«Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Презентация опыта работы «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики». Дизайн – мышление – это уникальный метод, с помощью которого можно создавать уникальные продукты, ориентированные для детей, для решения разных педагогических задач и самообразования. Одним из таких продуктов можно рассматривать процесс обучения и взаимодействия в образовательной среде. Задача педагога ДОУ состоит в том, чтобы не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, но и сделать его  более креативным, привлекательным для воспитанников, родителей и коллег.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Педагогический дизайн как новый формат обучения. Педагогический дизайн - модная тенденция или необходимость? Актуальность темы. 19.09.2023г.

Дизайн – мышление и современный педагог дошкольник.

Слайд 1: Что такое дизайн-мышление? Термин ввел американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон.

«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного» -  так сказал Шарль-Луи де Монтесье.

         Мы живем и работаем в быстро меняющемся мире.

Образование — это наш пропуск в будущее, так как завтрашний день принадлежит тем, кто приготовился к нему сегодня.  Привычка учиться – тенденция современного педагога.

Слайд 2: В настоящее время в образовании нужен новый̆ подход к инновациям — мощный̆, эффективный̆, широкодоступный̆, интегрируемый̆ во все аспекты педагогической работы; Дизайн - мышление предлагает именно такой̆ инновационный подход, именно поэтому данная методология получила такое широкое внедрение в образовательные практики.

Дизайн-мышление делает возможным использование метода работы дизайнера для не - дизайнера, пошаговый подход к креативному решению проблем.

Дизайн - мышление — это подход к деятельности. К тому, как организовывать работу, с чего начать ее выполнять и для чего вообще что-то делать. За словосочетанием «дизайн-мышление» во главе угла стоит полезность. Полезность того, что ты делаешь: ценность для конкретного пользователя, человека.

Дизайн – мышление может использоваться как целой командой педагогов, так и индивидуально. 

Познакомившись с дизайн - мышлением ближе, вы сможете самостоятельно адаптировать методологию под конкретные задачи. 

Важно понимать, что процесс дизайн - мышления итерационный: мы выдвигаем идею, тут же ее тестируем, получаем результат и используем полученный опыт для поиска еще более лучшего решения. 

Слайд 3: В практике педагога дизайн – мышление – это уникальный метод, с помощью которого можно создавать уникальные продукты, ориентированные для детей именно его группы, для решения разных педагогических задач и самообразования.

При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать образовательный процесс более гибким.

В силу того, что в настоящее время обучение, как образовательный процесс, перешло от трансляции знаний к формированию и развитию навыков и компетенций, мы говорим о необходимости формирования таких навыков как: работа в команде, развитие коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, развитие дивергентного (нестандартного) мышления.

Еще Я. Коменский, Л. Выготский и др. обсуждали проблему повышения эффективности учебного процесса за счет применения вспомогательных средств и изменения характера взаимоотношений преподавателя и обучающегося.

Основатель педагогического дизайна в России А.Ю. Уваров рассматривает педагогический дизайн как приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении, и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

В педагогическом дизайне образовательная среда и учебный процесс строятся так, чтобы их можно было гибко изменять и адаптировать под запросы обучающихся.

Слайд 4: Принципы работы педагогического дизайнера и модели создания образовательных программ:

Тех, кто испугался слова «дизайнерские», успокоим сразу: быть художником вам не придется. Своим трудом вам предстоит вовлекать воспитанников в образовательный процесс, наглядно и грамотно представлять материал, а также оценивать эффективность собственной деятельности. Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи:

  1. Выясняет, что нужно группе воспитанников. Речь идет как об информационных потребностях, так и об особенностях восприятия. Все это предстоит связать с ожидаемым результатом.
  2. Ставит цели обучения, раскрывает их через частные задачи.
  3. Подбирает / составляет образовательные материалы, соответствующие аудитории и поставленным целям, оформляет их для наиболее эффективного представления.
  4. Разрабатывает систему оценки результатов.

