Социально-нравственное воспитание дошкольников
консультация

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-nravstvenoe_vospitanie.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ

Консультация для воспитателей

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения в обществе.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Неоспорим тот факт, что с первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения, т.е. социализируется.

Социальное воспитание – это процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений. Педагогические условия, направленные на социально-нравственное воспитание детей:

  • использование программ нравственного воспитания детей;
  • знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
  • создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
  • задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям;
  • использование методов диагностики межличностных отношений детей.

Компоненты социально компетентного поведения:

  • умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
  • умение выражать желания и требования в приемлемой форме;
  • владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, умение вести и заканчивать разговор;
  • выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально- приемлемой форме.

Социально неуверенные дети склонны находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспосабливаться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и социальный статус, такова возможность взаимодействовать с социумом, и по сути, таково его психическое здоровье. Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, неуверенный ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками, что в будущем облегчит ему обучение в школе.

Да и в современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками: уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других работников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Литература

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика (раздел: «Социально-нравственное развитие дошкольников»). Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007
  2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: ТЦ Сфера, 2000
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002

http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/osobennosti_mezhlichnostnogo_vzaimodejstvija_v_obshhenii_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_kollektive_sverstnikov/21-1-0-123 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»

Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем...

Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

Актуальность   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...

Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....

"Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников" (статья)

Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников.   Дошкольный возраст – удивительный период в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происх...

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...