Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

В конспекте музыкального занятия  музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: интересны дошкольникам и выполняют  развивающие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_sredney_gruppe_udivitelnyy_ritm.docx27.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                          детский сад № 18 «Аленушка» г. Павлово

                                   Интегрированное музыкальное занятие  в средней группе

                      

                                                          «Удивительный ритм»

 

                                                                                     Курбатова Марина Николаевна

                                                                               музыкальный руководитель МБДОУ № 18

                                                                               г. Павлово, Нижегородской области

                                                                    2023 г.

Цель:    развивать ритмический слух

Програмное  содержание

Образовательные задачи:

  • учить  детей  слышать  различные  ритмические  отношения  в  музыке;    умению  передавать  их  хлопками,  голосом,  движением;
  • обучать    навыкам  ;
  • добиваться  чистого  интонирования,  умения  удерживать  интонацию  на  одном  повторяющемся  звуке,  петь  выразительно,  передавая  характер  песни;

Развивающие задачи:

  • развивать  эстетическое  восприятие,  произвольное  внимание, чувство ритма,  память;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать  устойчивый  интерес  к  музыке  и  осознанному  отношению  к  средству   музыкальной   выразительности  (ритму);  воспитывать  самостоятельность и  творческую  активность  детей.

 

Музыкальный  материал:  «Песня  и  пляска  птиц»   Н.А.Римского-Корсакова,

песни:  «У  кого  какая  песня?»,      «Слово  на  ладошке»  музыка  Е.Попляновой

                  «Божья  коровка»  русская  народная  попевка

                    «Звездная  полька»  (Австрия)  из  семинара  № 2

                  Т.Тютюнниковой  «Видеть  музыку  и  танцевать  стихи», «Танец  для  рук  и ног» - кантри-  семинар  «Весна – 1»  Т.Боровик 

                  (импровизация), «DAMSELS»

                  - поём  музыку  руками  (импровизация) – диск RONDO  VENEZIANO

  Словестный  материал:   игровое  упражнение  «Дядя  Степа», «Весенняя  телеграмма» стихи  В.Суслова.

                

Атрибуты:   металлофон, деревянная  коробочка.

Техническое  оснащение: музыкальный  центр;  фонограммы:  театральные  шумы, 

               «Песня  и  пляска  птиц» Н. Римского –Корсакова  из  оперы «Снегурочка».

                  

      Ход занятия.

    Дети  свободно  заходят  в  зал,  здороваются  с  гостями.

Музыкальный  руководитель:     Жизнь  была  б  ужасно  скучной,

                                                        Если  б  жизнь  была  беззвучной.

                                                        Как  прекрасно  слышать  звук :

                                                        Шум  дождя  и  сердца  стук,

                                                        Рев  слонов  и  мух  жужжанье,

                                                        Топот,  свист,  мычанье,  ржанье . . .

                                                                                                      (А,Усачев)

                                                      Давайте  послушаем  звуки,  которые  нас  окружают . . . .

                                                      Что  вы  слышите? 

Ответ  детей:      Тиканье  часов,    биение   сердца,   шаги  на  улице и т.п.  

Муз. рук.                                                       Шаги   большого  и  маленького  человека  будут  разными

или  одинаковыми?

Ответ  детей:      Разными.

Музыкальный  руководитель:   Давайте  посмотрим . .   .

              проводится    упражнение   «Дядя  Степа»

   (Выбираются  двое  детей – более  высокого  и  маленького  роста.  Первый – «дядя  Степа»,  а  второй  - «мальчик  с  пальчик»;  он  становится  за  «дядей  Степой»  на  расстоянии  двух  шагов. Остальные  дети,  сидя  на  стульях,  говорят:

                                   Дядя  Степа  длинноногий

                                   По  дороге  зашагал.

Под  этот  текст  «дядя  Степа»  идёт    широким  шагом  и  на  последний  слог  останавливается.

На  слова  детей:

                                   Мальчик  с  пальчик  по  дороге

                                   Вслед  за  дядей  побежал –

«Мальчик  с  пальчик»  бежит  небольшими  шагами  и  на   последний  слог  останавливается  позади  «дяди   Степы»,

Дети:                          Дядя  Степа  оглянулся,

                                   Но  ни  слова  не  сказал.

«Дядя  Степа»  идёт  и  на  ходу  оглядывается.

Дети:                         « Мальчик  с  пальчик»  усмехнулся –

                                   Дядю  Степу  он  догнал.

