"Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анкеты для родителей101 КБ
Файл ankety_dlya_roditeley.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68», НМР РТ

Выступление на педсовете по теме:

«Специфика познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ».

                                                               

                                                                                                       

                                                                             Подготовила воспитатель I категории:

                                                                      Умникова О. А.

                                     

                                                                       

НИЖНЕКАМСК, 2020


Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

                                  Китайская пословица.

   

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.  

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

 Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

   В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.    

     В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное  место в высшей и средней школе.

     Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

  Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребёнка».

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

      Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

    Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.  Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.  Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

   Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль

 Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

   Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. 

    Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников в ДОУ. 

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

   В условиях нашего ДОУ мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:

     *  во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.  

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют    

      наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

   Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке и т.п.

3.По количеству детей: индивидуальные(1-4ребёнка); групповые(5-10детей); коллективные(вся группа).

4.По причине их проведения: случайные, специальной подготовки не требуют; запланированные, подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач; поставленные в ответ на вопрос ребёнка - выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические(проводимые от случая к случаю); систематические.

6. По продолжительности: кратковременные (5-10минут); длительные(свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.

8.По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

 9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.

Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)

Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии. 

  В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

Ситуация выбора.

   Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка. 

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной “Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма.

1.Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в

раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.Наблюдение результатов эксперимента.

7.Фиксирование результатов эксперимента.

8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).


2. Совместная деятельность с детьми .Экспериментирование  осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).  

    Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

        Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия.

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).  

  Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.

 Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:

– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилия для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности интересов;

– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

     С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

     Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

  Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка, способствуют формированию основ научного мировоззрения. Они  постоянно пополняется новыми материалами необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с возрастом детей и их интересами,
 
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

В мини-лабораториях может быть выделено:        
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

- приборы-помощники: лупы,  компас, магниты, микроскопы,  зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

 Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика. 

Часть образовательной деятельности педагоги направляют на реализацию проектов. С внедрением проектно-исследовательской работы значительно вырастают показатели роста личности ребенка. Но они будут высокими только в том случае, если воспитатель будет придерживаться правила трех “П”:

 Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.

 Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть

 Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.

Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка. 

Стремясь создать условия для исследовательской активности, педагоги столкнулись с трудностями:

Создание лаборатории.

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование занятий.

   Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. 

    Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

     В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).

Ведущий: Дорогие мамы и бабушки, а теперь задание для вас!

                   Постарайтесь догадаться, о ком речь пойдет сейчас?

Кто из героев сказок мог бы разместить в современной газете подобное объявление?

Вспомните, как называются эти литературные произведения?

Ведущая читает «газетные объявления», родители называют сказку, ее автора и персонаж сказки.

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина).

Несу золотые яйца. Дорого. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н.Толстого)

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть Света. (Доктор Айболит из одноименной сказки К.И.Чуковского)

Предлагаю платные услуги. Отмою все! (Мойдодыр из одноименной сказки К.И.Чуковского)

Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

С помощью этого предмета главный герой сказки нашел счастье и мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки.(Игла из сказки «Кощей бессмертный»)

Каким, очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? (Печкой в сказке «Емеля»)

Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я все видел злым и безобразным. (Кай из сказки «Снежная королева»)

О ком идет речь в этих стихах:

«Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце была,

Кто мастерица эта была?» (Василиса прекрасная)

Она пришла из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. (Дюймовочка)

В какой сказке действуют, как живые существа, овощи: лук, помидор, тыква? (Приключения Чипполино»)

Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. ( «Чебурашка»)

 

(Читают задания ведущие, бабушки под музыку выполняют имитацию движений, дети помогают)

*Помешивают кашу правой рукой, а левой- держат ребёнка и укачивают его. *Моют полы правой рукой, а левой- вытирают пыль на шкафах. *Правой - моют окна, левой - качают коляску. *Гладят бельё, складывают в стопку и режут лук. *Красят стены и наклеивают потолочную плитку. *Работают за компьютером и поют, качая колыбель.



Предварительный просмотр:

              «Безопасность  жизнедеятельности  дошкольников»

Содержание:

- «Безопасность Вашего ребенка»

- «Безопасность ребенка в семье»

- «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»

- «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры  

    безопасности у детей»

Анкета для родителей

«Безопасность Вашего ребенка»

           Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

1. Оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?________________________

2.Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?__________________________

3.Разрешаете ли Вы ребенку открывать входную дверь?___________________

4.Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?_________________________

5.К кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли  Ваш ребёнок телефоны бабушки, соседей?_________________________________________

6.Разрешанте ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?________________________________________________________

7. Учите ли вы своего ребенка тому. Как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?____________________________________________

8. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?____________________________________________________

9.Считаете ли  Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с вами откровенен?___________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Безопасность ребенка в семье»

            Уважаемые родители! Мы проводим  исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на вопросы данной анкеты.  Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в  семье, образование.

1.Считаете ли Вы  необходимым знакомить детей с правилами безопасности    

   в   быту? Если да, то укажите, с какого возраста?_______________________

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (Укажите

   цифрами степень значимости).

