Культурные практики
материал

Марченко Валентина Анатольевна

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурные практики в дошкольном образовании»

Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Примерные виды и формы культурных практик»

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

  • сюжетно-ролевая игра
  • режиссерская игра
  • игра-инсценировка
  • игра – драматизация
  • игра-экспериментирование

Творческая мастерская

  • проектная деятельность
  • мини-коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым названием (например, «Веселая ярмарка»)

Старший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.
  • театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • студийная, кружковая работа
  • творческие проекты
  • коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым название (например, «Город мастеров»)
  • проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.)
  • в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.

Чтение художественной литературы

  • группировка произведений по темам
  • длительное чтение
  • циклы рассказов
  • чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.

Все возрастные группы

Досуги

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен
  • театрализованное обыгрывание песен.
  • «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
  • «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)
  • «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам

  • «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...