«Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников»
методическая разработка

Смирнова Мария Владимировна сайт воспитателя МДОАУ  Детский сад №  104  г. Оренбург

«Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников». Данная разработка будет полезна для педагогов ДОУ.  Наибольшую помощь она окажет музыкальным руководителя ДОУ. На современном этапе развития общества, возникает необходимость внедрять новые  педагогические технологии, разрабатывать оригинальные методики, применять их на разных этапах педагогической деятельности. Надеюсь, что каждый педагог, ознакомившись с данным материалом, найдет для себя что то новое и интересное для разнообразияработы с ребятишками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 104»

г. Оренбург

Методическая разработка

Тема: «Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников»

Составитель: музыкальный руководитель

Смирнова  М.В.

2023 г.

План

1. Введение

2. Глава 1.Теоретическое обоснование исследования

3. Глава 2. Практическая часть

4. Заключение

5. Литература

Введение

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником     эстетического воспитания» - писала  Н.А. Ветлугина.

Музыкальное образование в современном обществе перестало выполнять лишь специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие  целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. Российский национальный проект «Образование» (последних десятилетий) обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности, создание максимальных условий для самореализации каждого ребенка.

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения, которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его  не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии детей. И они, эти современные технологии, появились и эффективно используются в педагогическом процессе.

Глава 1.

Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека,  основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей.  А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок -  музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», -  задача педагога  -  воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. А привитые дошкольнику желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, Е.Железновой, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,  «Обруч», «Дошкольное воспитание», а также интернет-ресурсы – все это, несомненно, оказалось  очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

●      тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

● разработанная Т.Боровик  практика теории интонационной природы музыки;

●      идеи элементарного музицирования К. Орфа;

●   техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;

●      предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Глава 2.

Наряду с такими целями и задачами, как развитие у детей в процессе овладения различными видами деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, навыков игры на детских музыкальных инструментах, образовались и иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

● создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

●      творческое развитие природной музыкальности ребенка;

● высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

● помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие).

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным   на разных этапах ее развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное и даже интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●      ассоциативности художественного мышления;

● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●      умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

●      палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

●      радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Инновационные музыкально-педагогические технологии, которые используются мною  на практике – это:

Коммуникативные танцы.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных способностей,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жестко-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры

●          развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

●          «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

●          повышают общий уровень организации ребёнка.

●          направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

                           Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.         Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

                                 Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми  необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

●             музыкальность,

●             тембровый слух,

●             тонкость восприятия,

●             ассоциативность,

●             художественность.

А «Сказки-шумелки» в увлекательной форме (сюжете сказки с шумовым оформлением) заставляет думать, фантазировать, подбирать, даже изобретать подходящие звуковые эффекты для иллюстрации текста.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяются условно следующие направления:

●      звучащие жесты и музыка  тела;

●  шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.                Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.  Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Информационно-коммуникативные технологии (компьютерные презентации и музыкально-дидактические игры)

Введение ИКТ  в занятия с детьми вносит элемент сюрпризности, эффектности, а отсюда и привлекательности, а также расширяет кругозор, развивает логическое мышление.

Заключение.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

●  удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения, зарождается индивидуальность ребенка;

●  дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность, развивается коммуникативность,  мышечный аппарат;

● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● совершенствуется речь дошкольников;

● развиваются мелодический слух, чувство ритма, тембровый, динамический слух;

●  музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать  в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого,  что у них всё получается, от возможности себя выразить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.

2.  Костина Э. П. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста /– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Баренбойм Л.А.  Система музыкального воспитания К.Орфа.  М.-Л., 1970г

4. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25,   №2 с.18-33, №4 с.29-41,    №5 с. 23-28,    №6 с. 9-14.

5. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120,  2000г. №5  с.133-141.

6. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

7. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Статья «Технологии освоения современной музыки и воспитания дошкольников»

Основные  методы и технологии освоения современной музыки детьми дошкольного возраста....

Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через применение инновационных музыкально-педагогических технологий.

В методическом материале изложено и обосновано  средство формирования личностной конкурентоспособности у дошкольников – создание конкурентной  среды на музыкальных занятиях. Представле...

Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе»

Семинар-практикум. Филиал АНДОО «Филипп» «Детский сад Щелково -1»...

Доклад "Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе"

Доклад "Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе"...

: «Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников»

: «Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников». Данная разработка будет полезна для педагогов ДОУ.  Наибольшую помощь она окажет музыкальным руководите...