- Родители,

- воспитатели,

- школьные учителя,

- медицинские работники,

- преподаватели безопасности  жизнедеятельности.

- Другие (укажите)_________________________________________________

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются в вашем  

    доме.____________________________________________________________

4. Какие предметы безопасности жизнедеятельности в быту должны знать  

   дети дошкольного возраста?

   - Нельзя играть со спичками, зажигалками,

   - нельзя трогать электроприборы,

   - нельзя брать без разрешения лекарства,

   - нельзя при пожаре прятаться, нужно звонить по телефону 01,

   - Другие варианты.________________________________________________

5.Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

   - Прячем от детей опасные предметы,

   - учим пользоваться (уточните чем),

   - запрещаем.

   - Назовите свой вариант.____________________________________________

6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один дома?  Если да, то что

    Вы говорите ему, когда уходите из дома?

   - Не ешь грязные овощи и фрукты,

   - никому не открывай двери,

   - не трогай лекарства,

   - не включай газовую плиту,

   - не играй со спичками,

   - не подходи к телефону.

 - Укажите вой вариант.______________________________________________

8. Знает ли  Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

    - Да,

    - нет,

    - не знаю,

    - знает только (укажите что).______________________________________

9.Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать  

    службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие.  Знает ли Ваш    

    ребенок, как  их вызывать?

   - Скорая помощь,

   - милиция,

  - пожарная служба.

10.  Известна ли Вам литература, где указано, как   знакомить детей

       дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (По  

       возможности  укажите название литературы и автора)._____________

11. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком  

       об опасности дом? (По возможности  укажите название).____________

12. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов дошкольного

      учреждения при ознакомлении с правилами безопасного поведения в  

     быту?___________________________________________________________

13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасности

       поведения детей в быту и в каком виде хотели бы получить от педагогов

       дошкольного учреждения?________________________________________

14. Какие травмы получал Ваш ребёнок  дома? (Обведите ответ).

     - Порезы,

    - ожоги (уточните какие),

    - переломы,

    - ушибы,

   - отравления (чем),

   - электротравмы,

   - попадание инородных тел.

   - Другие (Укажите).____________________________________________

15. Ваши действия при ссадинах и порезах (выберите правильный вариант).

     - Промыть рану проточной водой,

     - приложить холодный предмет,

     - прижать рану ватой,  смоченной йодом или спиртом,

     - наложить повязку.

16. Ваша первая помощь при термических ожогах (выберите правильный

      вариант).

       - Обработать йодом и ли спиртом,

       - наложить сухую повязку,

       - вскрыть пузыри.

17.Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар (выберите  

      правильный вариант)?

      - Открыть окна и двери,

      - прятаться в угол, в шкаф и т.п.,

      - двигаться, пригнувшись или ползком к выходу,

      - пытаться тушить пожар,

      - спускаться на лифте в подъезд.

                                    Благодарим за сотрудничество!

Анкета для сотрудников и родителей

«Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»

      Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается данная анкета.

Полученные данные дадут возможность педагогам  планировать и проводить работу с детьми по формированию у них навыки безопасного поведения в современном мире.

 

1.Есть ли у Вас дома дверной глазок?__________________________________

2.Есть ли у Вас дома дверная цепочка?_________________________________

3.Отдадите ли Вы преступнику свой кошелек с зарплатой по его требованию или будете сопротивляться?__________________________________________

4.Гуляете ли Вы с ребенком вечером по городу в одиночестве?____________

5.Войдете ли Вы в  лифт с незнакомым человеком?_______________________

6.Верите ли Вы, что от травм погибает больше детей, чем от всех инфекционных болезней, вместе взятых?_______________________________

7.Согласны ли Вы с тем, что курение опасно для здоровья?________________

8.Нарушали ли Вы правила дорожного движения хотя бы один раз?________

9.Оставляли ли Вы когда – либо ключ от квартиры в почтовом ящике, под ковриком и т.д.?____________________________________________________

10. Как нужно обходить транспортные средства: спереди и сзади?__________

11.Считаете ли Вы, что своему здоровью нужно уделять больше внимания?_________________________________________________________

12.Уходя из дома, выключаете ли Вы электроприборы из розеток?_________

13.Считаете ли Вы, что доверительные отношения с ребенком играют огромную роль в работе по программе «Один дома»?_____________________

14.Одобряет ли Вы раннюю углубленную работу по обучению детей поведению в экстремальных условиях?_________________________________

Выражаем Вам благодарность за сотрудничество!

 

Анкета для родителей

«Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей»

           Уважаемые родители!  Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас. Только совместная согласованная работа семьи и дошкольного учреждения, основанная на доверии и взаимной поддержке, может стать основой полноценного  воспитания ребенка.

  1.  Оцените, пожалуйста,  возможный риск попадания Вашего ребёнка в опасные ситуации по пятибалльной системе:

1.1. На дорогах.

1.2. На игровой площадке.

1.3. Дома.

1.4. В лесу.

1.5. На водоёме.

1.6.В общении со сверстниками.

1.7. В ситуации  общения с незнакомыми людьми.

