Проект «Зимние забавы»
методическая разработка (средняя группа)

Парамонова Светлана Анатольевна

Краткосрочный проект "Зимние забавы" для среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "зимние забавы"60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимние забавы»

Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта: 09.01.2023 – 20.01.2023

Участники проекта: воспитатели, дети 4-5 лет, родители

Актуальность

Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное внимание на развитие организма. Нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте. В результате может задерживаться общее развитие ребенка. Снижаться физкультурные и адаптационные возможности, повышается заболеваемость.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т.д.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о зимних видах спорта, играх и забавах. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т.д.) и позволяет устанавливать причинно-следственные связи.

Цель проекта: создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми в зимний период.

Задачи:

  • Расширение и углубление знаний и представлений детей о зиме;
  • Расширение представления у детей о зимних играх и забавах;
  • Обучить детей элементам спортивных зимних игр;
  • Формирование активной жизненной позиции в вопросах укрепления здоровья, овладения навыками здорового образа жизни.
  • Формирование представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы;
  • Знакомство с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега – белый, пушистый, хрустящий и т.д.);
  • Развитие наблюдательности, познавательной активности, инициативы;
  • Развитие связной речи, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
  • Развивать умение передавать эмоциональное впечатление о зимних забавах в рисунках, поделках;
  • Привлечение родителей к активному взаимодействию с педагогами ОУ, к непосредственному участию в мероприятиях;
  • Создание картотеки игр, забав, стихотворений, загадок.

Формы и методы реализации проекта:

Формы: наблюдения; беседы; ситуативный разговор; восприятие художественной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные игры; консультации.

Методы:

Словесные: беседа, восприятие художественной литературы, рассказ воспитателя, загадки.

Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг.

Практические: продуктивная деятельность, музыкально-физическая деятельность.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры.

Форма проведения: в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни.

Предполагаемый результат проекта: По окончанию проекта дети расширят представления о зимних играх и забавах. Приобщатся к здоровому образу жизни посредством проведения зимних забав, развлечений, игр. Дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополнится и расширится словарный запас. Кроме того, восприятие природы поможет развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому.

Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап:

- определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

- подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений, подвижных игр;

- разработка занятий, презентаций;

- подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности;

- информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Основной этап.

Познавательное развитие

Беседа «Зимние забавы». Цель: Создание условий для формирования у детей представления о зимних видах спорта.

Конструирование «Снежная крепость». Цель: Создание условий для формирования у детей пространственно-временные представлений, умение объединять постройки единым сюжетом, сообща обыгрывать их.

Д/и: «Кто что делает?», «Зимние забавы», «Раз, два, три посчитай», «Что забыл нарисовать художник?», «Что сначала, что потом», «Зимние слова».

Развивающие математические игры: «Разложи по цвету», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Найди отличия».

Опыты: «Какой бывает снег?», «Снег – вода – лёд», «Как снег становится водой?».

Экспериментирование: «Снежинки на варежке, на руке», «Разноцветные льдинки».

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, сосульками, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты), за деревьями, трудом дворника, за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).

Речевое развитие

«Путешествие в зимний лес». Цель: Создание условий для формирования у детей умения соотносить увиденный зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Составление описательного рассказа по картине «Дети на прогулке». Цель: Создание условий для формирования у детей умения составлять короткий описательный рассказ по картине.

Заучивание стихотворения О. Борисова «На дворе метель и стужа…». Цель: Создание условий для развития у детей интонационной выразительности при чтении стихов.

Пересказ рассказа «Снеговик». Цель: Создание условий для формирования умения у детей пересказывать литературные произведения.

Словесно-дидактические игры: «Послушай и отгадай», «Назови ласково», «Один – много», «Скажи со словом – зимний», «Закончи предложение», «Найди пару», «Угадай, что изменилось», «Кто, что умеет делать», «Подбери слова-признаки»; «Подбери слова-действия».

Артикуляционная гимнастика: «Путешествие весёлого язычка».

Дыхательная гимнастика: «Зимний ветер»; «Подуй на снежинку».

