Мастер – класс на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
материал
Мастер – класс на тему:
«Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 314 2Золушка» Моргаушского района Чувашской Республики
(МБДОУ«Детский сад 314 2Золушка» Моргаушского района ЧР)
Мастер – класс на тему:
«Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Автор-составитель:
Старший воспитатель Блинова М.В.
д. Падаккасы, 2022 г.
Цель: Активизировать педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Задачи:
1. Продемонстрировать умения, позволяющие достигнуть положительного и качественно нового результата в воспитательной работе, прокомментировать эффективность применения новых форм и методов работы.
2. Познакомить участников мастер-класса с квест-технологией.
3. Вовлечь педагогов в активное усвоение новых профессиональных умений.
Участники: педагоги.
Оборудование: задания в конвертах, фломастеры, стол, ручки, бумага, ноутбук, видео-презентация.
Цель: формирование готовности педагогов к применению квест – технологии в
условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи.
1. Сформировать у участников мастер класса представление о квест – технологии.
2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной
деятельности с применением квест – технологии.
3. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках
участия в квест – игре.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в профессиональном отношении. Эти линии развиваются параллельно. Воспитательная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Одним из путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами новых инновационных методов и форм работы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Мы знаем, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говориться, что:
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, процесс воспитания направленный на развитие личности, её социализации.
Неразвивающийся педагог не может, воспитать творческую, созидательную личность. Повышая профессиональное мастерство, мы повышаем качество образования.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога». Проведу его в нетрадиционной форме с использованием некоторых элементов тренинга, игровых технологий и других форм работы. Мне хотелось на примере показать, что данные технологии, которые мы будем сегодня рассматривать, при выполнении заданий, так же можно использовать в своей воспитательной работе с обучающимися, они, замечательно вписываются в концепцию, заданную ФГОС. Мы должны сформировать уверенность в правильном выборе своей профессии, научится действовать и общаться в своём коллективе, повышать свой профессиональный уровень, наверняка вы слышали такое выражение «не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Всем нам известно, что игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Начать наше общение хотелось бы с таких слов: «Чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты». И я предлагаю начать нашу работу, вам необходимо справиться с заданиями, которые я вам подготовила, за правильность их выполнения вы будите получать конверты с подсказками, они помогут вам справиться с итоговым заданием.
Давайте, вспомним, что такое ФГОС и подберем к нему слова – синонимы.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ …….
Задание 1. Синоним слова «Стандарт»
1. эталон 2. трюизм 3. казенщина 4. евростандарт 5. образец 6. ходячая монета 7. шаблон 8. штамп 9. трафарет 10. стереотип 11. ост 12. модель 13. тираж 14. рутина 15. клише 16. общее место 17. прописная истина 18. избитое выражение 19. образчик 20. гост.
Правильные Ответы:
эталон гост типаж евростандарт образец образчик шаблон штамп трафарет стереотип | ост модель казенщина рутина клише общее место прописная истина избитое выражение ходячая монета трюизм |
Сегодня перед многими педагогами встает вопрос, а надо ли повышать свой профессиональный уровень, стать креативным педагогом. Должен ли современный педагог обладать данным признаком.
По моему, это бесспорно, педагог должен быть креативным, но для чего?
- чтобы быть современным;
- чтобы быть увлекательным;
- чтобы быть интересным;
- чтобы быть успешным.
Педагогическая креативность развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства.
Так какими же качествами личность обладают креативные люди?
Задание 2. Я попрошу каждого из вас назвать на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют личность педагога.
Инициативность, уверенность, свобода мышления и суждений;
Беглость (легкость, продуктивность – количество идей, возникающих за единицу времени);
Гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую); Восприимчивость – способность легко воспринимать что-либо, приходящее извне, переключаться с одной идеи на другую.
Любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
Точность (стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели);
Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям.
Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий.
Восприимчивость – способность легко воспринимать что-либо, приходящее извне, переключаться с одной идеи на другую.
Сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Итак, назовите какими качествами должен обладать современный педагог? Послушаем ваши варианты…
Вы считаете себя креативным?
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать, но это не обязательно говорит о том, что вы должны идеально рисовать, сочинять стихи, музыку. Креативность проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, так как это показатель его профессиональной компетентности.
Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время первой мировой войны некому мистеру Харрисону жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Харрисон написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Харрисон мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Харрисон).
А мы продолжаем:
Задание 3. Данное задание включает несколько упражнений. Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким-то образом презентовать.
Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут вы должны составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
Упражнение «Перевёртыши».
Уважаемые коллеги, обучающиеся не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
Упражнение «Скажи-ка, правду»
Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления. Для выполнения этого задания необходимо 2 человека, каждый из Вас получает от меня один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы и отдать их мне.
Примерные вопросы:
1. Имена скольких участников тренинга начинается на букву «И»?
2. Сколько окон есть в коридоре второго этажа нашего здания?
3. Что написано на входнойзала, в которой мы находимся?
5. Сколько ламп дневного света расположено в методическом кабинете?
8. Сколько горшков с цветами находиться в данном кабинете?
9. Сколько лет нашему образовательному учреждению?
Упражнение «Определи понятие по описанию».
Лексическое значение этого понятия в словах трактуется, как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
Толковый словарь русского языка определяет данный термин, как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
В обществе - всегда есть спрос на квалификационную, творчески мыслящую, способную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире (Ответ: Профессиональная компетентность)
Задание 5. «Новогодний коллаж».
Четырём участникам даётся задание: на листе нарисовать новогоднюю композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трёх квадратов, одного овала, двух кругов и одного прямоугольника. Когда рисунки готовы, педагоги рассказывают о своём творчестве.
Задание 6. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву.
Например: Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Задание 7. «Собери высказывание»
Вам необходимо за 1 минуту собрать в правильном порядке цитату.
1. "Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. Дьюи
2. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С. Макаренко
Задание 8. «Синквейн»
Участникам предлагается сочинить стихотворение на тему инновация по следующей форме:
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2.вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4.четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5.пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Задание 9. «Ассоциации»: по предложенным словам – ассоциациям, которые находятся у вас в конвертах нужно определить термин, который необходим в вашей работе. (ответ: инновации)
Изобретение
Нововведение
Новшество
Отбор
Внедрение
Ареал
Целесообразность
Идея
Инициатива
И в заключении мне хотелось бы сказать знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными?
Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут
единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти
множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников. Спасибо за общение.
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...
Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОО»
Ход деловой игры с педагогами в детском саду...
Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"
Очень интересная форма проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...
Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
Какие они будут, наши дети!Ведь все это зависит лишь от нас,И на пороге будущих столетийБыть может, они будут лучше нас. А. Шершунович, Т. Чукасова...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...