Единство общечеловеческого и национального воспитания.
статья

Багринцева Татьяна Николаевна

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории Константина Дмитриевича Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_bagrintseva_t.n.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ д/с 25 «Солнышко»

с. Покойного Багринцева Т.Н.

Единство общечеловеческого и национального воспитания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Здравствуйте, а значит здоровья вам и вашим близким.

Сегодня я хочу осветить работу педагогического коллектива МДОУ д/сад №25 «Солнышко» с. Покойного по направлению народности воспитания.

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории Константина Дмитриевича Ушинского.

Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», и других, особенно в работе «О народности в общественном воспитании» он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества.

Воспитание лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность, и это не только позиция Ушинского в данном вопросе, наши педагоги, активно поддерживают Константина Дмитриевича и развивают направление народного воспитания в своей работе взаимодействуя и привлекая родителей.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;

- воспитание навыков и привычек поведения, а делаем мы это с помощью нравственных уроков сказкотерапии. На помощь нам приходят наши бабушки, в своем ДОУ мы используем проект «Сказка от бабушки».

Человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Все это с помощью семинаров, практических мероприятий мы стараемся донести до наших родителей и совместно использовать идею народности воспитания.

Из всего сказанного хочется сделать выводы, что принцип народности - это взаимосвязь родителей, педагогов, старшего поколения и социума в воспитании подрастающего поколения создающая крепкий фундамент развития личности ребенка.

Ребенка - патриота своей страны, где среди народов России не должно быть вражды и распрей. Наш многонациональный край, его люди могут многое рассказать о своих традициях, обычаях. На основе легенд – можно рассказывать историю нашего северного Кавказа.

Воспитание человека толерантного и уважающего традиции и уклад других народов, мы реализуем через беседы, использование художественной литературы и традиционный фестиваль «Дружинка».

Дружба народов Кавказа представлена в нем не только в теоретических аспектах, но и демонстрацией национальных блюд и костюмов, танцах и промыслов. Реализации этого направления выстроена на тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа.

В системе работы ДОУ выстроена уже многолетняя работа с воспитанниками, родительской общественностью и социумом.

Неизменной отличительной чертой русского народа была лишь прочная православная вера. Все эти свойства, по мнению Ушинского, должны были учитываться при выработке концепции национального русского воспитания.

Согласно годового плана и договора взаимодействия выстроена систематическая работа по посещению воспитанниками ДОУ Храма Архангела Михаила в селе Покойном (с письменного разрешения родителей). Разработан проект «Лучики Добра» наставником, которого является наш батюшка, так называют его наши воспитанники , протоиерей Иоанн Кузнецов, является частым гостем на мероприятиях ДОУ и посещает детей с обучающими рассказами об истории и традициях православной веры. Воспитание духовно-нравственного человека, это одна из основ Российской педагогики.

История народа - это душа России, ее прошлое и будущее. Ребенок наглядным примером должен изучать восхитительную, полную захватывающих моментов старину. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

«Без прошлого-нет будущего» - это не просто слова, это основа основ в работе по знакомству детей нашего ДОУ с культурой, фольклором, традициями родной страны.

Уже более 12 лет ДОУ работает по программе «Растить - патриотов».

История и быт казачества отражены в музее «Казачий курень», который находится на территории ДОУ. Традиционные мероприятия «День матери Казачки», «Дедова Шашка», «Верстание Казачат» это результат кропотливой и продуктивной работы по проекту патриотического воспитания. Казачий кадетский корпус приглашает юных казачат на присягу, где ребята наблюдают традиции обучения и воспитания старшего, школьного возраста.

Воспитанники ДОУ являются призерами многих конкурсов патриотической направленности.

Сравнительно не давно «10 лет назад» в ДОУ было открыто еще одно направление, проект «Моряками быть - родине служить». Наставником является капитан первого ранга Сатин Андрей Анатольевич который, приезжает из Санкт Петербурга. В рамках работы по этому проекту на территории ДОУ был открыт музей с одноименным названием, памятник легендарной подлодки С-13, на которой служил наш земляк Коробейников Михаил Иванович. И это связующая нить сохраняет память о великой победе наших земляков в Великой отечественной войне.

С сентября продолжается работа по актуальному направлению «Разговоры о важном» и уже традиционное поднятие государственного флага на территории ДОУ и исполнение гимна Российской Федерации, становится традицией на построение выходит весь детский сад от мала, до велика.

История России начинается с каждой семьи и не маловажно знакомить ребенка с родословной, традициями своего маленького мира под названием «Семья».

Как бы не была продумана и распланирована работа педагога в патриотическом воспитании воспитанников, в одностороннем порядке результат не возможен. А если он будет, то поверхностным.

Теоретическая и практическая значимость работы по данному направлению заключается, что вся работа ведется в тесном контакте и с семьями воспитанников и с социумом. 

Выстраивание перспектив дальнейшей работы над темой, экология - забота о будущем, всем народом, ведь патриотизм – это не только история традиций и обычаев, но и бережное отношение к своей отчизне, ее красотам. Новые совместные проекты, поисково-исследовательская деятельность воспитанниками, педагогами и родителями.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной

(патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ

Перспектива, 2011.

 2.«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ

Сфера, 2005.

3.https://studfile.net/mpgu/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

национальное воспитание

доклад на тему: "Национальное воспитание"...

Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования

В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...

Обобщение опытом на тему : "Национальное воспитание"

Обобщение опытом на тему: " Национальное воспитание"  на кустовом методическом объединение воспитателей по обучению детей татарскому языку ....

презентация уголка по национальному воспитанию

уголок по национальному воспитанию в средней группе...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"

То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...

Патриотическое воспитание как основа духовно- нравственного единства общества- уголок патриотического воспитания.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер з...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания детей дошкольного возраста"

У детей в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Таким образом, начинается процесс осознания...