Проект «Осенняя пора»
проект (средняя группа)

Зубкова Екатерина Александровна

Наименование проекта «Осенняя пора»

Проблема проекта: Недостаточные знания детей об осени её приметах и дорах

Цель проекта: Создать условия для расширения и систематизации знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Рассмотрение многообразие осени; уточнение

представлений об основных признаках этого времени года.

Задачи проекта      

Образовательная: формировать разносторонние знания детей об осени ей приметах и дорах

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательная: воспитание нравственных и духовных качеств ребенка во время его общения с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dary_o_-_kopiya.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Наименование

Стр.

Паспорт проекта

Актуальность

Этапы реализации проекта

Вывод

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Осенняя пора»

По познавательному развитию для для детей с тяжелыми нарушениями речи средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №2 «Здоровячки»

Вид проекта

Познавательный, творческий

Форма проведения

Групповая

Авторы и составители проекта

Зубкова Екатерина Александровна- воспитатель

Филева Надежда Леонидовна- воспитатель

Участники проекта

  • Воспитанники средней группы ТНР №2 «Здоровячки»
  • Музыкальный руководитель
  • Воспитатели
  • родители (законные представители) воспитанников.

Цель проекта

Создать условия для расширения и систематизации знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Рассмотрение многообразие осени; уточнение

представлений об основных признаках этого времени года.

Задачи проекта

Образовательная: формировать разносторонние знания детей об осени ей приметах и дорах

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательная: воспитание нравственных и духовных качеств ребенка во время его общения с природой

Проблема проекта:

Недостаточные знания детей об осени её приметах и дорах

Сроки реализации проекта

Краткосрочный (9.10.23 – 13.10.23)

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

                                                     

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой. Сухомлинский В. А

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Актуальность темы

Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Наименование проекта «Осенняя пора»

Проблема проекта:        Недостаточные знания детей об осени её приметах и дорах

Цель проекта: Создать условия для расширения и систематизации знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Рассмотрение многообразие осени; уточнение

представлений об основных признаках этого времени года.

Задачи проекта        

Образовательная: формировать разносторонние знания детей об осени ей приметах и дорах

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательная: воспитание нравственных и духовных качеств ребенка во время его общения с природой

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. Расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;

- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Тип проекта: Познавательный, творческий

Вид проекта: групповой

Срок реализации: Краткосрочный (18.09.23 – 13.10.23)

Участники дети (4- 5 лет), воспитатели, музыкальный руководитель и родители средней группы ТНР №2 «Здоровячки»

Место реализации: МАДОУ «Детский сад «Ромашка».

Приёмы и методы реализации проекта:

• Наблюдения;

• Беседы;

• Чтение художественной и познавательной литературы;

• Подвижные и сюжетно-ролевые  игры;

• Консультации (родителям).

Методы:

• Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения,

рассказ воспитателя, чтение и разучивание потешек и пословиц.

• Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг.

• Практический: Совместная и самостоятельная работа детей и взрослых.

Этапы реализации проекта

  1.  Подготовительный этап

Содержание работы

Результат

Ответственные

Определение целей и задач, выбор создание условий совместной деятельности детей и педагогов.

Выбор проекта. Определение целей и задач проекта.

Воспитатели

Разработка плана работы на этапах реализации проекта.

Мероприятия познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической направленности.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Подбор информации поданной теме.

Создание методического обеспечения проекта. Подбор литературы по теме.

Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме проекта.

Воспитатели, дети, родители.

  1. Основной этап

        

Задачи

Срок реализации

Виды деятельности

Образовательная: формировать разносторонние знания детей об осени ей приметах и дорах

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательная: воспитание нравственных и духовных качеств ребенка во время его общения с природой

Краткосрочный (9.10.23 – 13.10.23)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры

  • «Путешествие в осенний лес»        Способствовать образованию устойчивых игровых объединений. закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путем применения игровой формы обучения, воспитание у детей бережное отношения к природе и внимательного отношения друг к другу.
  • «Прогулка по лесу»        продолжать закреплять знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путем применения игровой формы обучения, воспитание у детей бережное отношения к природе и внимательного отношения друг к другу.
  • «Разгружаем овощи»        Учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни. Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу; закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей
  • «Увозим урожай с сада»        Уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры.
  • «Лесные забавы»        Проявлять интерес к игре, побуждать к активной деятельности, называть в лесу деревья. Развивать речь, сообразительность. Воспитывать любовь друг к другу и бережное отношение к природе.
  • «Семья собирает ягоды»        Учить детей сговору на игру, формировать умение использовать предметы-заместители, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.
  • «Поездка за грибами»        Помочь создать игровую обстановку, подержать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские взаимоотношения.
  • «Семья собирает грибы»        Учить детей сговору на игру, формировать умение использовать предметы-заместители, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.
  • «Экскурсия в лес»        Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь.

