (чувствуешь, как…);
  • изучить математику: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;
  • изучить цвета, формы, текстуры;
  • управлять своими эмоциями, успокаиваться;
  • научит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играют одновременно несколько детей;
  • справиться с детскими страхами, например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • обеспечит бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным; возможность для ролевых игр.
  • в ходе игры с ребенком можно проиграть в различные жизненные ситуации, узнать его трудности и проблемы, которые он не может словесно выразить (адаптация в садике, обижают во дворе, обида на кого – то из членов семьи).

        Что из себя представляет сенсорная коробка?

        Сенсорная коробочка (sensory box, sensory tub) – это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы и даже песочницы с крышками, деревянные домашние песочницы, готовые игровые наборы – песочницы и надувные песочницы. При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст малыша и тематику коробки. Вот несколько примеров: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; бобы, красная и зеленая чечевица; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие; мука; галька, мелкие камушки; лед; вода; блестки; нарезанная бумага; ватные шарики; крупы; орехи, жёлуди и другие природные материалы; аквагрунт (гидрогель).  Список можно продолжать очень долго. Как видите материалы очень разнообразные.        

        Как играть?

        Коробочка готова. Ребенок ждет с нетерпением. Но просто поставить перед ним и уйти не получится. Важно!  Осмотрите вместе с ребенком все предметы, опишите свойства (твердый/мягкий, большой/маленький, из какого материала сделан). Далее показываем, как с предметами можно манипулировать. Например, ложечкой насыпать песок/манку в баночку, спрятать фасолину в манке, потом найти ее.

        Классификаций сенсорных коробок нет. Чаще создают под определенную тему. Примеры по темам:

  • «Времена года»

Во время прогулки можно собрать нужный природный материал. Такая коробочка поможет узнать/закрепить признаки каждого времени года, как одеваются люди, что в это время года делают, как ведут себя животные.

  • «Ферма» («Зоопарк», «Лесные жители»)   

        Понадобятся небольшие фигурки животных. Детям 3 – 4 лет достаточно узнавать животных и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Дети постарше должны знать, что ест каждое животное, какую пользу приносит.

  • «Транспорт»

      В этой теме узнаем /закрепляем знания для чего нужен транспорт, какой он бывает, чем отличается, из каких частей состоит, чем помогает людям.

  • «Ощущения»

      Запускаем руки сначала в коробочку с фасолью/горохом. Обсуждаем ощущения, какая на ощупь. Потом опускаем руки в манку. Какие здесь ощущения. Сравниваем разный материал. Пересыпаем, перебираем руками.

         Важно! Несколько советов, чтобы Ваша игра прошла «на ура»:

 – постелите под коробку ткань или клеенку; ребенок (особенно малыш) может так заиграться, что не заметит, как вышел за пределы коробки;

 – ставьте коробку на большой стол или лучше на пол, чтобы ребенок мог с разных сторон подходить, выкладывать не нужные ему предметы. Ковры/ковролин и вообще все с высоким ворсом уберите подальше;

 – для таких игр подойдут мелкие игрушки из киндера или аналогов;

 – не выкладывайте сразу все игрушки, лучше их менять, каждый раз будет новое поле для игр;

 – если ребенок разбросал наполнитель или игрушки, это не повод кричать, а возможность научить убирать после себя, быть ответственным за свои игрушки. Кстати, собирать мелкие предметы и складывать в коробочку тоже развитие мелкой моторики.

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

 младшей разновозрастной группы

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Уважаемые родители!

         В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать Ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

2. Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в Вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как Вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.

•        высокий;

•        средний;

•        низкий.

6. Есть ли у Вас дома игры по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребенок играет дома?__________________________________________________________

8. Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? _____________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 5

Списочный состав группы

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  

научно – естественной направленности

 «Мир сенсорики»

(стартовый уровень)

№ п/п

ФИ ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 6

                 Конспекты занятий

                                                      «Спрячь мышку»  

 

Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.  

Материал: 

  • демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы, игрушка – кошка;
  • раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.  

Ход ОД: воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.  

Дети усваивают названия шести цветов спектра.  

«В царстве фигурок – человечков»

 

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Материал:

  • демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» – фигурки – человечки;
  •   раздаточный: по 2 – 3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка.  

Ход ОД: воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.  

«Лото «Цвет»

 

Цель: закрепление знания основных цветов, обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.  

Материал: шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов, маленькие карты с теми же изображениями.  

Ход ОД: воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель – ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

                                       «Кто где спит»

 

Цель: ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями, формирование действия подбора по образцу.  

Материал: 

  • демонстрационный: большой круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки – человечки);
  • раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка, карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.  

Ход ОД: дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник – вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                    

 

                                        «Гости»

Цель: обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.  

Материал: 

  • демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок – человечков);
  • раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3 – 4 шт.) на каждого ребенка.  

Ход ОД: воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы – на лист бумаги с изображением овала.  

   

«Окраска воды»

 Цель: ознакомление детей с оттенками цвета и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».      

Материал: 

  • демонстрационный: 2 большие банки с наклейками светло – красной и темно –красной, красная гуашевая краска;
  • раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.  

Ход ОД: воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло – красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем – более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло – красную воду в одной из банок, затем темно – красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло – красная вода, где темно – красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.  

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: учить детей чередовать предметы по величине.  

Материал: шнурки, плоскостные бусинки.  

Ход ОД: воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.  

                       «Кислое, сладкое, соленое»

 

Цель: познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.  

Материал: Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы.  

Ход ОД: воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.  

«Найди предмет такой же формы»

Цель: обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.  

Материал: геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

Ход ОД: воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы – круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой – образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.  

«Три квадрата»

Цель: обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.      

Материал:

  • демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины;
  • раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.  

Ход ОД: воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.  

«Достроим домики»

Цель: развитие глазомера детей.  

Материал: 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величины.

Ход ОД: воспитатель предлагает поиграть в игру «Достроим домики». Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.  

«В царстве царя Разноцвета»

Цель: обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.  

Материал: 

  • демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка – царь Разноцвет;
  • раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.  

Ход ОД: воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки – в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.  

«Орнамент»

Цель: обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.  

Материал: 

  • демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см);
  • раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).  

Ход ОД: воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие – по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.  

«Магазин»

Цель: обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.  

Материал: игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3 – 4), разноцветные прямоугольники («чеки»).  

Ход ОД: воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло – зеленый, светло – фиолетовый, темно – красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».  

«Радуга»

Цель: ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.  

Материал: 

  • демонстрационный: картинка «Радуга»;
  • раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.  

Ход ОД: дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.  

«Чудесный мешочек»

Цель: обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.  

Материал: два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.  

Ход ОД: воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.  

«Составные картинки»

Цель: обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.  

Материал: 

  • демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек;
  • раздаточный: круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники.

Ход ОД: воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих столах.  

«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель: обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.  

Материал: предметы, находящиеся в групповой комнате.  

Ход ОД: воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они формы. Затем проводится игра: воспитатель называет какой – то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета. Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.

Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет

В Программе представлена вся информация о  кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧУДО - МИР» социально - педагогической направленности для дошкольников 6-7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности  «ТЕХНОЗНАЙКА»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...