Как видите, оформительские навыки здесь – лишь капля в море. Если воспитатель от природы лишен художественного вкуса, не обладает глазомером и страдает дальтонизмом, это не значит, что педагогическим дизайнером ему не быть.

Если бы современным детям было достаточно почитать худ.литературу и воспитателю провести занятие по конспекту, в педагогических дизайнерах никто бы не нуждался. Современный курс должен включать не только текст, но и инфографику, интерактивные задания, видео. Базовый принцип дизайн- мышления: 1. поддержание активности. Знания усваиваются лучше, если приобретаются в процессе активной деятельности. Особенно, когда мы говорим о дошкольниках.

  1. Обратная связь. Она должна быть стабильной и постоянной. Обязательно каждый раз проговорить с ребенком, что узнали и что получилось в процессе деятельности.
  2. Еще один важный принцип, который для аудитории остается незамеченным, – это итоговая оценка эффективности. Очень важно оценить деятельность и сделать вывод: надо ли двигаться далее в этом направлении, что поменять и насколько интересной была тема. Это легко оценить степенью вовлеченности ребят в образовательный проект.

А также педагогический дизайн основывается и на других базовых принципах: научности, наглядности, доступности, непрерывности, преемственности и комфортности – обеспечение для обучающихся удобства.

Роберт Ганье — американский психолог образования. Он был экспертом по педагогическому проектированию. И считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. По его мнению, воспитанник должен перейти из одного состояния ума в другое. Воспитатель же помогает ему пройти этот путь, который представляет, как последовательность из девяти событий. Эти 9 событий рассмотрим чуть позже, на конкретном примере.

Дизайн – мышление: этапы, приемы и «инструменты» генерации новых идей:

Дизайн - мышление по своей сути — это практика быстрых и полезных действий.

Причина, по которой дизайн - мышление зарекомендовало себя как способ решения сложных проблем, заключается в том, что оно всегда — независимо от масштаба проблемы — держит человека (воспитанника) в центре и созданные «уникальные продукты» ориентированы на конкретную возрастную группу воспитанников. 

Независимо от выбранного определения в методологии дизайн - мышления выделяются от 5 до 7 этапов.

Рассмотрим основные этапы дизайн – мышления на примере занятия по финансовой грамотности.

Слайд 5: Методология дизайна- мышления по финансовой грамотности.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.

Для создания уникальности проектов, занятий задействуются не только группы, но и другие помещения и среда ДОУ, в моем случае это посещение комнаты экологии и использование развивающей предметно- пространственной среды В.В.Воскобовича «фиолетовый лес».

слайд 5: хочу представить вам, разработанный мной- уникальный продукт- творческое креативное занятие по финансовой грамотности «Благотворительная ярмарка» в подготовительной группе, по всем 7-ми этапам дизайн- мышления.

слайд 6: 1-й этап «Определение проблемы».

Для себя я определила следующую проблему: помочь детям дошкольного возраста сформировать представление о понятии «благотворительная ярмарка».

        Проблема для воспитанников заключается в следующем: Героиня фиолетового леса- Долька- устроила в фиолетовом лесу «Благотворительную ярмарку» ко Дню Пробуждения природы и обратилась к ребятам за помощью: в приобретении Золотого плода для зверят- цифрят, чтобы они смогли восстановить и укрепить свой организм после зимнего сна.

        Через определение проблемы для воспитанников наблюдается Привлечение внимания воспитанников и дает возможность пробудить любопытство.

Слайд 7: Знакомимся со сказочной героиней фиолетового леса-  Долькой.

Слайд 8: 2-й этап «Исследование проблемы».

Выяснить у детей значение понятий «Ярмарка» и «благотворительная ярмарка».