 2.Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка какие  либо личностные или поведенческие особенности, провоцирующие опасное поведение:

 -_гиперактивность, агрессивность, чрезмерная застенчивость, чрезмерная неуверенность, рассеянное внимание, сильная подверженность чужому влиянию (подчеркните нужное); 

- другие подобные качества:________________________________________

3. Можете ли Вы сказать о себе, что являетесь для своего ребенка образцом безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).

3.1.Да, могу.

3.2. Это не всегда так.

3.3. Затрудняюсь ответить.

4. Считаете ли Вы необходимым наличие у Ваших детей навыков безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).

4.1. Да.

4.2. Нет.

4.3. Затрудняюсь ответить.

5. Нужно ли специально обучать детей правилам безопасного поведения?

(Нужное подчеркнуть).

5.1. Да.

5.2. Нет.

5.3. Затрудняюсь ответить.

6. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ на пятый вопрос.___________________

7. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься обучением детей основам безопасного поведения? (Проранжируйте ответы, распределите их по местам от 1 до 4).

7.1. Дошкольное учреждение.

7.2.Специалисты МЦС, полиции, здравоохранение.

7.3. Семья.

7.4. Ваш вариант ответа._____________________________________________

8. Уделяется ли в Вашей семье внимание формированию у ребёнка культуры безопасности? (Нужное подчеркнуть).

8.1. Да.

8.2. Нет.

8.3. Да, но недостаточно.

9.Если да, то какие методы воспитания Вы используете? (Нужное подчеркнуть).

9.1. Читаем нравоучения.

9.2. Накладываем запреты.

9.3. Проводим беседы.

9.4.  Анализируем с ребёнком опасные ситуации и вместе  с ним рассматриваем возможные выходы из данной ситуации.

9.5.Обсуждаем опасные ситуации на конкретных житейских примерах.

9.6. Другие методы__________________________________________________

10. Обладаете ли Вы  знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях дошкольников, определяющих выбор методов формирования у них культуры безопасности?

10.1.Да.

10.2. Нет.

10.3. В недостаточной мере.

11. Нуждаетесь ли Вы в оказании информационной поддержки со стороны дошкольного учреждения, служб, ведающих вопросами охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста? (Нужное подчеркнуть).

11.1. Да.

11.2. Нет.

11.3. Затрудняюсь  ответить.

12. Какой вид информационно – просветительской работы для Вас более приемлем? (Нужное подчеркнуть).

12.1.Родительские собрания в дошкольном учреждении.

12.2. Индивидуальные консультации.

12.3. Групповые консультации.

12.4. Памятки, буклеты, информационные стенды, сообщения  на сайте дошкольного учреждения.

12.5. Родительские практикумы, семинары, тренинги.

12.6. Предоставление материала и (или) рекомендаций для самообразования.

12.7. Другие формы работы:__________________________________________

13. Готовы ли Вы к тесному сотрудничеству с дошкольным учреждением по организации совместной работы в обеспечении личной безопасности Ваших детей и воспитанию у них культуры безопасности? (Нужное подчеркнуть).

13.1.Да, готов (а).

13.1. Нет, не готов (а).

13.3.Готов (а) , при   условии__________________________________________

14. Если да, то, какие формы сотрудничества с дошкольным учреждением Вас привлекают? (Нужное подчеркнуть).

14.1. Участие в различных тематических конкурсах, викторинах, развлечениях для детей и родителей.

14.2. Помощь в организации целевых прогулок, экскурсий.

14.3.Помощь в изготовлении костюмов, различных пособий.

14.4. Обмен информацией и опытом на сайте дошкольного учреждения.

14.5. Непосредственное  участие в реализации образовательной программы.

14.6. Ваш вариант:__________________________________________________

15. Какие темы для обсуждения и детального изучения были бы Вам интересны? (Нужное подчеркнуть).

15.1. Возрастные особенности дошкольников, определяющие необходимость обеспечения присмотра, опеки, защиты, формирования культуры безопасности.

15.2. Потенциальные опасности, их источники. Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка.  Права ребёнка и обязанности родителей.

15.3. Физическая безопасность.

15.4. Психологическая безопасность. Психологическая безопасность  и стили семейного воспитания. Безопасность игрушек. Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка.

15.5.Собственная культура безопасности родителей, компетентность в формировании культуры безопасности у детей.

15.6. Ребёнок и безопасность. Индивидуальные особенности детей и специфика формирования культуры безопасности. Выбор форм и методов семейного воспитания с учётом воспитания, с учётом индивидуальных особенностей ребенка.

15.7. Ваш вариант:_________________________________________________

  Сообщите, пожалуйста, несколько слов о себе. (Нужное подчеркнуть).

16. Ваш пол?

16.1.Мужской.

16.2 Женский.

17. Ваш возраст.____________________________________________________

18. Тип семьи.

18.1. Полная.

18.2. Неполная (поясните).

18.3. Многодетная.

19. Ваше образование, специальность?

19.1.Высшее профессиональное.

19.2. Среднее специальное.

19.3. Начальное профессиональное.

19.4. Среднее (полное).

19.5. Основное общее.

Благодарим Вас за ответы. Надеемся на тесное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....