Отчет по самообразованию
статья (подготовительная группа)

Ольга Викторовна Дериглазова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Росток» структурное подразделение Детский сад «Калинка»

 

 

 

 

 

 

             Отчет о проделанной работе по плану самообразования

 

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

Дериглазова О.В.

музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижняя салда Салда

2019- 2023 г.г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Срок реализации:

Начало работы над темой: сентябрь 2020года

Окончание работы: май 2023 года

 

Моя цель: Углубить и систематизировать знания о музыкальном развитии и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи самообразовательной работы:

1. Изучить современные технологии использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.

2.  Изучить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.

3. Изучить технологии развития способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, воображение, фантазии и творческие способности, развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений, развитие ловкости, точности координации движений, чувства уверенности в себе.)

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду музыкального зала.

 

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку.
  • Музыкальный слух.
  • Чувство ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (А через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

 

И в начале учебного 2021 года мною был составлен индивидуальный план по данной теме до окончания срока реализации.  В план вошли следующие формы реализации:

  • Музыкальные занятия с детьми.
  • Индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
  • Праздники и развлечения.
  • Интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.
  • Организация среды, и создание условий для развития музыкальности у детей. Изготовление костюмов и атрибутов для детских выступлений, обновление и пополнение оформления музыкального зала.

В течении  2020-2023  г.г.  проводилась НОД,  согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени на основании основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Росток» Структурное подразделение детский сад «Калинка»», разработанной и утвержденной ДОУ.

Каждая форма НОД включала в себя все виды музыкальной деятельности. А именно:  приветствие, развитие чувства ритма,  слушание музыки и все виды исполнительства: пение, игра на музыкальных инструментах,  музыкально - ритмические движения, игру.

За учебные 2019-2023 г. Индивидуально и совместно с педагогами были подготовлены и  реализованы следующие основные мероприятия для детей всех возрастных групп:

  • День Знаний- сентябрь
  • Праздник Осени - октябрь
  • День народного единства - ноябрь
  • День Матери - ноябрь
  • Новый год - декабрь
  • Рождественские колядки - январь
  • День защитника отечества -  февраль
  • Международный женский день - март
  • Масленица-март
  • День Победы- май
  • Выпускной бал

На всех праздниках и многочисленных развлечениях активно применялись инновационные технологии.

Итогом стали участия в городских и различных интернет- фестивалях. Чему есть подтверждение- дипломы и грамоты (на моем мини сайте  https://nsportal.ru/deriglazova-olga-0

 

В течение всего времени я изучала подобранную методическую литературу по данной теме:

-Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М., 1981

-Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1989.

-Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.-Л., 1947 г.

-Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой.

-Методики и разработки Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!» 

Так же Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году я прошла курсы повышения квалификации: 

https://disk.yandex.ru/d/pt6DA8aJOBN_xA

 

И проанализировав изученную литературу по данной теме,  мной были разработаны,  для каждой возрастной группы,  диагностические карты и задания, для определения уровня развития музыкальных способностей детей .

     Однако, проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что есть разделы музыкально-образовательной работы, которые требуют дополнительного внимания:

1) Игра на музыкальных инструментах. Навыки игры в оркестре находятся на среднем и низком уровне, следовательно, требуется работа с детьми по дальнейшему развитию и закреплению таковых.

2) Сольное пение детей. Необходима более тщательная индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения в данной области. С этой целью предлагается усилить внимание к данной проблеме, а также по итогам ее работы в конце года провести вокальный конкурс «До-ми-соль-ка» среди всех возрастных групп.

Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди ко ллег.

      В 2022-2023 учебном году в рамках городского семинара по теме: «Синтез и интеграция видов деятельности и образовательных областей дошкольного образования в контексте познавательного развития детей» проводила мастер-класс: «Многоликий ритм. Инновационные методы и премы развития чувства ритма дошкольников»

    Анализируя проделанную работу, можно отметить, что занятия, праздники, развлечения, проводились в соответствии с составленными планами и принесли ожидаемые результаты.           Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие. Хочу отметить, что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – по сильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.

Подводя итог, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень музыкальных способностей детей вырос,  заметно увеличилось количество детей, желающих принимать участие в концертной деятельности и само презентации своих талантов.          Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи :

Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;

Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;

Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...