На данном этапе дизайн- мышления происходит информирование воспитанников о целях занятия: объяснить, что на благотворительной ярмарке, люди покупают какие-то вещи, а деньги, которые они отдают за вещь, идут на доброе дело. В нашем случае доброе дело- помощь зверятам- цифрятам. Чтобы они смогли приобрести на вырученные деньги Золотые плоды, для укрепления и восстановления организма после длительного зимнего сна.

 Слайд 9: Предварительно ребята знакомятся с монетами достоинством в 1, 2, 5 и 10 рублей. И каждый воспитанник получает набор монет для игры.

Слайд 10: 3-й этап «Генерация идей» (творческий, креативный этап, где идет работа в команде).

На этом этапе идет повторение изученного материала на примере проведенных осенней ярмарки и ярмарки на Масленицу).

Повторяем, перечисляем с детьми, чем можно заняться на ярмарке. Для себя я исследовала много идей игр- заданий для ярмарки, уже определила и выбрала для реализации несколько наиболее интересных и полезных для своих воспитанников. И уже с ребятами, на данном занятии, конкретизирую, что на ярмарке можно купить игрушки или прокатиться на аттракционе «Карусель».

Слайд 11: Чтобы попасть на благотворительную ярмарку в фиолетовый лес перед ребятами ставится новая проблема: как можно преодолеть озеро Айс. Ребята высказывают свои предположения: можно переплыть на лодке, корабле, на плоту и т.д. Можно перелететь на вертолете, самолете, дельтаплане.

Педагог, в свою очередь, предлагает и знакомит детей с паромом (на телевизор выводится картинка парома). И перед ребятами ставится новая логическая задача- покупка билета на паром.

Слайд 12: 4-й этап. Прототипирование: изготовление мною атрибутов к играм (билеты на паром и аттракцион, печать и ламинирование монет разного достоинства, картинки сказочных героев- Долька и китенок озера Айс, разноцветные рыбки для рыбалки, красочные и понятные ценники, разрезные паззлы монет, картинки зверят- цифрят); сбор материалов и оборудования: счетные палочки, деревянные игрушки для магазина, вертушка с лентами для карусели, музыкальные композиции, картинка парома.

  1. Выбор лучшего решения: из всех идей я выбрала следующие игры:

- магазин деревянных игрушек

- рыбалка на озере Айс

- физминутка «Карусель»

- игровое упражнение «Собери паззл»

- игровая задача со счетными палочками

6. Внедрение (реализация):

   - проигрывание данных игровых ситуаций с детьми.

Слайд 13: Игровая ситуация: покупка игрушки за монеты.

Показ выполнения действий при покупке игрушки (воспитатель «покупает» у Дольки одну игрушку, объясняя, сколько монет какого достоинства она взяла, чтобы получить тот или иной ценник на игрушке):

Далее идет - проигрывание ситуации покупки деревянной игрушки воспитанниками (несколько решений одной и той же задачи с определенным числом на ценнике, выбор наиболее приемлемого (удобного) варианта решения примера на сложение и объяснение своих действий).

Обращение к аудитории: на ценнике указано 8 руб. Какие решения одной и то же задачи можете предложить вы? Из каких монет можно получить 8 рублей?

Слайд 14: Игра «рыбалка» на озере Айс.

(На оз. Айс крепятся разноцветные рыбки с названием и ценниками).

- Проигрывается ситуация покупки рыбки. Ситуация с ценой рыбки такая же как и в предыдущей игре.

Слайд 15: Физминутка «Карусель» под музыкальную композицию, что способствует смене деятельности с умственной на физическую: для отдыха и вовлечение воспитанников в двигательную активность.

Слайд 16: Задание: собери паззл (разрезанные картинки монет 5 и 10 рублей.

Слайд 17: Последнее задание: игровая задача со счетными палочками.

Зверята- цифрята просят помочь купить им Золотой плод. Посчитать, хватит ли им денег? Ребята осуществляют действия со счетными палочками (составляют и решают пример на вычитание).

Слайд 18: 7-й этап «Оценка» (рефлексия).