Беседы

"Осень" Закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

«Приметы осени» учить определять и называть признаки осени; поддерживать беседу с воспитателем и логически отвечать на вопросы;

«Дары Осени». Формировать умение у детей различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты, называть овощи (картофель, лук, морковь, свёкла) и фрукты (яблоко, груша, лимон, бананы).

«Что нам осень принесла»  дополнить и обобщить знания детей по теме «Осень».

  1. Познавательное развитие

Дидактические игры

  • «Ягоды поспели» Закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.
  • «Парные картинки»        Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
  • «Урожай поспел» Закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.
  • «Загадай, а мы отгадаем» Уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, находить их по описанию.
  • «Огород»        Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым признакам (цвет, форма, размер).
  • «Осенние приметы» Закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
  • «Две корзинки» Совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
  • «Запасы зверей» Совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,  развивать внимание, память, наблюдательность.
  • « Вершки и корешки» Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность»

Осень. Название деревьев. (р/к) Обогащать и уточнять словарь по теме; работать над многозначностью слов «лист», «листочек»

Огород. Овощи.  (р/к, э) Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа – описание по опорному плану. Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую  и обую моторику

Сад. Фрукты. (р/к, э) Обогащать и уточнять словарь по теме. Закреплять умение составлять рассказ – описание по опорному плану. Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую  и общую моторику

Лес, ягоды, грибы (р/к) «Чем богат сибирский лес?» Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе нашего края (в лесу растет много разных деревьев, кустарников). Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод. Закреплять умения детей выделять характерные, существенные признаки ягод (морошка, клюква, брусника, черника, голубика) и грибов (подберезовик, подосиновик, белый гриб, мухомор). Закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе родного края осенью. Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

«Конструктивно-модельная деятельность»

Осень. Название деревьев.«Осенний листопад» (из бумаги) Продолжать развивать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Совершенствовать умения приемам работы с цветной гофрированной бумагой: разрывать, сминать. Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе.

Огород, овощ «Везем по мосту овощи  в магазин»        Закрепить знания об осени как времени заготовок овощей на зиму. Учить самостоятельно анализировать образец (постройку), уметь преобразовывать постройку, дополнять деталями, обыгрывать. Развивать моторику, память. Воображение. Воспитывать интерес к конструированию.

Сад. Фрукты. «Наливное яблочко»

(из бумаги)        Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Лес. Грибы и лесные ягоды.«Грибочки для осени»

(из бумаги)        Формировать умение у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдая последовательность цепочки действий; закрепить умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

  1. Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к искусству

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень». Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (И. Левитан) и изображением родной природы в картинах художника.

Прослушивание иузыка осени        Продолжать формировать интерес к музыке, развивать эстетические чувства, эмоции, формировать умение выделять их выразительные средства.

Восприятие художественной литературе

Стихотворение  "Осень наступила"  Плещеев А. Воспитывать умение слушать стихотворения,  учить понимать содержание стихотворения с помощью воспитателя, обогащать знания об осени. Воспитывать любовь к природе.

Рассказ «Осень на пороге» Н. Сладкова Расширять представления детей об осени: о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени. Воспитывать навык слушания литературного произведения, формирование эмоционального отклика на него, умения понимать вопросы и отвечать на них с помощью взрослого.

Сказа «Репка»        Совершенствование навыков рассматривания иллюстраций и соотнесения их с текстом, формировать умение понимать вопросы к произведению и отвечать на них с помощью взрослого. Воспитание правильного отношения к книге, навыка аккуратного обращения с ней.

Загадки об овощах Развивать восприятие, воображение, внимание. Закрепить знания об овощах. Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

«Овощи» Ю. Тувим  (в сокращении)        Воспитывать навык слушания литературных произведений. Развивать умение понимать вопросы к произведению, отвечать на них. Сказка «Яблоко» В. Сутеев        Совершенствование навыков рассматривания иллюстраций и соотнесения их с текстом, формировать умение пересказывать сказку по иллюстрациям. Воспитание правильного отношения к книге, навыка аккуратного обращения с ней.