Тот  бежит  и  останавливается  рядом  с  «дядей Степой».

Это  игровое  упражнение  повторяется  несколько  раз.  При  повторе  оно  может  быть  исполнено  двумя-тремя  парами  одновременно.

Музыкальный  руководитель:     Ребята, что такое телеграмма? (ответ  детей)

                                                   А  в  лесу  тоже  есть  свой  телефонист – дятел.

       Хотите озвучить стихи? 

Стихотворение   В.Суслова                             «Весенняя  телеграмма»

                           Дятел  сел  на  толстый  сук –

                                         Тук да тук.                        (  |   |   |      )

                           Всем друзьям своим на юг –

                                         Тук да тук.                        (  |   |   |      )

                           Телеграммы  срочно  шлет –

                                          Туки-туки-тук,               (  | |   | |   |   )

                           Что  весна  уже  идет –

                                          Туки-туки-тук.               (  | |   | |   |    )

                           Что  растаял  снег  вокруг –

                                          Туки-тук,  туки-тук,      (  | |   |   | |    |   )

                           Что  подснежники  вокруг –

                                          Туки-тук,  туки-тук.      (  | |   |   | |   |   )

                           Дятел  зиму  зимовал –

                                          Тук да тук,                       (  |   |   |      )

                          В  жарких  странах  не  бывал –

                                          Тук да тук.                       (  |   |   |      )

                          И  понятно,  почему –

                                          Скучно  дятлу  одному.

            (Т.Тютюнникова   «Бим!Бам!Бом!»  Сто секретов  музыки  для  детей.

                                 Выпуск 1. Игры звуками. Санкт-Петербург 2003г)

 

Музыкальный  руководитель:

      Эти  звуки  шумовые. А  это  какой  звук?

                                                          (играет  звук  на  металлофоне)

     Этот  звук   музыкальный.  Попробуйте  его  пропеть.

     А  если  я  добавлю  ритмический  рисунок  то,  что  получится?

 играю  на  одном  звуке попевочку :        К  нам  летят  со  всех  концов

                                                                      Стаи  радостных  скворцов.

   А  теперь  получилась  песня? – (ответ детей – «Да»)

   Сколько  было  звуков?  -  (ответ детей -«Один».)

   А  песня   получилась  потому,  что  звуки  были организованы  ритмическим  рисунком.

 Без  ритма  песни  не  получится,  вот  почему  говорится:

                                                 «Ритм – сердце  музыки!»

Я  сыграю  песенку  еще  раз,  а  вы  пропойте   и  прохлопайте  её  ритмический  рисунок..

 

Музыкальный  руководитель:   Есть для вас   загадка. 

                         Чьи  голоса  вы  сейчас  услышите?  

 (звучит  фонограмма   птичьих  голосов – кассета  «театральные  шумы»)  

 Композитор  Николай  Андреевич  Римский-Корсаков  в  своей  опере  «Снегурочка»   при  помощи  музыкальных  звуко  и  ритма передал  пение  птиц. 

Слушайте  внимательно  и  попробуйте определить  характер  музыки ,  каких  птиц  отображает  эта  музыка?

  Слушают: «Песня  и  пляска  птиц» Н.АРимского-Корсакова 

                                                                  из  оперы «Снегурочка»

(диск: «Золотая классика» Римский-Корсаков  «Снегурочка» сюиты  из  опер)

Проводится  беседа  с  детьми:  голоса  каких  птиц  они  услышали? Каков   был  характер  музыки?  Им  предлагается  прохлопать  ритм  плясового  мотива,  который  несколько  раз  повторялся:      | |  | |     |     | |     |     |

При  повторном  прослушивании, услышав  этот  ритмический  мотив, детям  предлагается  отреагировать   на  него – поднять  руку.

                  Повторное  прослушивание  «Песня  и  пляска  птиц»

 

Музыкальный  руководитель:  Давайте  попробуем  сочинить  песни   птиц

 каждая  из  которых   выводит  трели   по- своему,  с  различным  ритмическим рисунком. Будьте  внимательны  и  точно  повторит     придуманный  мною  ритм  песни  каждой  птицы.

                                          «У  кого  какая  песня?»

