НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА – МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
материал

Опыт работы музыкального руководителя по наставничеству

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Золотухина Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №29 «У Лукоморья» 

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА – МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Добрый день, уважаемые, коллеги! Мы рады вас приветствовать на Августовском совещания работников образования.  Тема нашей сегодняшней встречи: «Наставничество – тренд современного образования: от идеи к результату».

Предлагаю начать наше мероприятие с упражнения-приветствия.

Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я сегодня….»

Цель: снятие эмоционального напряжения, объединение участников.

Правила: Все участники сидят на стульях. Первый игрок поворачивается лицом к аудитории и говорит: «Здравствуйте. Я сегодня ….» (называет свое состояние или характеристику). В ответ игрока приветствуют аплодисментами. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих (выбрать ограниченное число участников для приветствия).

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в дошкольных образовательных организациях молодых специалистов поднимается на различных уровнях. А между тем, по-прежнему существует проблема, как привлечь в детский сад грамотных молодых педагогов и как удержать их. Согласно статистике, из выпускников педагогических сузов и вузов только небольшая часть идет работать в детские сады. Но еще более печален тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.

Проблемы, возникающие в работе молодого педагога (проблема адаптации в коллективе, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста) вполне можно решать в стенах образовательного учреждения при помощи качественной организации сотрудничества наставников с начинающими педагогами.

Период вхождения молодого специалиста в профессию отличается напряженностью, и вместе с тем важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, есть риск, что он вообще оставит свою профессию. Помочь молодому специалисту могут коллеги: педагоги с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом, оказать эмоциональную поддержку и т.д.).

Важная роль в решении этой проблемы отводится наставничеству. И, как отмечал В. В. Путин: «Это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». Ведь текущий учебный год по указу президента ознаменован годом «Педагога и наставника».

Наставничество представляет собой процесс обучения и воспитания, в котором человек со значительным опытом и знаниями, выполняющий эталонную функцию, обеспечивает обучение, защиту, поддержку, советы и дружескую помощь менее опытным и компетентным лицам с целью содействия личностному и профессиональному росту и развитию.

На основании приказа руководства ДОУ, в 2021-2022 учебном году выполняла функции наставника. На начальном этапе работы определила цель и задачи взаимодействия с молодым специалистом – музыкальным руководителем.

В данный учебный период цель моего наставничества заключалась в оказании помощи молодому музыкальному руководителю в повышении уровня профессионального мастерства и накоплении педагогического опыта, адаптации к педагогическому коллективу и коллективу детей и родителей.                                                      

Задачи: 

  • привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности (а именно к музыкально);
  • оказать теоретическую, психологическую и методическую поддержку;  
  • познакомить с новыми технологиями, используемыми в работе музыкального руководителя и помочь внедрить их в образовательную деятельность;  
  • оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении ‒ уровня организации образовательной деятельности;
  • помочь в ведении документации музыкального руководителя (рабочая программа, перспективный и календарный план работы, план по самообразованию, мониторинг и т. д.);                                          
  • применение форм и методов организации в работе с детьми дошкольного возраста; организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
  • организовать праздничные мероприятия в ДОУ;
  • проанализировать музыкальные занятия.                            

Работу с молодым специалистом выстраивала поэтапно:                                                 

  • 1 этап – адаптационный (стажировка):

Это самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. На этом этапе происходит осознание своих возможностей как педагога, понимание своей значимости для детей, родителей, коллег.

Первым шагом в работе с молодым специалистом стало знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации.

Были изучены:

- «Основная образовательная программа МДОУ»;

- цели и задачи годового плана МДОУ.

Оказана методическая помощь в составлении:

- «Рабочей программы»;

- календарно-тематического планирования;

- сценариев к праздникам и развлечениям;

- подбор конкурсного репертуара.

Рекомендовано учитывать при оформлении документации образовательного процесса такие принципы как систематичность, последовательность, в соответствии с требованиями ФГОС.

  • 2 этап – основной:

На этом этапе происходит развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения музыкальных руководителей.

А также молодой педагог активно привлекался к разработке сценариев (проведение детских праздников, развлечений и т. п.), участию праздничных мероприятиях.

Также на данном этапе была оказана помощь в разработке индивидуальных маршрутных листов для детей с ОВЗ.

  • 3 этап – контрольно-оценочный:
  • оценка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;
  • определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей;
  • подведение итогов, выводы

Работа включает в себя:

‒ оценку деятельности музыкального руководителя с детьми, с родителями;                            

          ‒ выявление динамики профессионального роста на основе отзывов родителей, коллег;

‒ определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;                               ‒ подведение итогов, выводы.                                                                             

  На этом этапе – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Таким образом, разнообразные формы работы наставника - музыкального руководителя с молодым специалистом способствуют использованию новых приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, уверенности в собственных силах, формирует мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности.

 Совместно с молодым педагогом, были выявлены основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации музыкального руководителя, особенности проведения ООД с детьми дошкольного возраста, продуктивное взаимодействие педагога с коллегами, родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству).

Без такой поддержки молодые специалисты не смогут добиться успеха и не будут удовлетворены своей деятельностью.

Наставник должен вносить свой вклад всеми возможными способами, особенно на собственном примере:

  1. раскрыть потенциал к профессии у специалиста;
  2. вовлекать его в общественную жизнь коллектива;
  3. формировать вместе с ним социально значимые интересы;
  4. способствовать развитию общих культурных перспектив, творческих способностей и компетенций педагога.

Таким образом, для эффективной работы наставничества важно понимать, что наставник и молодой специалист не рассматриваются как начальник и подчиненный или ученик и учитель. Они являются партнерами, соратниками, между которыми устанавливаются взаимовыгодные и продуктивные отношения, основанные на знаниях и опыте. Оба участника этих отношений получают и извлекают пользу друг от друга, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности.

Закончить свое выступление хотелось бы словами известной песни, но произнести их нужно всем вместе. Далее все участники хором говорят (слова на слайде) :

«И ВСЕ ТАКИ! КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ!»

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. 1. Богданова, Л. А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт. -сост. : Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А. Ю. Казаков и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

2. 2. Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 49-61.

3. Игнатьева, Е. В. Наставничество в современной школе : миф или реальность? / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 2 (23). – С. 1.

4. 3. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – М. : Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.

5. 4. Червонный, М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / М. А. Червонный // Ped.Rev. – 2017. – № 3 (17). – С. 16-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности...

План работы по наставничеству профессионального становления начинающего педагога- музыкального руководителя

В плане представлена работа наставника - музыкального руководителя  на учебный год с начинающим педагогом (музыкальным руководителем)....

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.

Самообразование важнейшая задача каждого педагога....

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»

quot;Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога"...