С помощью вопросов к воспитанникам оцениваю успешность уникального продукта- занятия. И определяю ценность работы над занятием. После чего делаю вывод, определяю ориентиры для улучшения решения проблемы по фин.грамотности.

Данное занятие было примером дизайн- мышления для педагога.

Слайд 19: Дизайн- мышление как метод исследовательской деятельности.

Продукт дизайн- мышления для воспитанников может стать исследовательская деятельность; уникальный полезный продукт для детей- это знать, понимать свои действия.

Создание уникального продукта через интерес детей (продукт интересен и полезен для воспитанника).

Кратко рассмотрим пример создания такого уникального продукта воспитанницей. А также этапы работы по исследованию и наблюдению за данным продуктом можно посмотреть по экологическому воспитанию с темой «Травянчик Здравик для кошки Маси». Все этапы дизайн- мышления демонстрирует воспитанница, совместно с мамой и под руководством воспитателя.

Слайд 20: 

  1. определение проблемы
  2. исследование проблемы
  3. генерация идей

Слайд 21: 4. прототипирование и 5. выбор лучшего решения. Мною было предложено вырастить травку для кошки не просто в обычном цветочном горшке, а в виде травянчика. А мама с ребенком затем уже выбрали для себя в виде чего будет их травянчик и как его можно изготовить. Определили необходимое оборудование, материал и какую травку посадят.

Слайд 22: Приступили к изготовлению травянчика- мышки. Все этапы создания травянчика зафиксировали на фото.

Слайд 23: Далее 6-й тап «Внедрение». Воспитанница приносит травянчика в ДОУ и под руководством воспитателя ведет наблюдение за прорастанием травки. Самостоятельно делает зарисовки в дневнике наблюдения с помощью условных обозначений.

Слайд 24: На второй день отмечает появление первых корешков травки, ростков не наблюдается.

Слайд 25: На 4-й день- обильное появление корешков и на 5-й день- появление первых ростков травки (овса).

Слайд 26: Проводим измерение интенсивности и быстроты роста витаминной травки с помощью линейки.

Слайд 27: На10-11 день наш здравик оброс и готов к употреблению.

Слайд 28: Делаем выводы о ценности и полезности уникального продукта – Травянчика Здравика для кошки Маси. Итог работы над уникальным продуктом- это заполнение дневника наблюдения за исследуемым предметом- травянчиком Здравиком.

Слайд 29: Вывод по дизайн- мышлению

Таким образом, Дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.

Дизайн-мышление позволяет улучшить процесс обучения, сделать его более активным и интересным. В каждой области есть эксперт, преподаватель, который передает знания и контролирует, насколько хорошо воспитанник их усвоил. Следует отметить, что Дизайн-мышление делает обучение творческим процессом, развивая критическое мышление воспитанников и заставляя их мыслить оригинально. Пошаговое решение проблем креативно, нестандартно- создание уникального продукта в работе с педагогами и в работе с воспитанниками.

Слайд 30: СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие здорового образа жизни в современной дошкольной педагогике

Здоровье - это физическая. Гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни ...

Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СЛОВАКИИ

Публикации в международном журнале «Наука и Мир» (№ 11 (27), ноябрь) http://scienceph.ru/d/413259/d/scienceandworldno11(27)novembervol.ii_0.pdf Аннотация: mетодологические основы педагогики ...

Идеи К.Н. Вентцеля в современной дошкольной педагогике

Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком....

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...

Презентация: Опыт работы по теме «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»

Инновационный подход в современной дошкольной педагогике с использованием практики дизайн- мышления или  study skills. Дизайн - мышление — это практика полезных действий, способ креативного...

Презентация опыта работы по инновационной деятельности в ДОУ: «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»

Презентация опыта работы по инновационной деятельности в ДОУ: «Дизайн- мышления или  study skills в современной дошкольной педагогики». Дизайн - мышление — это практика...