                  1.    У  соловья  какая  песня?  У  соловья  такая  песня –

                                         |  |     |      | |     |         | |      |       | |       |

                                     «Цех-цех-цех-цех,    Цех-цех-цех-цех»

 

                 2.     У  кукушки  какая  песня?  У  кукушки  такая  песня -

                                                |     |               |     |

                                           «Ку-ку»        «Ку-ку»

 

                  3.    У  жаворонка  какая  песня? У  жаворонка  такая  песня -

                                           | |     | |      | |       | |          | |      | |       | |      | |

                                     «Жив-жив-жив-жив,    Жив-жив- жив-жив»

 

                 4.     У чижа  какая  песня?  У  чижа  такая  песня –

                                  |           |          | |            |          |            |          | |            |

                               Тишь -тишь-тишь- тишь,  тишь-тишь – тишь - тишь».

 

                  5.    У  перепелки  какая  песня?  У  перепелки  такая  песня –

                                 |  |       | |       | |           |        | |        | |       | |        |

                            «Фить-фить-фить –фью, фить-фить-фить-фью»

 

                 6.     У  воробья  какая  песня?  У  воробья  такая  песня –

                                     |           |    |             |           |    |   

                                 «Чик-чирик,        чик - чирик».

 

Музыкальный  руководитель   предлагает  детям  по  ритмическому  рисунку  узнать песню   «Слово  на  ладошке» (музыка   Е.Попляновой

 Дети   исполняют  песню, пропевая прохлопывая   ритмический  рисунок  текста.

  Для  усложнения  поставленной  задачи  педагог  придумывает  новые  слова   и  предлагает  детям  исполнить  песню  еще  раз.

 

Музыкальный  руководитель:  Вы  справились  с  заданием  и  точно  прохлопали  ритм  каждого  слова,   а  протопать  смогли  бы?                    

       исполняется    «Божья  коровка»     (детский  фольклор)                                                1

 

                                                1 раз – дети  протопывают  ритмический  рисунок  песни

                                                2 раз – исполняют  песню  каноном     (стоя  в  двух   кругах)

 

  Предлагаю  вам  пропеть  музыку  руками  так,  чтобы  они  рисовали  музыку,  выполняя  все  её  нюансы: «DAMSELS» (диск  « PondoVeneziano»)

                                                     

Музыкальный  руководитель:     Вы  все  время  двигались,  без  остановки?

                  (ответ детей -  «Нет»)  Ваши  руки  останавливались  вместе  с  музыкой.

                  Остановка   в  музыке  называется   пауза  - знак  молчания.

                  Я  предлагаю  отправиться  на  прогулку,  но  при  этом  отмечать  паузу  в

                  музыке  остановкой  движения -   вот  так! 

                   «Звездная  полька»    (Австрия)  

                           (Семинар № 2  Т.Тютюнниковой  «Видеть  музыку  и  танцевать  стихи»)

 

Музыкальный  руководитель:     Я  знаю,  что  вы  любите  сочинять  и  поэтому

                    предлагаю  вам  ваш  любимый   танец  для  рук  и  ног,  где   сочинителям

                    надо  так  постараться  придумать  движения  в  ритме  танца  и   чтобы   они 

                    не  повторялись.

                            «Танец  для  рук  и  ног»    -  (Семинар Т.Боровик  «Весна 1»)

  Музыкальный  руководитель:   Ребята, вам было интересно сегодня?  Знакомство с удивительным ритмом мы продолжим в следующий раз и помогут нам музыкальные игры.

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

Конспект музыкального занятия "Учимся слушать музыку" (для детей средней группы 4-5 лет)

Это занятие развивает у детей 4-5 лет звуковысотный слух, навыки выразительного пения, умение подыгрывать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах...

Конспект музыкального занятия по теме "Святки - колядки" для средней группы ДОУ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского...

Конспект музыкального занятия «Путешествие в осенний лес» для средней группы ДОУ

План-конспект музыкального занятия в средней группе "Путешествие в осенний лес".  Занятие является итоговым по теме "Осень". На занятии дети должны продемонстрировать свои зна...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма в средней группе В ГОСТИ К ЕЖИКУ

В конспекте музыкального занятия для средней группы музыкально-дидактические игры, помогающие развить чувство ритма у дошкольников...

Конспект музыкального занятия по развитию чувства средствами музыкально-дидактических игр ритма в старшей группе ""прогулка на лесную полянку"

Музыкально-дидактические игры помогают развивать чувство ритма детей дошкольного возраста. Разные игры на развитие ритмического слуха объединены в один сюжет....