Стихотворение «Яблоко»  Я. Аким        Познакомить со стихотворением, активизировать в речи прилагательные: круглое, сладкое, гладкое. Учить при повторном чтении добавлять пропущенные слова. Воспитывать интерес к стихам.

У. Рашид «Наш сад» Совершенствовать представления об осени, созревание фруктов, сбор урожая посредствам стихотворной формы. Развивать восприятие, умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любовь к поэзии.

Рассказ «Что такое лес» Ю. Дмитриев Расширять представления детей о лесе, его обитателях. Совершенствовать умение соотносить текст с иллюстрацией. Воспитывать навык слушания литературных произведений, формирование эмоционального отклика на него.

Сказка «Война грибов с ягодами» А. Даль Формирование эмоционального отклика на произведение, умения внимательно и заинтересованно слушать сказку. Совершенствование  навыка рассматривания иллюстраций и соотнесения их к тексту. Активизировать словарь по теме: названия ягод, грибов. Довести до понимания детей, что зависть, обида приводит к ссоре.

Изобразительная деятельность – лепка

Осень. Название деревьев «Осеннее дерево с листочками». Продолжать учить детей скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне. Учить детей наносить пластилин на поверхность. Развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук.

Огород. Овощи. «Маленькие и большие морковки»

Формировать умение лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закрепить умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Сад. Фрукты. «Фрукты»        Продолжать лепить предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику пальцев и реч.

Лес. Грибы и лесные ягоды «Грибы»        Формировать умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы). Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Изобразительная деятельность - аппликация» Осень. Название деревьев.

«Осеннее дерево» Обрывная        Расширять знания о приметах осени. Учить отрывать небольшие кусочки, наносить на них клей,  наклеивать в нужное место картинки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность и самостоятельность.

Огород. Овощи (р\к)         Расширять знание детей об овощах. Закрепить приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой.

Сад. Фрукты. «Компот из яблок»

Сюжетная        Показать приём вырезывания круга из квадрата (скругления углов). Закреплять знания геометрических фигур (квадрат, круг), величины (большой, маленький). Закреплять умение правильно пользоваться ножницами. Развивать чувство формы и композиции.  Воспитывать желание выполнить аппликацию.

Лес. Грибы и лесные ягоды (р\к) «Ветка рябины» Развивать мелкую моторику рук. Учить разрывать салфетку на кусочки, сминать каждый маленький кусочек в комочек и наклеивать в заданном  месте на лист бумаги. Учить понимать и анализировать содержание стихотварения.

  1. Физическое развитие»

Подвижные игры

 «Съедобное - несъедобное!», «Соберем  урожай», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» развивать ловкость, быстроту,

координацию.

Игры – соревнования «Кто быстрее обежит лужи» согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.

Физкультминутки: «Клён» «Листопад» «Грибы»

Дыхательная  гимнастика «Чей листок раньше улетит» развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Пальчиковая

гимнастика: «Осенние листья» «Осень» «Есть у каждого свой дом» «Воробьи» развивать мелкую моторику  рук

  1. Музыкальная деятельность

Подготовка к утреннику

  1. Ежедневные наблюдения в природе на прогулках

  1. Заключительный этап.

Задачи

Срок реализации

Виды деятельности

Обобщение полученного опыта в результате реализации проекта через взаимодействие ДОО, семей воспитанников.

Краткосрочный 

1.        Результаты практической деятельности – выставки детских работ

2.        Утренник «Золотая осень»

3. Выставка творческих работ «Доры осени»

Итоги проекта: Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с

2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2015, с. 12–15.

3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2016.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2017, с. 20–24.

5. Л.С. Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» - М.;АРКТИ, 2016

6. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2014. — с. 42.

7. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2015. — 80 с.

8. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ "ОСЕННЯЯ ПОРА"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ...

проект "Осенняя пора"

Тема проекта: «Осенняя пора»Информационно-практико-ориентированный проект, краткосрочный,групповой.Возраст детей: старший дошкольный возрастЦель проекта:  Продолжать  знакомить родител...

Проект «Осенняя пора».

В условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как ...

Проект "Осенняя пора"

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Осень. Приметы осени"...

Педагогический проект "Осенняя пора..."

Педагогический проект на тему «Осенняя пора…» ...

Проект "Осенняя пора"

Проект "Осенняя пора". Речевое и художественно-эстетическое развитие....

Проект "Осенняя пора, очей очарованье"

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...