Чтение художественной литературы: Я. Аким «Первый снег»; В. Артюховой «Белый дед»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; С. Дрожжия «Улицей гуляет...»; Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»; И. Суриков «Зима»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; Н. Носов «На горке»; Н. Сладков «Неслух», рнс «Снегурочка», «Зимовье»; «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; В. Козлов «Заколдованная девочка». загадок о животных и признаках зимы. Цель: Воспитание эмоционально-образного восприятия литературного произведения; учить оценивать поступки героев; закрепить представление о времени года «зима»; развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, выразительность речи.

Социально-коммуникативное развитие

«Зимняя прогулка». Цель: Создание условий для формирования у детей умения соотносить увиденный зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

«Безопасность на льду». Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о правилах безопасного поведения на льду в холодное время года.

Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Зима в лесу»; «Безопасное поведение зимой в городе, в лесу, на реках»; «Зимние забавы»; «Если хочешь быть здоров…»; «Опасный лёд».

Рассматривание иллюстраций и картин: «Звери зимой»; «Зимние забавы»; «Зимний пейзаж»; «Зимние виды спорта».

Художественно -эстетическое развитие

Рисование «Снеговик и ёлочка»; «Мы гуляем»

Лепка: «Снеговик»; «Елочка», «Что нам надо для игры»

Аппликация: «Снежинка»;

Слушание музыкальных произведений: «Про Новый год»; «Кабы не было зимы»; «Дедушка Мороз»; «В лесу родилась ёлочка».

Драматизация сказки «Рукавичка».

Музыкальная игра: «Дед Мороз».

Физическое развитие

Физкультминутки: «Мы слепили снежный ком»; «Есть у каждого свой дом»; «Снежинки».

Игровые упражнения: «Поймай снежинку».

Подвижные игры: «Мороз – красный нос»; «Два Мороза»; «Снежинки и ветер»; «Птички в гнёздышках»; «Прокати снежный ком», «Попади снежком»; «Лыжники»; «Снежный бой»; «Лиса и зайцы»; «Заморожу». Игры в снежки. Катание с горки на санках-ледянках.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке, расчистим дорожки. Цель: Создание условий для формирования у детей ответственного отношение к труду, умение выполнять коллективные поручения.

Постройка снежной горки для куклы. Цель: Создание условий для формирования у детей привычки к трудовому усилию, развитие умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.

Работа с родителями:

Информационный материал «Детям о зиме»

Памятка для родителей «Правила безопасной прогулки» 

Консультации: «Зимние забавы», «Зимние травмы», «Профилактика гриппа и коронавируса»

3. Заключительный этап:

Анализ результатов проекта, организация фотовыставки, детских работ.

Итоги проекта: В процессе реализации проекта, мы пришли к выводу, что подобные игры, забавы, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься зимними видами спорта, принимать активное участие в подвижных играх и забавах на прогулке. Повысились знания о значимости здорового образа жизни, о правилах безопасного поведения на прогулке. Активизировалась речевая активность детей. Расширились знания детей и родителей о зимних видах спорта, играх, забавах. Повысилась самооценка детей. Удалось активизировать родителей в принятии участия в фотовыставке.

Список литературы:

  1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Воспитание детей в средней группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. М, 1982.
  3. Губанова Н.Ф., Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.Осокина Т.А., Тимофеева Е.А., Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1981.
  4. Дыбина О.Б., Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Иванова А.И., Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М, 2007.
  6. Рыжова Н. А., Экологическое воспитание в детском саду. М., 2001.
  7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимние забавы"

Три вопроса.Тематические паутинки....

Проект "Зимние забавы"

педагогические проект в группе компенсирующей направленнности для дететй с нарушением речи (подготовительная группа)...

Проект "Зимние забавы"

Различные виды снежных построек, их назначение на прогулочном участке. Игры с детьми зимой....

Проект «Зимние забавы»

Формирование желания заниматься зимними видами спорта....

Итоговое интегрированное музыкальное занятие в рамках проекта "Зимние забавы" для детей подготовительной логопедической группы.

Интегрированное итоговое музыкальное занятие "Зима" проводилось в январе 2014г. основная цель: обогащение знаний детей об окружающем мире на музыкальных занятиях. Воспитание у детей положительного отн...

Проект "Зимние забавы"

Проект "Зимние забавы" для средней группы....

Проект " Зимние забавы"

создать условия для активной, разнообразной, творческой , игровой деятельности, для развития навыков сотрудничества со сверстниками в игре....